которыми руководствовался Саддам Хусейн при вторжении Ирака в Кувейт в 1991
году (декларации о необходимости присоединения к Ираку «исконно
принадлежавшей ему провинции» были лишь предлогом для попыток решить
внутренние трудности иракского режима путем «небольшой победоносной
войны»).
Наряду с основными (коренными, постоянными) и неосновными
(второстепенными, временными) интересами, интересами объективными и
субъективными, подлинными и мнимыми, различают также интересы совпадающие и
взаимоисключающие, пересекающиеся и непересекающиеся и т.д. (10).
Исходя из сказанного, общественный интерес можно определить как
осознанные потребности субъекта (социальной общности), вытекающие из
фундаментальных условий его существования и деятельности. В то же время
интерес — это отношение потребности к условиям ее реализации.
Соответственно, национальный интерес есть осознание и отражение в
деятельности его лидеров потребностей государства. Это относится и к
многонациональным и этнически неднородным государствам: фактически под
национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.
7* 195
[pic]
Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес
включает три основных элемента: военная безопасность; экономическое
процветание и развитие; государственный суверенитет как основа контроля над
определенной территорией и населением.
Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального
интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых
фактов и обстоятельств. Бурное развитие производительных сил, средств
массовой коммуникации и информации, новые достижения научно-технической
революции, усиливающаяся интернационализация всех сторон общественной
жизни, возникновение и обострение глобальных проблем, растущее стремление
людей к демократии, личному достоинству и материальному благополучию — все
это трансформирует интересы участников международных отношений, ведет к
переформулированию целей их взаимодействия.
Крах тоталитарных режимов и сопровождающееся трудностями,
противоречиями, кризисами и конфликтами продвижение европейских
постсоциалистических стран к рыночным отношениям и плюралистической
демократии, распад СССР и его многочисленные последствия, окончание
«холодной войны» между Востоком и Западом — все эти и многие другие
процессы, происходящие в современном мире, ставят перед международным
сообществом новые задачи, вносят коренные изменения в условия реализации
интересов международных акторов. На глазах одного поколения людей мир как
бы сужается, государства и регионы становятся все более проницаемыми для
пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров,
технологий и людей. Традиционные двух- и многосторонние связи между
государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях —
таких, как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и
образование и т.д. На этой основе появляются новые международные
организации и институты, которым государства делегируют часть своих
полномочий, и которые имеют свои специфические цели и интересы, вытекающие
из самой сущности их как субъектов международных отношений. Картина
усложняется и по мере усиления мощи и увеличения числа транснациональных
корпораций, которые стали значительными и неотъемлемыми участниками
международных отношений со своими специфическими интересами и целями,
связанными в первую очередь с собственными финансовыми прибылями и
экономическим ростом, но их интересы касаются и стабильности
(экономической, политической, военной) страны
196
базирования, всеобщей безопасности и сотрудничества, других вопросов
глобального характера.
В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания
таких условий существования государства, как внутренняя стабильность,
экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (причем
не только в ее военно-стратегическом аспекте, но и в более широком плане,
включая экологическую обстановку), благоприятное внешнеполитическое
окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что
обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности
указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и
взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно
лишь в идеале. В реальной же практике нередки случаи отсутствия и типичны
случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или
условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В
обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной
политики (11). Важную роль играет при этом выбор соответствующих средств и
выработка внешнеполитических стратегий.
2. Средства и стратегии участников международных отношений
Средства — это пути, способы, методы и орудия достижения целей. Цели и
средства — диалектически взаимосвязанные категории (см. об этом: 3, с.
127—130). Никакая, даже самая реальная цель не может быть достигнута без
соответствующих средств. В свою очередь, средства должны соответствовать
цели.
Специфика средств, потенциально или актуально находящихся в распоряжении
международных акторов, вытекает из особенностей международных отношений и
прежде всего из того обстоятельств, что они применяются к общностям, на
которые в большинстве своем не распространяется власть отдельного
государства. Разные специалисты называют многообразные типы средств,
используемых участниками международных отношений в их взаимодействии.
Однако в конечном итоге это многообразие сводится к ограниченному
количеству типов: в одном случае — это сила, убеждение и обмен (см.: 1, р.
