Relations Third Debate. Boulder. 1982.
12. Wallerstein I. The Politics of the World Economy. — Cambridge, 1984.
13. Frankel J. International Relations in the Changing World. — Oxford,
New York, 1979, p. 10.
14. Senarckns P. de. La politique intemationale. — Paris, 1992, p. 116.
15. Huntynger J. Introduction aux relations internationales. — Paris,
1988, p. 115—117; Чешков M.A. Государственность как атрибут цивилизации:
кризис, угасание или возрождение? // Мировая экономика и международные
отношения. 1993, М° 1.
16. Smith A. State and Nation and the Third World. — Brighton, 1983.
17. WoVers A. Discord and Colloboration. — Baltimore, 1962; Korany B. ct
coll. Analyse des relations internationales. Approches, concepts et
donnfes. — Montreal, 1987, p. 136.
18. Luard E. Types of the International Society. — N.Y., 1976.
19. Little R. International Stratification. — in: Internatinal Relations
Theory. - N.Y., 1978.
20. Zorgbibe Ch. Les organisations internationales. — Paris, 1991, p. 3.
21. Зайцева О. О методологии изучения международных организа-ций//Мировая
экономика и международные отношения. 1992, № 6.
22. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. —
M., 1989.
23. Козырев А.В. ООН — демократия против тоталитаризма // Мировая
экономика и международные отношения. 1990, № 12.
24. Нестеренко А.Е. Потенциал ООН//Международная жизнь. 1990, № 5.
25. Бутрос-Гали Б. Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций
// Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 4, с. 11.
190
Глава VIII
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Анализ характерных особенностей основных участников международных
отношений и их взаимодействия друг с другом способствует лучшему пониманию
социальной природы этих отношений и одновременно выводит на новую группу
вопросов, связанную с таким пониманием. В самом деле, какие цели преследуют
и какими интересами руководствуются участники международных отношений?
Каковы те наиболее распространенные средства и стратегии, которые
используются ими для достижения поставленных целей? Изменилась ли роль силы
в составе средств, используемых международными акторами для достижения
своих интересов?
Прежде чем перейти к рассмотрению этих вопросов, подчеркнем еще раз мысль
о том, что основными участниками международных отношений являются
государства. Действительно, автономия межправительственных организаций и
институтов как участников международных отношений носит относительный
характер уже в силу того, что принимаемые ими решения и их реализация
невозможны без участия соответствующих государств. Что же касается
неправительственных организаций, различного рода движений и частных
субъектов, то, хотя они и могут не только вступать в противоречие с теми
или иными государственными структурами и государством в целом, но и
преодолевать их сопротивление в достижении своих целей, понимание этих
целей невозможно без понимания целей, интересов и стратегий государств.
Именно поэтому, как правило, в рассмотрении вышеобозначенных вопросов
исследователи исходят, прежде всего, из анализа государств как основных
участников международных от-
191
ношений, хотя, как уже подчеркивалось, сведение международных отношений
только к межгосударственным было бы неправомерно.
1. Цели и интересы в международных отношениях
Анализ целей участников международных отношений является не только одним
из важнейших условий понимания их особенностей, но и одной из наиболее
трудных задач. Дело в том, что цель — категория во многом субъективная, и
судить о ней можно лишь на основании действительных последствий тех
действий, которые предпринимаются участниками международных отношений,
причем и в этом случае степень достоверности такого суждения отнюдь не
абсолютна и далеко не однозначна. Это тем более важно подчеркнуть, что
результаты деятельности людей нередко сильно расходятся с их намерениями.
И тем не менее в социологической науке выработан такой подход к пониманию
целей, который, не являясь абсолютной гарантией против субъективности,
зарекомендовал себя как достаточно плодотворный. Речь идет о подходе с
точки зрения поведения субъекта, то есть с точки зрения анализа последствий
его поступков, а не его мыслей и декларируемых намерений. Так, если из
нескольких возможных последствий какого-либо действия мы наблюдаем то,
которое происходит, и имеем основание считать, что его бы не было без
желания действующего субъекта, это означает, что указанное последствие и
являлось его целью (1). В качестве примера можно назвать подъем
популярности правительства М. Тэтчер в Великобритании в результате его
действий по выходу из Мальвинского кризиса.
Основываясь на указанном подходе, большинство представителей науки о
международных отношениях определяют цели как предполагаемый (желаемый)
результат действия, являющегося его причиной (побудительным мотивом) (см.,
например: 1; 2; 3). Это относится как к сторонникам политического реализма,
так и к представителям других теоретических школ в науке о международных
отношениях, в том числе марксистского и неомарксистского течений. Последние
основываются, в частности, на положении К. Маркса, согласно которому
«будущий результат деятельности существует сначала в голове человека
идеально, как внутренний образ, как побуждение и цель. Эта цель как задача
определяет способ и характер действий человека, и ей он должен подчинять
свою деятельность» (4).
192
Определенная методологическая близость отмечается также и в понимании
значения категории «интерес» для анализа соотношения объективного и
субъективного в структуре целей участников международных отношений. Не
случайно этой категории уделяется большое внимание в работах представителей
самых различных течений в науке о международных отношениях. Так, например,
теоретические построения школы политического реализма конструируются, как
мы уже видели, на основе категории «интерес, выраженный в терминах силы
(power)». С точки зрения Г. Моргентау, национальный интерес содержит два
основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый).
