реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Проблемы занятости в Смоленской области

реферат

"деятельность", высказанное в литературе. В сфере общественного и

индивидуального производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому,

определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет

занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными

понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные

отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу

включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем

месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной

подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус

занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или

отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет

никаких оснований.

Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия

занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.

Действительно, вступая в трудовые правоотношения, занимаясь

предпринимательством, обучаясь в учебном заведении и т.д., гражданин не

осуществляет постоянно (в течение суток, недели, месяца) какую-либо

деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ее осуществлении для

человека необходимы физиологически. Поэтому за ним, безусловно, сохраняется

статус лица, находящегося в соответствующем правоотношении (работника,

предпринимателя, учащегося), и в тех случаях, когда гражданин на законных

основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, в некоторых случаях и

не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все равно признается

занятым (например, работник, находящийся в ежегодном оплачиваемом отпуске).

Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском,

повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой

или иными причинами, не прерывает состояния занятости.

Вместе с тем любая из перечисленных законодательством сфер занятости в

первоочередном порядке предполагает осуществление определенной деятельности и

только благодаря ей имеет социальное значение. Например, вступая в трудовое

правоотношение, работник обязуется выполнять трудовые функции, подчиняясь

правилам внутреннего трудового распорядка; поступая в высшее учебное

заведение, студент обязуется изучать определенные научные дисциплины, а

регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин

осуществляет предпринимательскую деятельность. Так или иначе все указанные

отношения основываются исключительно на определенной социально полезной

деятельности, поэтому в отрыве от нее они теряют всякое правовое и

экономическое значение. Существование того или иного правоотношения, в рамках

которого реализуется в той или иной форме занятость, предопределяется

исключительно деятельностью, по поводу которой правоотношение возникает.

Факт существования в законодательстве положения, предусматривающего

возможность отнесения гражданина к категории занятого в том случае, когда он

не осуществляет какой-либо деятельности (например, граждане, являющиеся

учредителями организаций, за исключением учредителей общественных и иных

организаций, которые не имеют имущественных прав в отношении них), является

исключением, подтверждающим общее правило.

В связи с этим деятельность (не противоречащая закону и протекающая в

определенных формах) не может быть исключена из числа элементов,

характеризующих понятие занятости, и именно она является его главным,

определяющим признаком.

2. Занятость - это не просто деятельность, а деятельность, связанная с

удовлетворением личных и общественных потребностей.

В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь

заинтересован сам. Для нормального развития и существования гражданину

требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в

процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности.

Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют

физиологические потребности (сон, питание и т.д.), которые переходят в

материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение,

культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин

заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в

виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин

получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по

трудовому договору, работник получает вознаграждение (заработную плату), тем

самым удовлетворяя личные материальные потребности. Или другой пример.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя,

осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Опять же, вся

эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения

материальных потребностей.

Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено

в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности.

Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой

образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию.

Вполне возможно, что, получая образование, гражданин предполагает возможное

дальнейшее трудоустройство и приблизительно может представить размер своей

заработной платы после окончания обучения. Однако непосредственным мотивом,

первостепенной личной потребностью выступает все же не материальная

потребность (хотя косвенно она тоже может быть учтена), а потребность в

образовании.

Более того, поскольку в РФ провозглашается свобода труда и свобода выбора

вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности

при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика

выполняемой деятельности, режим занятости и другие характеристики (вплоть до

состава трудового коллектива). Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в

которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры,

формирующие личную потребность, в той или иной степени учитываются им. В

любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках

которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя

деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и

общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках

заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную

потребность в производстве продукции, оказании услуг. Это важно для

государства, поскольку благосостояние общества непосредственно зависит от

количества произведенного валового национального продукта. Высокая

эффективность работника при выполнении им своих трудовых обязанностей ведет к

повышению количества выпускаемой предприятием продукции. При этом, реализуя

произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются

налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно

заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых

обязанностей.