20—23), в другом — сила и переговоры (см.: 8, р. 472—473), в третьем —
убеждение, торг, угроза и насилие (см.: 7, р. 96) и тд. Нетрудно заметить,
что, по сути, речь идет о совпадающей типологии средств, полюсами которой
выступают насилие и переговоры. При этом насилие и уг-
197
Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес
включает три основных элемента: военная безопасность; экономическое
процветание и развитие; государственный суверенитет как основа контроля над
определенной территорией и населением.
Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального
интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых
фактов и обстоятельств. Бурное развитие производительных сил, средств
массовой коммуникации и информации, новые достижения научно-технической
революции, усиливающаяся интернационализация всех сторон общественной
жизни, возникновение и обострение глобальных проблем, растущее стремление
людей к демократии, личному достоинству и материальному благополучию — все
это трансформирует интересы участников международных отношений, ведет к
переформулированию целей их взаимодействия.
Крах тоталитарных режимов и сопровождающееся трудностями, противоречиями,
кризисами и конфликтами продвижение европейских постсоциалистических стран
к рыночным отношениям и плюралистической демократии, распад СССР и его
многочисленные последствия, окончание «холодной войны» между Востоком и
Западом — все эти и многие другие процессы, происходящие в современном
мире, ставят перед международным сообществом новые задачи, вносят коренные
изменения в условия реализации интересов международных акторов. На глазах
одного поколения людей мир как бы сужается, государства и регионы
становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих
потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционные двух- и
многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в
самых разных областях — таких, как транспорт, экономика и финансы,
информация и культура, наука и образование и т.д. На этой основе появляются
новые международные организации и институты, которым государства делегируют
часть своих полномочий, и которые имеют свои специфические цели и интересы,
вытекающие из самой сущности их как субъектов международных отношений.
Картина усложняется и по мере усиления мощи и увеличения числа
транснациональных корпораций, которые стали значительными и неотъемлемыми
участниками международных отношений со своими специфическими интересами и
целями, связанными в первую очередь с собственными финансовыми прибылями и
экономическим ростом, но их интересы касаются и стабильности
(экономической, политической, военной) страны
196
базирования, всеобщей безопасности и сотрудничества, других вопросов
глобального характера.
В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания
таких условий существования государства, как внутренняя стабильность,
экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (причем
не только в ее военно-стратегическом аспекте, но и в более широком плане,
включая экологическую обстановку), благоприятное внешнеполитическое
окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что
обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности
указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и
взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно
лишь в идеале. В реальной же практике нередки случаи отсутствия и типичны
случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или
условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В
обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной
политики (11). Важную роль играет при этом выбор соответствующих средств и
выработка внешнеполитических стратегий.
2. Средства и стратегии участников международных отношений
Средства — это пути, способы, методы и орудия достижения целей. Цели и
средства — диалектически взаимосвязанные категории (см. об этом: 3, с.
127—130). Никакая, даже самая реальная цель не может быть достигнута без
соответствующих средств. В свою очередь, средства должны соответствовать
цели.
Специфика средств, потенциально или актуально находящихся в распоряжении
международных акторов, вытекает из особенностей международных отношений и
прежде всего из того обстоятельств, что они применяются к общностям, на
которые в большинстве своем не распространяется власть отдельного
государства. Разные специалисты называют многообразные типы средств,
используемых участниками международных отношений в их взаимодействии.
Однако в конечном итоге это многообразие сводится к ограниченному
количеству типов: в одном случае — это сила, убеждение и обмен (см.: 1, р.
20—23), в другом — сила и переговоры (см.: 8, р. 472—473), в третьем —
убеждение, торг, угроза и насилие (см.: 7, р. 96) и т.д. Нетрудно заметить,
что, по сути, речь идет о совпадающей типологии средств, полюсами которой
выступают насилие и переговоры. При этом насилие и уг-
197
роза могут быть представлены как элементы силы, а убеждение и торг —
элементы переговоров. Каждое из названных понятий отражает относительно
широкую совокупность путей, методов, способов и инструментов достижения
цели, которые в реальной действительности международных отношений
используются в самых различных сочетаниях, поэтому выделение их в «чистом
виде» — не более, чем абстракция, служащая задачам анализа.
Так, следует отметить возрастающую роль убеждения и переговоров, иначе
говоря, политических средств во взаимодействии современных участников
международных отношений. Эти сред- | ства предполагают налаживание
систематических, постоянных связей и контактов между ними, ведут к росту
взаимного доверия. Успеху политических средств способствует наличие у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|