реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Учебник по международным отношениям

реферат

К. Дойч, К. Уолц и др.). Второе исходит из того, что в XX веке государства

уже не являются автономными, а играют разную роль в общемировой

капиталистической системе, причем эта роль зависит от того, какое место они

занимают в данной системе — центральное или периферийное (Р. Пребич, Б.

Браун, П. Баран, П. Суизи, А. Франк, И. Галтунг, С. Амин, И. Валлерстайн и

др.). Таким образом, если для интеракционистов государство как

международный актор представляет главный предмет анализа, то

структуралисты, рассматривающие прежде всего отношения между центром и

периферией в мировой системе, чаще всего не принимают его за единицу

анализа.

Как уже отмечалось выше, одним из наиболее широко распространенных видов

международной (межгосударственной) стратификации считаются неравные

возможности государств защитить свой суверенитет, вытекающие из неравенства

их национально-государственной мощи. С этой точки зрения различают

сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и

микрогосударства (см.: 5, гл. II).

Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым

разрушениям планетарного масштаба, под-

176

[pic]

держиваемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б)

способность оказывать влияние на условия существования всего человечества;

в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их

коалиции, если в такую коалицию не входит другая сверхдержава.

В отличие от них, великие державы оказывают существенное влияние на

мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они

нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности,

которыми они располагают, ограничивают их роль либо определенным регионом,

либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона.

Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении.

Это отличает их от малых государств, влияние которых является слабым.

Однако малые государства располагают достаточными средствами для сохранения

своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства же в

принципе неспособны защитить свой суверенитет собственными

силами.

Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, какие из

государств считать малыми, а какие — микрогосударствами. Большинство

склоняется к тому, что критерием в данном случае может выступать количество

населения: в одних случаях микрогосударствами считаются страны, население

которых не превышает 1 млн. человек, в других эта цифра доходит до 2

миллионов. ЮНИТАР использовал в этом случае более сложный критерий

определения величины, мощи и статуса государств, включающий анализ величин

их площади, населения и ВВП. Б. Рассет и X. Старр предложили учитывать

также военный потенциал, продолжительность жизни населения, процент детской

смертности, количество врачей и койкомест в медицинских учреждениях на душу

населения, его расовый состав, долю городских и сельских жителей и т.п.

(см.: 1, р. 82—90). Однако в этом случае появляется риск утраты решающих

критериев и, следовательно, риск «утопить» проблему в огромной массе

важных, но все же не определяющих признаков.

Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя на

международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать

две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение

национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны,

защита ее безопасности и суверенитета. Однако в наши дни такое понимание

внешней политики и международных отношений обнаруживает свою явную узость,

ибо внешняя политика уже не может не принимать в расчет проблемы экологии и

научно-технического прогресса, экономики и средств массовой информа-

177

ции, коммуникаций и культурных ценностей. А главное — оно не способно

отразить как тот факт, что традиционные проблемы международных отношений

претерпевают существенные видоизменения под влиянием всех этих новых

факторов, так и действительную роль и подлинное место негосударственных

международных акторов.

2. Негосударственные участники международных отношений

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют

межправительственные организации (МПО), неправительственные организации

(НПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы и

движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния —

относительно новое явление в международных отношениях, характерное для

послевоенного времени. Данное обстоятельство в сочетании с длительным и

практически безраздельным господством реалистической парадигмы объясняет

то, что они все еще сравнительно слабо изучены политической наукой (см.:

14, р. 129). Отчасти это связано и с неочевидностыо их подлинного значения,

отражаемой в таких терминах как «невидимый континент» (И. Галтунг) или

«второй мир» (Д. Розенау). Сказанное касается не только участников, которых

Д. Розенау называет «подсистемами», но и международных организаций,

которые, казалось бы, у всех «на слуху».

Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основных черты,

определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к

сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых,

наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии

организации; в-третьих, автономность компетенции и решений (20).

Указанные черты в полной мере относятся к международным

межправительственным организациям (МПО), которые являются стабильными

объединениями государств, основанными на международных договорах,

обладающими определенной согласованной компетенцией и постоянными органами

(21). Остановимся на их рассмотрении более подробно.