В свою очередь, центральный интерес состоит из трех факторов: природы
интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором
действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей
и средств (5).
В первой главе уже отмечалось, что Р. Арон (и ряд его последователей)
считал понятие национального интереса слишком многозначным и потому
малооперациональным для анализа целей и средств международных отношений.
Вместе с тем его положения о так называемых вечных целях любого государства
по существу совпадают с традиционным пониманием национального интереса,
присущим школе политического реализма. В самом деле, с точки зрения Р.
Арона вечные цели могут проявляться как абстрактным, так и конкретным
образом. В первом случае, они предстают как стремление к безопасности, силе
и славе, а во втором, — выражаются в жажде расширения пространства (или,
иначе говоря, увеличения территории, занимаемой той или иной политической
единицей), увеличения количества людей (населения государства) и завоевания
человеческих душ (распространения идеологии и ценностей данного
политического актора) (6).
В наши дни, в условиях возрастания глобальной взаимозависимости
человечества, категории «интерес» принадлежит важная роль в понимании
существа тех событий, явлений и процессов, которые происходят в сфере
международных отношений. Вместе с тем следует иметь в виду и то, что эта ее
роль не абсолютна.
Как отмечал Р. Арон, внешнеполитическая деятельность государства
выражается в действиях его лидеров, которые располагают определенными
степенями свободы в выборе целей. При этом большое значение играют
идеология, амбиции, темперамент и т.п. качества лидеров. С другой стороны,
само их положение обусловливает то, что они стремятся создать впечатление,
будто в основе всех их действий лежит национальный интерес (см.: там же, р.
97—102). Более того, некоторые исследователи считают,
7-1733 193
что хотя интерес объективен, но он, по сути, непознаваем. Поэтому для
ученого, исходящего из объективного интереса в объяснении поведения людей и
социальных общностей, опасность состоит в почти неизбежной возможности
соскользнуть на путь произвольного «конструирования» интересов. Иначе
говоря, существует риск заменить субъективность тех, кого изучает социолог,
его собственной субъективностью (см.: 1, р. 26).
Подобного мнения придерживается и известный французский специалист в
области международных отношений Ж.-Б. Дюро-зель. «Было бы, конечно, хорошо,
— пишет он, — если бы существовала возможность определить объективный
национальный интерес. Тогда можно было бы довольно просто исследовать
международные отношения путем сравнения между национальным интересом,
предлагаемым лидерами, и объективным национальным интересом. Беда однако
состоит в том, что любое размышление об объективном национальном интересе
является субъективным» (7).
В конце концов, поскольку с такой точки зрения определить понятие
национального интереса не представляется возможным, предлагают считать
побудительным мотивом действий участников международных отношений не
интерес, а «национальную идентичность» (8). Речь идет о языке и религии как
основах национального единства, о культурно-исторических ценностях и
национально-исторической памяти и т.п. С этих позиций, например, поведение
Франции на международной арене может быть лучше понято, если иметь в виду
колебания ее исторических традиций между патриотизмом и пацифизмом,
антиколониальной идеологией и идеей «цивилизаторской миссии», лежавшей в
основе колониальных экспансий, и т.п. В свою очередь, ключом к пониманию
международной деятельности США может служить историческая традиция,
сторонами которой являются изоляционизм «отцов-основателей» и
интервенционизм (см.: там же, р. 474).
Действительно, без учета культурно-исторических традиций и национальных
ценностей понимание внешней полигики того или иного государства и
международных отношений в целом было бы неполным, а потому и неверным. И
все же, скорее всего, ближе к истине Г. Моргеитау, который не
противопоставляет национальную идентичность национальному интересу, а
считает первую неотъемлемым элементом второго (см: 18, р. 3—12).
В самом деле, в основе всякого интереса лежат объективные потребности,
нужды субъекта или-социальной общности, обусловленные его экономической,
социальной, политической и иной
194
ситуацией. Процесс познания социальных потребностей и есть процесс
формирования интересов людей (см. об этом: 3, с. 112— 124). Интерес, таким
образом, — категория объективно-субъективная. Причем, объективным в своей
основе может быть не только истинный, но и ложно понятый интерес. Так,
десятилетиями на Западе существовало мнение о советской военной угрозе, а
следовательно, о том, что наращивание вооружений служит коренным интересам
демократических государств в защите от нападения со стороны тоталитарного
режима. И хотя в действительности Советский Союз не был заинтересован в
нападении на западные страны, его поведение во внешнеполитической области,
как и внутри страны, давало основания для их недоверия к нему
(справедливости ради следует отметить, что верно и обратное). Реально же
гонка вооружений не служила интересам ни одной, ни другой стороны.
Бывают также мнимые и субъективные национальные интересы. Примером
первого могут служить такие обстоятельства, когда идея становится
национальным мифом, овладевает умами людей, и доказать им эту мнимость
чрезвычайно трудно (9). Что касается субъективного интереса, то
хрестоматийный пример здесь — поступок Герострата, добившегося бессмертной
«славы» поджогом храма. В сфере современных международных отношений
примером субъективного «национального интереса» могут служить мотивы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|