приводить к досрочному и одностороннему прекращению концессионного
договора. Такой аргумент приводился в Великобритании и других странах после
национализации Египтом Компании Суэц-кого канала и в ряде других случаев.
Эти юристы утверждают, что соглашение о концессии — это квазимеждународный
договор, к которому применяется принцип pacta sunt servanda, и
соответственно поэтому досрочное прекращение такого договора в силу акта о
национализации следует рассматривать как международный деликт. Между тем
этот довод не исходит из дейст-
177
вительной правовой природы концессионного договора. Концессия не может
регулироваться международным правом, это — обязательство, которое
регулируется внутренним правом (см. гл. 6). Без прекращения концессий
национализация в большинстве случаев вообще была бы невозможной, поскольку
иностранные монополии осуществляют эксплуатацию естественных богатств
развивающихся стран на основе концессионных договоров.
6. Признание одним государством национализации собственности его граждан
и юридических лиц, проведённой другим государством, часто становится в
международной практике предметом международных соглашений. В таком
соглашении могут быть урегулированы и взаимные имущественные претензии,
возникшие в связи с проведением национализации. Урегулирование подобных
претензий вытекает из самого факта признания действия национализации.
Первым соглашением такого рода в советской дого-ворно-правовой практике
был советско-германский договор, заключенный в Рапалло 16 апреля 1922 г. По
ст. 2 договора Германия признала национализацию, проведенную в Советской
России, поскольку она прямо отказалась от предъявления претензий в
отношении имущества германских граждан, национализированного Советским
государством без какой-либо компенсации, «при условии, что правительство
РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств».
Советско-американским соглашением 1933 года (соглашением Литвинов —
Рузвельт), а затем обменом нотами в 1937 году по вопросу об урегулировании
долговых претензий и претензий на национализированное имущество со стороны
США была признана национализация, проведенная Советским государством.
Правительство США получило от СССР право истребования некоторого
находящегося на территории Соединенных Штатов Америки имущества,
перешедшего к Советскому государству в силу законов о национализации.
Советский Союз заключал соглашения, касавшиеся вопросов национализации,
проведенной в Прибалтийских республиках, с Великобританией (1968 г.),
Данией (1964 г.), Нидерландами (1967 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией
(1941 и 1964 гг.). Остановимся на соглашении между СССР и Великобританией
об урегулировании
178
взаимных финансовых и имущественных претензий от 5 января 1968 г.
Соглашение касалось двух основных групп претензий, возникших после 1 января
1939 г. К одной из них относились имущественные права английских
юридических лиц, затронутые, в частности, мерами по национализации в
Латвийской, Литовской и Эстонской Советских Социалистических Республиках, а
также западных областях Украины, Молдавии, Белоруссии и РСФСР, и некоторые
другие права. К другой — находившиеся на территории Англии имущество и
другие активы, включая счета в банках, задержанные английскими властями
суда, банковские, коммерческие и финансовые требования, принадлежавшие
физическим и юридическим лицам Латвии, Литвы, Эстонии, а также западных
областей Украины, Молдавии, Белоруссии и РСФСР, а также хранившееся в Банке
Англии золото бывших центральных банков Латвии, Литвы и Эстонии, передача
которого Госбанку СССР была задержана правительством Великобритании. По
соглашению претензии не подлежали взаимному предъявлению, а каждое
правительство несло исключительную ответственность за урегулирование
претензий и распределение оставшихся на его территории активов между своими
гражданами (физическими и юридическими лицами).
Правительство Великобритании за счет активов, остававшихся на его
территории, регулировало претензии держателей обязательств (облигаций),
выданных правительством СССР английским акционерным обществам «Тетюхе
майнинг корпорейшн» и «Лена Голдфилдс Лимитед» (см. гл. 7), независимо от
гражданства таких держателей (ст. 4). Кроме того, правительство
Великобритании за счет этих же активов обязывалось выплатить определенную
сумму Советскому правительству в возмещение части соответствующих претензий
(ст. 5).