Венский Конгресс 1815 г., возвестив об окончании наполеоновских войн и

рождении новой эпохи в международных отношениях, одновременно возвестил и о

появлении в них нового участника: Заключительным актом Конгресса было

провозглашено создание первой МПО — Постоянной комиссии по судоходству по

Рейну. К концу XIX века в мире существовало уже более десятка подобных

организаций, появившихся как следствие ин-

178

дустриальной революции, породившей потребность в функциональном

сотрудничестве государств в области промышленности, техники и коммуникаций

и т.п.: Международная Санитарная Конвенция (1853), Международный

Телеграфный Союз (1865), Международное Бюро Мер и Весов (1875), Всемирный

Почтовый Союз (1878), Союз Защиты Промышленной Собственности (1883),

Международная Организация Уголовной Полиции (Интерпол, 1923), Международный

Сельскохозяйственный Институт и др.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой

мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда), а также в ходе

и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была

образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом

коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической,

экономической и социальной областях. Параллельно с развитием ее

специализированных органов и институтов создаются межправительственные

организации межрегионального и регионального характера, направленные на

расширение сотрудничества государств в различных областях: Организация

Экономического Сотрудничества и Развития, объединяющая 24 наиболее развитые

страны мира (1960), Совет Европы (1949), Европейское Объединение Угля и

Стали (1951), Европейское Экономическое Сообщество (Общий Рынок, 1957),

Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом, 1957), Европейская

Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ, I960), Лига Арабских Государств

(1945), Организация Американских Государств (1948), Организация

Африканского Единства (1963) и др. С 1945 года число МПО удвоилось,

составив к началу 70-х гг. 220 организаций. В середине 70 годов их было уже

260, а в настоящее время — более 400 (см.: 1, р. 73).

Потребности функционирования этих организаций вызывают необходимость

созыва периодических конференций представителей входящих в них стран, а

подготовка таких конференций и выполнение их решений, в свою очередь, ведет

к созданию постоянных административных структур — «аппарата». При этом,

если администрация и аппарат первых МПО были достаточно скромными (так,

например, Всемирный Почтовый Союз был представлен его руководителем и

шестью постоянными функционерами), то в ООН в настоящее время занято более

пятидесяти тысяч человек (см.: 20, р. 5; 14, р. 128).

Отмеченное увеличение количеств МПО и численности их постоянных

работников есть одно из свидетельств роста взаимозависимости государств и

их многостороннего сотрудничества на постоянной основе. Более того, будучи

созданы, подобные организации приобретают определенную автономию по

отношению

179

к государствам-учредителям и становятся отчасти неподконтрольными им. Это

дает им возможность оказывать постоянное влияние на поведение государств в

различных сферах их взаимодействия и, в этом смысле, играть роль

наднационального института.

Однако здесь необходимо сделать одно важное уточнение. Наднациональные

институты в подлинном значении этого термина, — т.е. такие, чьи решения

являются обязательными для всех государств-членов, даже если они с ними не

согласны, — в международных отношениях являются редким исключением.

Подобные институты существуют сегодня только в рамках Европейского

Сообщества. Комиссия, Совет министров и Суд этой организации обладают

правом принимать обязательные для исполнения всеми государствами-членами

решения в экономической, социальной и даже политической областях на основе

принципа квалифицированного большинства. Тем самым происходит изменение

взглядов на священный для международного права принцип государственного

суверенитета, а органы ЕС все больше напоминают органы конфедерации,

являясь выражением растущей интеграции современного мира.

Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых,

ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают

систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном

международном акторе. Наиболее распространенной является классификация МПО

по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью

их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных

организаций как: универсальный (например, ООН или Лига Наций);

межрегиональный (например, Организация Исламская Конференция); региональный

(например, Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный

(например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием, различают:

общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО);

финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные («Эв-рика»); технические

(Международный Союз Телекоммуникаций);

или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов).

В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер. Во-

первых, их нельзя противопоставлять, так как многие организации могут

отвечать одновременно обоим критериям: например, являться и

узкоспециализированными и субрегиональными (Организация Стран Восточной

Африки по контролю за пустынной саранчой). Во-вторых, проводимая на их

основе классификация достаточно относительна: так, даже технические МПО

могут брать на себя и экономические, и даже политические функции; тем более

это относится к таким органи-

180

зациям, как, скажем. Всемирный Банк или ГАТТ, которые ставят своей задачей

создание условий для функционирования в государствах — членах либеральных

рыночных отношений, что, конечно, является политической целью. В-третьих,

не следует преувеличивать не только функциональную, но и, тем более,

политическую автономию МПО.

Так, например, в статье 100 Устава ООН говорится:

«I. При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь и персонал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.