профсоюзы или молодежные организации.
Направление на работу. Направление работников на предприятия происходит
по принятым в СССР правилам. Часто оно осуществляется через прямые контакты
школ, университетов, институтов с предприятиями. Иногда при необходимости в
решение этого вопроса включаются отраслевые министерства, но в большинстве
случаев на уровне региона вопрос о рациональном распределении квалифицированной
рабочей силы по производственным единицам находится в компетенции служб
занятости. Но в любом случае эти службы обладают информацией об изменениях,
происходящих в регионе.
Эта информация дополняется уже имеющейся у них общей информацией,
необходимой для разработки планов по найму рабочей силы. Службы по найму
рабочей силы или занятости продолжают в это время (70-80-е г.г.) принимать
активное участие в процессе направления молодых дипломированных специалистов
на предприятия. На эти службы может быть возложена ответственность по
заключению с предприятиями трудовых соглашений, исходя из годовых планов по
найму рабочей силы.
Иногда эта функция полностью или частично выполняется самими предприятиями
при соблюдении определенных условий, например в случае определенной категории
работников или если работники проживают в других регионах. Во всех остальных
случаях эта задача выполняется только специальным персоналом предприятия. Из-
за возросшей в 70-80-е г.г. автономии предприятий роль службы занятости как
прямого посредника при назначении на работу значительно снизилась.
В период 70-80-х г.г. трудовая посредническая деятельность получила в СССР
широкое развитие - факт сам по себе тем более знаменательный, потому что до
этого само понятие "трудовое посредничество" было практически полностью
забыто. Службы занятости в СССР занимались почти только трудовых.
посредничеством. До конца 30-х годов их основным занятием было обеспечение
рабочих мест массе трудящихся, не имевших их до установления советской
власти, а также снабжение кадрами новых предприятий. Когда к концу 30-х гг. с
безработицей было окончательно покончено, трудовое посредничество потеряло
основной смысл своего существования и этот вид деятельности был прекращен. Со
второй половины 60-х гг. вновь возникает необходимость в трудовом
посредничестве.
Создаются конторы, основным видом деятельности которых является трудовое
посредничество, и их роль продолжает возрастать. В работах некоторых авторов
приводятся очень характерные по этому поводу данные. Если в 1967 г. таких
контор насчитывалось около десятка, то в 1974 г. их число уже достигает 20. В
период от 1967 до 1970 гг. число лиц, прибегающих к услугам этих контор,
увеличивается в пять раз. В некоторых крупных городах в 1974 г. 20-30 % всех
трудоустройств осуществлялось при посредничестве службы занятости. В городах,
население которых превышает 100 тыс. жителей, появляются хозрасчетные
конторы по трудовому посредничеству и экономической информации, похожие на
частные конторы трудового посредничества.
Это обстоятельство характерно для большинства социалистических стран и отнюдь
не случайно. Оно обусловлено глубокой модификацией организации труда в этих
странах и имеет четыре основных причины.
Во-первых, усилия, направленные на повышение уровня производительности
труда и защиту прав на труд, часто приводили к несменяемости кадров на
предприятиях. Увольнение считалось суровой мерой, применяемой только в
исключительных случаях. Законодательство обязывало руководителей предприятий
найти для увольняемого новое место работы. Это явилось препятствием к
повышению производительности труда. В сложившейся ситуации появление трудового
посредничества избавило руководство предприятий от необходимости
трудоустройства тех, кто не смог справиться со своей работой, и одновременно
защищать их право на труд. Службы занятости призваны были, таким образом,
сыграть в этом случае роль посредника и придать большую гибкость системе
внутреннего управления предприятий.
Второй причиной является последствие ситуации полной занятости. В связи с
устойчивым спросом на некоторые квалифицированные специальности работники
стараются найти более высокооплачиваемые или же подходящие им по
профессиональным или личным интересам рабочие места вне своего предприятия.
Иногда поиск лучшей работы осуществляется индивидуально, т.е. каждый ищет сам.
По мере того, как эта ситуация становится все более распространенной, возникает
угроза роста потери рабочего времени (прогулов) в результате неудачного поиска
из-за недостаточного знания сферы труда. Такая ситуация может вывести из-под
контроля властей возможность организации значительной части спроса и
предложений труда.
Трудовое посредничество явилось средством для удовлетворения
профессионального стремления каждого человека и полного контроля над рынком
труда. Поэтому в некоторых странах предприятия ограничены в найме без
использования посреднических услуг службы занятости.
Третья причина, объясняющая все возрастающее значение трудового
посредничества, обусловлена свободой управления, предоставленной предприятиям.
Руководители предприятий, в целях увеличения эффективности производства и
повышения производительности труда, а также объема производимого продукта
пытаются извлечь выгоду из предоставленной им автономии руководства (в рамках
фондов фиксированной заработной платы). Они считают себя вправе использовать
свои штаты и потребности в рабочей силе по своему усмотрению. Таким образом,
автономия предприятия привела к созданию рынка предложения труда, в котором
должна действовать служба занятости.
И,наконец, четвертая причина заключается в самой динамике развития
советской экономики. Стремясь с самого начала к полной занятости в ущерб
повышению уровня производительности, эта экономика оказалась по мере своего
развития перед лицом нехватки рабочей силы. И для высвобождения рабочей силы,
необходимой для реализации новых инвестиционных планов, правительство
вынуждено было сделать упор на механизацию и рационализацию труда. Эта попытка
широкомасштабной профессиональной конверсии и постепенного привлечения
трудящихся некоторых специальностей с низкой производительностью труда на новые
рабочие места с более высокой производительностью труда и являлся тем
феноменом, который можно назвать организованным перераспределением. Но сама
конверсия выражается также и в появлении большого количества работников,
требующих трудоустройства.
