реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Учебник по международному частному праву

реферат

Согласно ст. 1 Соглашения, создается указанный выше Совет для координации

совместной деятельности по созданию межгосударственной системы охраны

объектов промышленной собственности, гармонизации национального

законодательства в области правовой охраны этих объектов и разработке

конвенции по охране промышленной собственности. Имеется в виду, что эта

конвенция будет конвенцией открытого типа, в которой могут участвовать не

тольк<) страны СНГ, но и другие государства. Соглашение было подписано на

заседании Совета глав правительств государств — участников СНГ и также

носит открытый характер.

§ 4. ЛИЦЕНЗИИ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ И «НОУ-ХАУ»

Лицензия — это разрешение на использование изобретения, технического

опыта или секретов производства («ноу-хау»). В условиях современной научно-

технической революции торговля лицензиями развивается быстрее, чем торговля

готовой продукцией. Взаимовыгодная торговля лицензиями способствует

развитию международного научно-технического сотрудничества.

Лицензии могут передаваться на условиях простой лицензии и на условиях

исключительной лицензии. При простой лицензии продавец лицензии

(лицензиар), предоставляя право на использование изобретения покупателю

(лицензиату), сохраняет за собой право использования изобретения на этой же

территории или же право

28Э

предоставления лицензии на таких же условиях другим лицам. По договору

исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное

право на использование изобретения или иного научно-техниче-бкого

достижения («ноу-хау») в пределах, оговоренных в соглашении, и уже не может

предоставлять аналогичные права по условиям лицензий другим лицам. Кроме

покупателя лицензии, никто не может использовать изобретение на данной

территории. В отечественной практике лицензионные соглашения заключаются,

как правило, на длительные сроки (5—10 лет). В течение всего срока действия

соглашения сторонам приходится выполнять не только условия договора,

присущие обычным сделкам купли-продажи товаров, но также и специфические

условия, которые создают основу для постоянного научно-технического

сотрудничества между лицензиаром и лицензиатом.

Лицензионный договор на использование изобретения, в отношении которого

выдан в России патент, подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без

регистрации считается недействительным.

§ 5. ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И БОРЬБА С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

1. Товарный знак и знак обслуживания — это условные обозначения,

способные отличит!» товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг

других лиц. Обычно это оригинальное художественное изображение, которое

помещается на изделиях. Оно призвано служить целям рекламы изделий. Поэтому

товарные знаки имеют большое значение в международной торговле. Хороший

товарный знак способствует реализации товара и свидетельствует об

определенном качестве изделия.

В России право на товарный знак возникает вследствие его регистрации.

Если товарный знак будет зарегистрирован в РФ, то его владелец получит

право исключительного пользования знаком.

Никто не может использовать охраняемый в РФ то- j варный знак без

разрешения его владельца. Нарушением ;

прав владельца товарного знака признаются несанкцио-,

284

нированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа,

иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товара,

обозначенного этим знаком или обозначением, сходным с ним до степени

смешения в отношении однородных товаров (ст. 4 Закона о товарных знаках,

знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 23

сентября 1992 г.).

Иностранные юридические и физические лица пользуются правами,

предусмотренными законом РФ 1992 года, в силу международных договоров РФ

или на основе принципа взаимности. Заявки на регистрацию товарных знаков

подаются иностранными заявителями, так же как и заявки на изобретения,

через патентных поверенных, если международным соглашением, участником

которого является РФ, не предусмотрен иной порядок (см. ниже). Закон о

товарных знаках предусматривает, что товарный знак, зарегистрированный в

РФ, должен обязательно использоваться. В случае неиспользования товарного

знака в течение 5 лет действие регистрации может быть прекращено. При

решении вопроса о прекращении действия регистрации принимаются, в

частности, во внимание действия иностранного владельца товарного знака,

направленные на осуществление его права на товарный знак в РФ (например,

публикация товарного знака в газетах, журналах и рекламных материалах,

демонстрация экспонатов, обозначенных товарными знаками, на выставках и

ярмарках, проводимых в РФ, и т. п.). Иными словами, действия такого рода

рассматриваются как действия по использованию знака.

Споры о регистрации товарных знаков решаются в административном порядке

Патентным ведомством. Так, американская фирма «Philip Morris Inc.» (США),

будучи обладателем прав в СССР на товарный знак Benson and Hedges,

потребовала аннулирования в СССР регистрации английской фирмой

тождественного знака на идентичные товары. Госкомизобретений СССР

аннулировал свидетельство английской фирмы.

2. Защита прав иностранных фирм на товарные знаки в России обеспечивается

в соответствии с положениями действующего законодательства. В соответствии

с Законом о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака

признаются несанкционированное изго-

285

товление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в

хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара,

обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени

смешения, в отношении однородных товаров (п. 2).