Студент, обучаясь в учебном заведении, удовлетворяет личную потребность в

получении знаний, но в то же время, получая специальное образование, он

удовлетворяет и общественную потребность в квалифицированной рабочей силе.

Корректировка тех или иных направлений социально полезной для государства и

общества деятельности производится системой экономических и правовых мер.

Если та или иная деятельность (осуществляя которую гражданин признается

занятым) теряет для общества интерес, то государство может с помощью

экономических механизмов (например, устанавливая более высокие налоги на

прибыль с той или иной деятельности) или правовых запретов и ограничений

отказаться от данной формы занятости. Если же осуществление какой-либо

деятельности государством поощряется, то ее следует признать социально

полезной и отвечающей общественным потребностям.

3. Занятостью считается деятельность, не противоречащая законодательству

РФ. Это положение вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится,

что граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В

данной характеристике понятия занятости четко прослеживается общеправовой

принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица,

осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены

законодателем, и в рамках, установленных законом.

Следует отметить, что в некоторых случаях важным представляется как сама

сфера занятости, так и статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной

сфере.

Так, например, организовывать телевещание или радиовещание могут только

юридические лица на основании лицензии, выдаваемой Министерством РФ по делам

печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Таким образом,

осуществлять деятельность в данной сфере индивидуальный предприниматель не

вправе. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица,

имеющего соответствующую лицензию, заниматься данной деятельностью в рамках,

оговоренных трудовым договором.

Еще пример. Нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость

государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно,

граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают

положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми,

т.е. осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не

может рассматриваться в качестве занятости.

4. Еще одним признаком понятия занятости является заработок, трудовой

доход, полученный гражданином в процессе осуществления деятельности, связанной

с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащей

законодательству РФ. В данном определении термин "заработок" означает

вознаграждение за личный труд, которое получают работающие по трудовому

договору, а термин "трудовой доход" используется как синоним вознаграждения за

личный труд в процессе предпринимательства, индивидуальной трудовой

деятельности, как члена кооператива и т. д.

Формулировка данного положения в Законе позволяет сделать вывод о том,

что данный признак понятия занятости не является обязательным. Законодатель тем

самым предоставляет возможность признать гражданина занятым и в случае

отсутствия у него заработка (трудового дохода). Так, гражданин, осуществляющий

предпринимательскую деятельность, будет считаться занятым вне зависимости от

того, приносит его деятельность прибыль или нет.

В связи с этим вызывает сомнение позиция о том, что деятельность лиц, не

приносящая дохода, например в любительском спорте или самодеятельности, не

позволяет отнести их к занятому населению, поскольку в отношениях занятости

деятельность осуществляется ради дохода, являющегося источником существования

занятого населения, или по крайней мере является подготовительной

деятельностью ради дохода. Законодательством предусмотрены отдельные формы

занятости, которые не преследуют цели получения материального дохода

(например, обучение в учебном учреждении).

В конечном итоге вывод об отнесении того или иного человека к числу занятых

следует делать с учетом положений законодательства РФ о занятости населения,

которое конкретизирует отдельные категории занятых.

Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три

группы занятых граждан: 1) лица, осуществляющие трудовую деятельность

(в широком смысле) в сфере как общественного, так и личного труда; 2)

занятые иными видами общественно полезной деятельности; 3) лица, не

осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу

Закона.

К первой группе занятого населения относятся: граждане, работающие по

трудовому договору (за исключением граждан, участвующих в общественных

работах); лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, выполняющие

работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются

выполнение работ и оказание услуг; граждане, избранные, назначенные или

утвержденные на должности в органах государственной власти, управления,

общественных объединениях.

Вторую группу составляют граждане, проходящие военную службу или службу в

органах внутренних дел, а также трудоспособные граждане, проходящие очный курс

обучения в общеобразовательных заведениях, учреждениях начального

профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального

образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по

направлению службы занятости населения.

В третью группу входят временно отсутствующие на рабочем месте работники

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.