граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений
отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с
другой — к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции
наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно
отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.
Впервые эта возможность получила свое закрепление в Основах
законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых 15
января 1991 г. В этом законе было предусмотрено, что «граждане имеют право
на профессиональную деятельность в период временного пребывания за
границей». В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991
г., предусмотрено, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск
работы и трудоустройство за границей» (ст. 10). С 1 января 1993 г. в России
вступил в силу закон СССР от 20 мая 1991 г., регулирующий выезд и въезд
граждан. На основании этого закона гражданин РФ имеет право выезжать из РФ,
в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности.
Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется
законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд,
допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на
поступление на работу. Такие разрешения установлены законодательством ФРГ,
Франции, Великобритании, США, Австрии и др.
336
Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который
называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной
рабочей силы». Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во
Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на
работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в
соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен
представить трудовой договор, завизированный административными властями,
или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также
предусмотрены: охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных
правил; порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный
порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с
иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции,
связанные с приемом на работу и въездом иностранцев или оформлением за
границу любых работников, возлагаются исключительно на Национальное
управление по иммиграции.
В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты
на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для
работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение
приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о
предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были
заключены Россией с ФРГ, Францией.
Разработку и осуществление мер в области внешней трудовой миграции
граждан РФ осуществляет Федеральная миграционная служба России. Она же
осуществляет меры по привлечению труда иностранных граждан на территории
РФ. В прошлом иностранные рабочие и специалисты (прежде всего из Вьетнама,
Китая, КНДР, Болгарии) привлекались чаще всего для работы на
лесотехнических комплексах в Республике Коми, на Дальнем Востоке, а также
для работы на различных предприятиях легкой и лесной промышленности. В 1990
году в СССР их работало примерно 200 тыс. (из них 82 тыс. вьетнамцев, их
число в разные годы колебалось от 60 до 90 тыс. человек).
2. В ряде государств есть специальное законода-
337
тельство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а
также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не
только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве
примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и
иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого
закона. Закон КНР о предприятиях-с иностранными инвестициями 1986 года.
Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным
капиталом 1980 года, Положение об особых экономических зонах провинции
Гуандун 1980 года.
Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки
разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного
права и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с
традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие
коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на
основе автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и
др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-
правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное
публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.
Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-
правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему
содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым
законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу
зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых
трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия
их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных
трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).
Положение рабочих-мигрантов и их семей в Европе было предметом
рассмотрения.Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В
Итоговом документе Венской встречи (январь 1989 г.) говорилось о
желательности улучшения в дальнейшем экономических,
338
социальных, культурных и других условий жизни рабочих-мигрантов и их семей,
«законно проживающих в принимающих странах». Была, в частности,
подтверждена готовность государств — участников Венской встречи принять
меры, необходимые для более полного использования и улучшения возможностей
получения образования детьми рабочих-мигрантов.
3. Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере
регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции.
Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в
применении традиционных институтов и норм международного частного права.
Прежде всего это проявляется в ограничении применения автономии воли
сторон.
В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные
принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex
loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном
частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется
в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Так, в Законе о международном
частном праве Венгрии 1979 года указывается, что к трудовым
правоотношениям, если законодательство не предусматривает иное, применяется
закон того государства, на территории которого выполняется работа.
Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно
права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте
Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области
трудовых отношений. Практика ряда стран показывает, что в этой области, как
правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права
сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.
Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике
Великобритании, Италии, Канады, ФРГ. В ст. 20 албанского Закона о
пользовании гражданскими правами иностранцами и применении иностранного
права 1964 года предусматривается, что «правоотношение, вытекающее из
трудового договора, если между договаривающимися сторонами не обусловлено
иное, регулирует-
339
ся законом страны, в которой предоставляется работа».
Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места
нахождения предприятия, где работает трудящийся.
В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон
страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др.
Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения
тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны
учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).
В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких
странах, например в случае с работником международного транспорта
(воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются
дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о
международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник
обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет
обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет
обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его
деятельность.
По закону Албании, Чехо-Словакии может применяться закон места
регистрации транспортного средства.
В советском законодательстве коллизионные нормы в этой области
отсутствовали. Для восполнения этого пробела в проект Закона о
международном частном праве РФ была включена статья о трудовых отношениях.
В ней была сделана попытка отразить изложенную выше практику решения этих
вопросов.
Согласно ч. 1 этой статьи, к трудовым отношениям применяется право
страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа,
если в трудовом договоре не установлено иное. Таким образом, возможность
действия принципа автономии воли не исключалась.
Согласно ч. 2, трудовые отношения на водном и воздушном транспорте
подчинены праву страны, под флагом которой используется транспортное
средство.
В ч. 3 предусматривается: «Если работа выполняется
340
лицом, командированным за границу соответствующей организацией, к трудовым
отношениям этого лица с организацией применяется российское право».
§ 2. ТРУДОВЫЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В РФ
1. Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании
трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в
соответствии с положениями российского трудового законодательства
(иностранец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает
трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о
работе в РФ на срок, указанный в договоре). Создание в России предприятий с
иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных
специалистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых
отношений с участием иностранцев.
В других случаях трудовые отношения иностранца возникают за границей в
соответствии с действующим там законодательством. Например, трудовой
договор заключается на родине иностранца, но его трудовая деятельность,
обусловленная таким договором, протекает в течение какого-то времени в
нашей стране. Это все те случаи, когда иностранец приезжает в РФ в
командировку на различные сроки (для трудовой деятельности, прохождения
производственного обучения, производственной практики, работы в качестве
корреспондента иностранной газеты и т. д.).
Законодательством установлены система лицензирования привлечения
некоренной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных
граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан (из
Вьетнама, Китая, КНДР и других стран) привлекается на работу в России на
основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной степени
определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.
В первом случае речь может идти о труде как постоянно проживающих, так и
временно пребывающих в РФ иностранцев; во втором случае, как правило,
только
341
о временно пребывающих. Положение законодательства о труде иностранцев
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64
|