субъективных суждений о ней.
2. Главный показатель политического реализма — «понятие интереса,
выраженного в терминах власти». Оно обеспечивает связь между разумом,
стремящимся понять международную полигику, и фактами, подлежащими познанию.
Оно позволяет понять политику как самостоятельную сферу человеческой
жизнедеятельности, не сводимую к этической, эстетической, экономической или
религиозной сферам. Тем самым указанное понятие позволяет избежать двух
ошибок. Во-первых, суждения об интересе политического деятеля на основе
мотивов, а не на основе его поведения. И, во-вторых, выведения интереса
политического деятеля из его идеологических или моральных предпочтений, а
не из его «официальных обязанностей».
Политический реализм включает не только теоретический, но и нормативный
элемент: он настаивает на необходимости рациональной политики. Рациональная
полигика — это правильная политика, ибо она минимизирует риски и
максимизирует выгоды. В то же время рациональность политики зависит и от ее
моральных и практических целей.
3. Содержание понятия «интерес, выраженный в терминах власти» не является
неизменным. Оно зависит от того политического и культурного контекста, в
котором происходит формирование международной политики государства. Это
относится и к понятиям «сила» (power) и «политическое равновесие», а также
к такому исходному понятию, обозначающему главное действующее лицо
международной политики, как «государство-нация».
Политический реализм отличается от всех других теоретических школ прежде
всего в коренном вопросе о том, как изменить
22
современный мир. Он убежден в том, что такое изменение может быть
осуществлено только при помощи умелого использования объективных законов,
которые действовали в прошлом и будут действовать в будущем, а не путем
подчинения политической реальности некоему абстрактному идеалу, который
отказывается признавать такие законы.
4. Политический реализм признает моральное значение политического
действия. Но одновременно он осознает и существование неизбежного
противоречия между моральным императивом и требованиями успешного
политического действия. Главные моральные требования не могут быть
применены к деятельности государства как абстрактные и универсальные нормы.
Они должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени.
Государство не может сказать: «Пусть мир погибнет, но справедливость должна
восторжествовать!». Оно не может позволить себе самоубийство. Поэтому
высшая моральная добродетель в международной политике — это умеренность и
осторожность.
5. Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления
какой-либо нации с универсальными моральными нормами. Одно дело — знать,
что нации подчиняются моральному закону в своей политике, и совсем другое —
претендовать на знание того, что хорошо и что плохо в международных
отношениях.
6. Теория политического реализма исходит из плюралистической концепции
природы человека. Реальный человек — это и «экономический человек», и
«моральный человек», и «религиозный человек» и т. д. Только «политический
человек» подобен животному, ибо у него нет «моральных тормозов». Только «мо-
ральныйчеловек» — глупец, т.к. он лишен осторожности. Только
*PeJЭДi^^fe^йLчeлoвeкoм'> может быть лишь святой, поскольку у
него^й^Ынв^^еланий.
^Тризнжвая это, политический реализм отстаивает относительную
автономность указанных аспектов и настаивает на том, что познание каждого
из них требует абстрагирования от других и происходит в собственных
терминах.
Как мы увидим из дальнейшего изложения, не все из вышеприведенных
принципов, сформулированных основателем теории политического реализма Г.
Моргентау, безоговорочно разделяются другими приверженцами — и, тем более,
противниками— данного направления. В то же время его концептуальная
стройность, стремление опираться на объективные законы общественного
развития, стремление к беспристрастному и строгому ана-
23
лизу международной действительности, отличающейся от абстрактных идеалов и
основанных на них бесплодных и опасных иллюзиях, — все это способствовало
расширению влияния и авторитета политического реализма как в академической
среде, так и в кругах государственных деятелей различных стран.
Однако и политический реализм не стал безраздельно господствующей
парадигмой в науке о международных отношениях. Превращению его в
центральное звено, цементирующее начало некоей единой теории с самого
начала мешали его серьезные недостатки.
Дело в том, что, исходя из понимания международных отношений как
«естественного состояния» силового противоборства за обладание властью,
политический реализм, по существу, сводит эти отношения к
межгосударственным, что значительно обедняет их понимание. Более того,
внутренняя и внешняя политика государства в трактовке политических
реалистов выглядят как не связанные друг с другом, а сами государства — как
своего рода взаимозаменяемые механические тела, с идентичной реакцией на
внешние воздействия. Разница лишь в том, что одни государства являются
сильными, а другие — слабыми. Недаром один из влиятельных приверженцев
политического реализма А. Уолферс строил картину международных отношений,
сравнивая взаимодействие государств на мировой арене со столкновением шаров
на бил-лиардном столе (21). Абсолютизация роли силы и недооценка значения
других факторов, — например таких, как духовные ценности, социокультурные
реальности и т.п., — значительно обедняет анализ международных отношений,
снижает степень его достоверности. Это тем более верно, что содержание
таких ключевых для теории политического реализма понятий, как «сила» и
«национальный интерес», остается в ней достаточно расплывчатым, давая повод
для дискуссий и многозначного толкования. Наконец, в своем стремлении
опираться на вечные и неизменные объективные законы международного
взаимодействия политический реализм стал, по сути дела, заложником
собственного подхода. Им не были учтены весьма важные тенденции и уже
произошедшие изменения, которые все в большей степени определяют характер
современных международных отношений от тех, которые господствовали на
международной арене вплоть до начала XX века. Одновременно было упущено еще
одно обстоятельство: то, что указанные изменения требуют применения, наряду
с традиционными, и новых методов и средств научного анализа международных
отношений. Все это вызвало критику в ад-
24
рее политического реализма со стороны приверженцев иных под-хов, и, прежде
всего, со стороны представителей так называемого модернистского направления
и многообразных теорий взаимозависимости и интеграции. Не будет
преувеличением сказать, что эта полемика, фактически сопровождавшая теорию
политического реализма с ее первых шагов, способствовала все большему
осознанию необходимости дополнить политический анализ международных реалий
социологическим.