Болгария заключала соглашения по вопросам национализации с
Великобританией (1955 г.), Францией (1959 г.), Швейцарией (1954 г.); Польша
— с Великобританией (1949 и 1954 гг.), Данией (1953 г.), США (1980 г.),
Францией (1948 г.), Швецией (1949 г.). Аналогичные соглашения были
заключены Венгрией, Румынией, Чехословакией и Югославией.
Заключение государством международных соглаше-
179
ний по этим вопросам следует считать подтверждением наличия у государства
права самостоятельно определять условия проведения национализации.
§ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1. Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах
отличается большим разнообразием, что предопределяется существенными
различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В
них иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному
контролю, а в ряде случаев национализировался. В странах в одних случаях
иностранные капиталовложения ограничивались, а в других — поощрялись путем
предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся
государств по отношению к иностранному капиталу часто характерны колебания
и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные
государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений,
вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные
монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут
вразрез с национальными интересами этих стран.
Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего
внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством,
законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными
кодексами). В данной области международного частного права нормы этого
законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными
частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, то есть, как
правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования.
2. К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных
капиталовложений относятся: а) установление особого государственного
контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных
богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее
важные для народного хо-
180
зяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального
государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых
иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные
на использование какой--то части прибылей иностранных предприятий для
внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при
переводе прибылей за границу и т. п.); д) определение концессионной
политики.
Инвестиционные кодексы предусматривают обычно несколько режимов для
иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим
устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и
создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована
развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным
режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при «возе
оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности
предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного
срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право
полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление
гарантий на случай национализации и т. п.
В государствах Латинской Америки были приняты специальные законы об
иностранных капиталовложениях, устанавливающие порядок перевода прибылей за
границу и другие условия иностранных капиталовложений. Например, такой
закон действует в Мексике с 8 мая 1973 г.
3. Подробное регулирование правового режима иностранных инвестиций
имеется в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия и др.), которые проводят
активную политику привлечения иностранного капитала и использования его для
решения задач экономического развития своих стран.
В ст. 18 Конституции КНР 1982 года говорится, что «Китайская Народная
Республика разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным
хозяйственным организациям либо отдельным лицам в соответствии с законами
Китайской Народной Республики вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в
различных формах экономическое сотрудничество с китайскими
181
предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями». В КНР
принят ряд нормативных актов, касающихся создания предприятий, основанных
на китайском и иностранном капитале или же полностью принадлежащих
иностранному капиталу. В смешанных предприятиях доля капиталовложений
иностранных участников должна составлять не менее 25%. Верхний предел не
оговаривается. В установлении этого минимума состоит одна из особенностей
законодательства КНР, поскольку в законодательстве ряда других стран
ограничивается максимум иностранного участия (он может быть не более 50 или
49%). В китайских комментариях к соответствующим законодательным актам
обычно подчеркивается, что ограничение по минимуму участия должно
способствовать серьезным и значительным иностранным капиталовложениям.
В СРВ постановлением Совета Министров от 18 апреля 1977 г. был утвержден
Устав иностранных капиталовложений.
4. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России осуществляется
прежде всего специальным законодательством в этой области: Законом об
иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. и Законом об
инвестиционной деятельности в РСФСР от 26 июня 1991 г., а также другими
законами.
Кроме того, отдельные положения об иностранных инвестициях содержатся в
налоговом законодательстве, Законе о предприятиях и предпринимательской
деятельности, Законе о недрах и др.
Специальные законодательные акты об иностранных" инвестициях были приняты
на Украине, в Беларуси, Казахстане, Кырплзстане, Узбекистане, Таджикистане,
Туркменистане, Азербайджане, Молдове, Грузии, а также в странах Балтии:
Литве, Латвии и Эстонии.
Согласно закону от 4 июля 1991 г., иностранными инвестициями являются все
виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными
инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в
целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование из
территории России путем:
182
— долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими
юридическими лицами и гражданами;
— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а
также филиалов иностранных юридических лиц;
— приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений,
долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг
а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории
России законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
— приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
— приобретения иных имущественных прав;
— иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной
действующим на территории России законодательством, включая предоставление
займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64
|