Необходимо обратить внимание на то, что владелец товарного знака в России

может запретить другой фирме ввозить товар в Россию, обозначенный таким

знаком или сходным с ним. В случаях незаконного использования владелец

знака может потребовать 1) прекращения нарушения, 2) взыскания причиненных

нарушением убытков, 3) удаления с товара или его упаковки незаконно

используемого знака, 4) уничтожения изображений знака, 5) принятия иных

мер.

С охраной товарных знаков иностранцев тесно связано пресечение

недобросовестной конкуренции.

Основные положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, содержатся в

Законе России о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

товарных рынках от 22 января 1991 г. Согласно ст. 10 Закона, в частности,

не допускается:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных

причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его

деловой репутации;

б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и

места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его

рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами

других хозяйствующих субъектов;'

г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или

маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления

товара другого хозяйствующего субъекта.

Основы гражданского законодательства 1991 года также устанавливают запрет

недобросовестной конкуренции.

Положения российского законодательства о недобросовестной конкуренции

воспроизводят ст. 10 бис Парижской конвенции по охране промышленной собст—

286

венности, участником которой является Россия (см. ниже).

Приведем пример из судебной практики, связанной с борьбой с

недобросовестной конку ренцией. В конце 1992 года московский магазин «Люкс»

продал 20 тыс. джинсов китайского производства с товарными знаками и

другими атрибутами джинсов известной американской фирмы «Леви Страусе». В

рекламе по телевидению было сообщено, что продаются джинсы последней модели

производства этой фирмы. По искам потребителей к магазину «Люкс» районный

суд Москвы в начале 1993 года принял решение о расторжении договора купли-

продажи, возмещении убытков и компенсации за моральный ущерб, нанесенный

продажей фальсифицированного товара. В сумму, взысканную с магазина в

пользу каждого покупателя, вошла стоимость настоящих джинсов «Леви Страусе»

в пересчете на рубли в компенсация за моральный ущерб.

Страны СНГ осуществляют сотрудничество в выявлении и пресечении

недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов (ст. 2 Соглашения о

согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.).

3. Для того чтобы обеспечить за рубежом охрану товарных знаков на

российские экспортные товары, такие знаки необходимо зарегистрировать в

соответствующих государствах. Для экспортных товаров часто применяются

специально создаваемые знаки, приобретающие большую популярность (знаки для

часов, спичек, крабов и т. д.). Хороший товарный знак способствует

продвижению отечественных товаров на внешнем рынке. Отсутствие же охраны на

товарный знак может затруднить реализацию товара. Предприятия, продукция

которых экспортируется за границу, регистрируют свои товарные знаки за

рубежом.

§ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ

ОБРАЗЦЫ И ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

1. Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав

на изобретения и товарные знаки, является Парижская конвенция по охране

промышленной собственности (см. гл. 2). Главная цель конвенции состоит в

создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных

образцов,

287

регистрации товарных знаков фирмами, организациями и гражданами одних

государств в других.

Конвенция была подписана на конференции, состоявшейся в Париже 20 марта

1883 г. В дальнейшем она пересматривалась и дополнялась на конференциях

1900, 1911, 1925, 1934 годов, а в послевоенный период в Лиссабоне (1958 г.)

и Стокгольме (1967 г.). Участники конвенции образуют Международный союз по

охране промышленной собственности (Парижский союз). В нем участвуют 105

государств, в частности Россия, Украина, Беларусь и др.

Для различных стран-участниц конвенция действует в разных редакциях в

зависимости от того, какая из них ратифицирована соответствующей страной.

Советский Союз присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях с 1

июля 1965 г., а ее стокгольмский текст был ратифицирован СССР 19 сентября

1968 г.

Парижская конвенция не предусматривает создания международного патента,

который, будучи выдан в одной стране — участнице конвенции, действовал бы

во всех других странах. В любой другой стране Международного союза

изобретение может свободно использоваться без выплаты вознаграждения, если

оно там не запатентовано. Точно так же конвенция не ставит своей задачей

создание международного товарного знака.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип

национального режима. Конвенция предусматривает предоставление гражданам и

фирмам любой страны — ее участницы такой же охраны промышленной

собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем

своим гражданам законодательством данного государства (ст. 2).

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило

о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в конвенцию

объясняется следующим: патент получает тот, кто первым подал заявку на

изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения,

которая является необходимым условием выдачи патента. При патентовании

изобретения за границей вопрос о новизне осложняется тем, что изобретение,

уже запатентованное в одном государстве, не является «новым» и,

следовательно, непатентоспособно в другой стране. Запатен-

288

товать же изобретение одновременно в ряде государств — задача очень

сложная. Положение облегчается для заявителей из стран — участниц

конвенции. Лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.