Отличительной особенностью новой российской Конституции является то, что в
отличие от прежних основных законов СССР и РСФСР она решает вопрос о
соотношении норм международного и внутригосударственного права. Включение в
ч. 4 ст. 15 Конституции положения о том, что международное право является
частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые
последствия. Одно из них состоит в том, что правоприменительные органы, включая
Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их
компетенции вправе применять нормы международного права при рассмотрении
конкретных дел в случаях, определенных законодательством.
Со своей стороны российские юридические и физические лица на основе данного
конституционного положения получают право прибегать к нормам международного
права в целях защиты своих прав.
В ч. 4 статьи 15 Конституции России говорится об общепризнанных
принципах и нормах международного права и о международных договорах Российской
Федерации. Следовательно, составной частью российской правовой системы могут
быть не всякие принципы и нормы международного права, а только те из них,
которые являются общепризнанными или договорными. Очевидно также и то, что в
данной норме названы различные категории международно-правовых предписаний. При
этом нормы международного права, источником которых является международный
договор, обозначаются понятием "международные договоры Российской Федерации".
Общепризнанные принципы и нормы международного права не связываются с
определенным источником их закрепления. Это различие следует иметь в виду в
практике применения рассматриваемого конституционного положения.
Международно-правовые документы всегда тесно увязывают права человека в сфере
труда с защитой от безработицы, с достижением полной производительной
занятости как средства обеспечения на практике права на труд.
Важнейшим документом здесь является Конвенция № 122 "О политике в области
занятости" (1964 г.), которая провозглашает в качестве главной цели
государственной деятельности активную политику, направленную на содействие
полной, продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного
населения в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения
уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблем
безработицы. Эта политика должна иметь целью обеспечение продуктивной
работой всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, свободы выбора
занятости и самых широких возможностей приобрести необходимую квалификацию
для выполнения работы, к которой он пригоден, избегая при этом
дискриминации.
Конвенции № 2" О безработице" (1919 г.) и № 88 "О службе занятости" (1948 г.)
обязывают государство создавать бесплатные бюро занятости с целью обеспечить
воздействие на рынок труда для достижения и поддержания полной занятости.
Одним из условий стабильной занятости, недопущения произвола предпринимателей
является создание правовых гарантий в области прекращения трудовых
отношений. Этому посвящена Конвенция № 158 "Прекращение трудовых отношений"
(1982 г.), целью которой является защита против прекращения трудовых отношений
без законного основания.
Данная Конвенция определяет нормы обоснования прекращения трудовых отношений
(необходимость законного основания, связанного со способностями или
поведением трудящегося или вызванного производственной необходимостью
предприятия или службы). В ней перечисляются причины, которые не являются
законным основанием для прекращения трудовых отношений, например: членство в
профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать
представителем трудящихся; выполнение функций представителя трудящихся;
подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по
обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса,
цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность,
вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное
происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по
материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.
Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения
трудовых отношений, так и процедуру обжалования решения об их прекращении.
Существенной гарантией прав работника является положение о том, что: бремя
доказывания наличия законного основания для увольнения лежит на
предпринимателе; компетентные органы наделяются полномочиями выносить
решение о причине увольнения с учетом представленных сторонами доказательств
и в соответствии с процедурами, предусмотренными национальными
законодательством и практикой.
Конвенция предусматривает право трудящегося, с которым намечено прекратить
трудовые отношения, быть предупрежденным об этом за разумный срок или право
на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил
серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты
дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи
безработным или другие формы социального обеспечения). В случае
необоснованного увольнения и невозможности отмены решения об увольнении и
восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата
соответствующей компенсации или другого пособия.
В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим,
структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность
довести до работников и их представителей, а также до соответствующего
государственного органа информацию о планируемых мерах. Законодательство
может вводить для работодателя при массовых увольнениях определенные
ограничения, которые также способствуют решению вопросов занятости.