Принятие в СССР постановления о разрешении временной работы привело к еще
большей активизации служб занятости. Выгодные молодежи, студентам, женщинам,
занятым часто домашними делами, и пенсионерам эти постановления отвечают
насущным требованиям в рабочей силе таких видов деятельности, как социальные
службы и туризм.
С точки зрения применяемых методов, трудовое посредничество не отличалось от
того, которое практиковалось в странах с рыночной экономикой. Исходя из
предложений труда, передаваемых предприятиями или полученных при анализе их
штатных планов, службы занятости берут на себя трудоустройство лиц,
значащихся в их картотеках. Но, несмотря на идентичность методов цели
трудового посредничества в социалистических странах отличаются от целей
трудового посредничества в странах с рыночной экономикой. Цель трудового
посредничества в социалистических странах - обеспечение профессионального
роста и рационального использования рабочей силы, уже участвующей в сфере
труда, а не ликвидация безработицы
Особой формой деятельности трудового посредничества в СССР являлся контроль
над применением законодательства об обязанности человека трудиться. В СССР в
тот период применяются меры по борьбе с тунеядством. Поэтому службы занятости
были обязаны сотрудничать с милицией, муниципалитетами и другими
общественными организациями, такими как районные комитеты, для выявления
тех, кто уклоняется от общественно полезного труда Действующее
законодательство предусматривало наказание в том случае, если человек
систематически отказывается от предложения ему, в зависимости от его
квалификации, работы. Призванные вовлекать таких людей в сферу труда, чтобы
не применять предусмотренные в этом случае санкции, службы занятости
используют превентивные методы.
В СССР, где полная занятость являлась первоочередной задачей государства,
политика занятости, по естественным причинам, определяла все сферы
экономической жизни. Поэтому в СССР традиционные функции, возложенные на
службы занятости международными нормативными актами и практикой стран с
рыночной экономикой, выполняются большим числом общественных органов
управления.
Трудоустройством могут заниматься не только органы просвещения и отраслевые
министерства, но и сами работники. Существует дополнительная задача служб
занятости при разработке планов рабочей силы.
Можно привести и другие примеры разделения ответственности, особенно в сфере
трудоустройства инвалидов, технических консультаций на предприятиях и
профориентации. В некоторых странах службы социального обеспечения берут на
обеспечение физически или умственно неполноценных людей, а также инвалидов
труда. Они несут как юридическую ответственность (определение, классификация,
право), так и медицинскую (восстановление работоспособности),
административную (выплата пособий, социальная помощь, опека) и
профессиональную (обучение, включение в сферу труда, трудоустройство),
занимаются проблемой нетрудоспособности. В зависимости от характера встающих
перед ними задач, эти службы могут привлекать специальные государственные
структуры, возлагая на них часть своей ответственности.
Таким образом, они с помощью служб занятости вступают в контакт с
предприятиями для трудоустройства инвалидов, выделяя иногда специальные
фонды, предназначенные для создания и оплаты их рабочих мест. В других
случаях они полностью берут на себя включение инвалидов в сферу труда,
осуществляют управление специальными мастерскими, следят за соблюдением
законодательства по трудоустройству инвалидов на предприятиях, иногда
напрямую контролируя рабочие места и трудоустройство тех категорий лиц, за
которые они несут ответственность.
Иногда трудоустройство инвалидов осуществляется через трудовые кооперативы
для инвалидов, объединенные иногда в государственные союзы инвалидов,
которые пользуются правом широкой автономии и финансовой поддержки
государства. В обоих этих случаях связь со службами занятости носит
координационный и информативный характер. К разряду функций, которые службы
занятости выполняют совместно с другими государственными учреждениями,
относится консультативная деятельность на предприятиях по организации труда.
Вопросы по установлению норм производительности и организации труда входят в
компетенцию министерств труда или государственных комитетов по социальным
вопросам. Они осуществляют контроль за выполнением норм при помощи инспекции
или посредством технических консультаций. Таким образом, функция выполняется
непосредственно либо министерскими комиссиями, либо техническими
управлениями, занимающимися вопросами труда при исполнительных комитетах
местных советов.
Иногда консультации на предприятиях проводятся службами занятости, а иногда
организациями, не имеющими отношения к этим службам. Между тем, для
определенных стратегических или передовых отраслей промышленности, а также
для некоторых форм новых технологий отраслевые министерства или их
представители сами организуют обучение, повышение квалификации кадров,
контроль за безопасностью и организацией труда. В этих случаях службы
занятости играют второстепенную роль и ограничиваются координацией и сбором
информации.
Службы занятости разделяют также свои функции с другими организациями в
области профессиональной ориентации. Обычно в социалистических странах резко
разграничивают информацию, как таковую, и профессиональную ориентацию.
Информация всегда имеет точно заданную направленность, например, когда речь
идет об организованном наборе рабочих, об индивидуальных консультациях или об
изменении специальности и места работы. Профессиональная информация обычно
относится к компетенции служб занятости. Они могут заниматься ею совместно с
другими общественными организациями, такими как партия, профсоюзы или
молодежными организациями.
Что касается профессиональной ориентации, то она входит в более широкую сферу
экономической и социальной политики страны. Посредством профориентации
подростки и молодежь вовлекаются в структуры образования, которые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|