Представители ^модернизма*, или «научного» направления в анализе
международных отношений, чаще всего не затрагивая исходные постулаты
политического реализма, подвергали резкой критике его приверженность
традиционным методам, основанным, главным образом, на интуиции и
теоретической интерпретации. Полемика между «модернистами» и
«традиционалистами» достигает особого накала, начиная с 60-х гг., получив в
научной литературе название «нового большого спора» (см., например: 12 и
22). Источником этого спора стало настойчивое стремление ряда
исследователей нового поколения (Куинси Райт, Мортон Кап-лан, Карл Дойч,
Дэвид Сингер, Калеви Холсти, Эрнст Хаас и мн. др.) преодолеть недостатки
классического подхода и придать изучению международных отношений подлинно
научный статус. Отсюда повышенное внимание к использованию средств
математики, формализации, к моделированию, сбору и обработке данных, к
эмпирической верификации результатов, а также других исследовательских
процедур, заимствованных из точных дисциплин и противопоставляемых
традиционным методам, основанным на интуиции исследователя, суждениях по
аналогии и т.п. Такой подход, возникший в США, коснулся исследований не
только международных отношений, но и других сфер социальной
действительности, явившись выражением проникновения в общественные науки
более широкой тенденции позитивизма, возникшей на европейской почве еще в
XIX в.
Действительно, еще Сеи-Симон и О. Конт предприняли попытку применить к
изучению социальных феноменов строгие научные методы. Наличие солидной
эмпирической традиции, методик, уже апробированных в таких дисциплинах как
социология или психология, соответствующей технической базы, дающей
исследователям новые средства анализа, побудило американских ученых,
начиная с К. Райта, к стремлению использовать весь этот багаж при изучении
международных отношений. Подобное стремление сопровождалось отказом от
априорных суждений относительно влияния тех или иных факторов на характер
меж-
25
дународных отношений, отрицанием как любых «метафизических предрассудков»,
так и выводов, основывающихся, подобно марксизму, на детерминистских
гипотезах. Однако, как подчеркивает М. Мерль (см.: 16, р. 91—92), такой
подход не означает, что можно обойтись без глобальной объяснительной
гипотезы. Исследование же природных явлений выработало две противоположных
модели, между которыми колеблются и специалисты в области социальных наук.
С одной стороны, это учение Ч. Дарвина о безжалостной борьбе видов и законе
естественного отбора и его марксистская интерпретация. С другой —
органическая философия Г. Спенсера, в основу которой положена концепция
постоянства и стабильности биологических и социальных явлений. Позитивизм в
США пошел по второму пути — пути уподобления общества живому организму,
жизнь которого основана на дифференциации и координации его различных
функций. С этой точки зрения, изучение международных отношений, как и
любого иного вида общественных отношений, должно начинаться с анализа
функций, выполняемых их участниками, с переходом затем к исследованию
взаимодействий между их носителями и, наконец, — к проблемам, связанным с
адаптацией социального организма к своему окружению. В наследии
органицизма, считает М. Мерль, можно выделить два течения. Одно из них
уделяет главное внимание изучению поведения действующих лиц, другое —
артикуляции различных типов такого поведения. Соответственно, первое дало
начало бихевиоризму, а второе — функционализму и системному подходу в науке
о международных отношениях (см.: там же, р. 93).
Явившись реакцией на недостатки традиционных методов изучения
международных отношений, применяемых в теории политического реализма,
модернизм не стал сколь-либо однородным течением — ни в теоретическом, ни в
методологическом плане. Общим для него является, главным образом,
приверженность междисциплинарному подходу, стремление к применению строгих
научных методов и процедур, к увеличению числа поддающихся проверке
эмпирических данных. Его недостатки состоят в фактическом отрицании
специфики международных отношений, фрагментарности конкретных
исследовательских объектов, обусловливающей фактическое отсутствие
целостной картины международных отношений, в неспособности избежать
субъективизма. Тем не менее многие исследования приверженцев модернистского
направления оказались весьма плодотворными, обогатив науку не только новыми
методиками, но и весьма значи-
26
мыми выводами, сделанными на их основе. Важно отметить и то обстоятельство,
что они открыли перспективу микросоциологической парадигмы в изучении
международных отношений.
Если полемика между приверженцами модернизма и политического реализма
касалась, главным образом, методов исследования международных отношений, то
представители транснационализма (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най), теорий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|