Особую группу образуют акты государств - участников Содружества
Независимых Государств. Речь идет прежде всего о Конвенции стран Содружества
Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ. 1999. №
13. Ст. 1489). Кроме того, имеются акты Межпарламентской Ассамблеи стран
Содружества Независимых Государств. Они носят рекомендательный характер,
используются при разработке национального законодательства (ст. 4 Конвенции о
Межпарламентской Ассамблее государств - участников содружества Независимых
Государств от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2966; № 50. Ст. 5611).
Таков, например, рекомендательный законодательный акт от 13 мая 1995г.
«Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» (Межпарламентская Ассамблея
государств - участников Содружества Независимых Государств // Информационный
бюллетень. 1995. № 8). Он содержит базовые принципы согласованной
законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в СНГ.
Цель акта- урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ;
обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей
территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать
разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ,
заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на
этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный
интерес.
Договор между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан, подписанный
в Москве 26 декабря 1998г., предусматривает, что Договаривающиеся Стороны
обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство,
оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на
территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права
в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях
труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность
регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с
законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное
признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и
стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью
граждан (ст. 7).
В связи с этим Договаривающиеся Стороны приведут в течение 1999 года
действующее законодательство в соответствие с настоящим Договором (ст. 9).
Согласно ст. 12 Договора, его отдельные положения, не противоречащие
законодательству Договаривающихся Сторон и их международным обязательствам,
применяются временно с 1 января 1999 г. Договор подлежит ратификации и
вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами.
Функции по реализации международных договоров РФ по вопросам внешней
трудовой миграции отнесены к компетенции Федеральной миграционной службы
(ФМС). Она является уполномоченным органом с российской стороны по
осуществлению, в частности, следующих международных Договоров:
российско-китайского Соглашения о принципах направления и приема китайских
граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России от 19
августа 1992 г.;
российско-вьетнамского Соглашения о принципах направления и приема
вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях
РФ от 29 сентября 1992 г.;
российско-германского Соглашения о занятости лиц, работающих по найму с целью
повышения их профессиональных и языковых знаний (Соглашение о занятости
гостевых работников), от 17 мая 1993 г.;
российско-молдавского Соглашения о трудовой деятельности и социальной защите
граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих
государств, от 27 мая 1993 г.;
российско-украинского Соглашения о трудовой деятельности и социальной защите
граждан РФ и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14
января 1993 г. (постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. // САПП
РФ. 1993. №46. Ст. 4453).
См. также Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской
Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов,
вступившее в силу 15 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5858).
В целях проведения государственной политики РФ по привлечению иностранной
рабочей силы и обеспечения приоритетного права граждан России на занятие
вакантных рабочих мест Президент РФ Указом от 16 декабря 1993г. утвердил
Положение о привлечении и использовании иностранной рабочей силы. В
соответствии с этим Положением (п. 2) выдача разрешений на привлечение
иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляется ФМС
России по предложениям органов исполнительной власти республик в составе РФ,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального
значения.
В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы
обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная
политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на
поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу.
Поэтому социальная политика на рынке труда должна ориентироваться на оказание
содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в возможности обеспечения
его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить
надлежащую защиту от безработицы.
Для осуществлении эффективной государственной политики обеспечения занятости
населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также
категории граждан, признаваемых занятыми.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон)
определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому
законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Из
этого определения можно выделить четыре существенных признака, совокупность
которых позволяет отнести гражданина к категории занятых.
1. Деятельность граждан, т.е. совершение определенных активных действий.
К примеру, гражданин осуществляет определенный комплекс активных действий,
выполняя трудовые функции на основании заключенного трудового договора.
Нельзя рассматривать отношения занятости в качестве предпосылки начала
трудовой деятельности. Занятость - это длящееся отношение, которое
характеризует состояние взаимной определенности субъекта этого отношения
(например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении, и
т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу,
поступления в институт и др.
Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|