реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Диплом: Проблемы занятости в Смоленской области

реферат

расстояния. Но количественная, социологическая и качественная информация о

рабочей силе приобретает стратегическую важность в тех странах, которые

ориентируют свою политику экономического развития на сельское хозяйство. И

информацию службы занятости о положении дел в этом секторе может быть очень

важной.

Вклад службы занятости в реализацию плана развития

Несмотря на многочисленные официальные заявления о важности проблемы

занятости, тем не менее только в небольших количествах планов ставится задача

обеспечения человека работой как фактор повышения коэффициента развития

государства. Эта незаинтересованность в материальных инвестициях объясняется

не только характерным для плановиков образом мышления, но и, как мы только

что убедились отсутствием точной количественной и качественной информации о

сфере занятости. И совсем уже сложно объяснить, почему в показатели плана не

включены данные о рабочей силе.

В данной ситуации службы занятости могли бы (совместно с управлениями по

занятости при министерствах труда, если, конечно согласно уставу, они не

составляют с ним единого целого) следить за проявлением нехватки рабочей силы

(как в качественном плане, так и в количественном) для тех видов работ,

которые предусмотрены планом. Все эти организации могли бы попытаться

совместными усилиями определить с максимальной точностью в количественном

выражении цели использования рабочей силы, изучить вопрос использования

человеческих ресурсов, разработать планы по локализации инвестиций в

соответствии с проблемами занятости в каждом регионе, а также определить

сроки их реализации в зависимости от программ обучения и видов работ.

Исходя из принятых проектов о создании новых рабочих мест, службы занятости

могли бы заняться определением необходимой для них рабочих мест рабочей силы,

ее отбором и вербовкой. Планы по рабочим местам, если они составлены заранее,

могут помочь при организации стажировок по обучению или при переброске

рабочей силы из других регионов страны. Кроме этого, службы занятости могли

бы попытаться установить связи между сельскохозяйственными, ремесленными и

промышленными видами работ, чтобы использовать высвободившуюся, по мере

окончания определенных сельскохозяйственных работ, рабочую силу. Их

деятельность могла бы распространяться и на область исследований, например,

при составлении для возможных инвесторов проспектов с характеристикой рабочей

силы, видами работ, которые она способна выполнять, и уровнем требуемой

зарплаты. Службы занятости могли бы заняться изучением таких особых явлений,

как абсентеизм в промышленности, стремление к эмиграции, возможные связи

между сельскохозяйственными работами и работами в неструктурных секторах.

Участие службы занятости в реализации планов естественным образом перерастет

в последующее их участие в составлении этих планов в той мере, в которой они

будут знать сферу труда.

Участие службы занятости в решении проблемы занятости

Службы занятости могут взять на себя управление фондами по расширению занятости.

По примеру программ занятости для инвалидов, которые в социалистических

странах выполняются службами занятости, развивающиеся страны могли бы

превратить свои службы в подобие банков для создания рабочих мест, фонды

которых могут быть предназначены для финансирования показательных проектов. Эта

инициатива может быть подхвачена частными инвесторами для оказания финансовой

помощи предприятиям, выразившим желание способствовать созданию рабочих мест

или же для поощрения предприятий кооперативного или ремесленного типа,

использующих местную рабочую силу. Но даже в том случае, если управление такими

фондами возложено на другие организации (например, на кооперативные банки или

банки по развитию), службы занятости всегда будут, основываясь на этих фондах,

разрабатывать и применять новые идеи и проекты.

В некоторых странах службы занятости наделены такими полномочиями, которыми

они не обладают и в большинстве развитых стран, а именно изучением и

составлением проектов инвестиций, способных создать новые рабочие места. С

помощью специалистов служб занятости проводят также исследования о навыках и

способностях некоторых категорий трудящихся. Основываясь на этих данных,

также на анализе рынка, благодаря информации о наличии сырья, потребности в

определенных технических кадрах, они могли бы составлять конкретные проекты

инвестиций для дальнейшего их представления финансовым органам.

Эта деятельность может развиваться параллельно с подготовкой плана: уже с

этого этапа будет предусматриваться серия проектов, которые приведут к

созданию рабочих мест, а их выполнение, по крайней мере в той части, что

касается организации рабочей силы, может быть возложено на те же службы

занятости. Созданием рабочих мест не должна заниматься небольшая группа

избранных сотрудников службы занятости, оно должно стать результатом труда

всего учреждения.

Социальная функция службы занятости

Критики службы занятости часто забывают об их благотворной социальной роли.

Во многих развивающихся странах были организованы службы занятости с

единственной целью - пресечь деятельность частных служб и их вербовщиков. Сам

тип некоторых осуществляемых в тех или других странах работ, в том числе и

сезонных, часто требует вербовки и перемещения больших масс рабочей силы.

Разработка новых месторождений в промышленно развитых зонах, сбор урожая на

плантациях, изменение рабочей нагрузки доков, предложения труда в соседних

более богатых странах или же другие экономические преобразования, требующие

большого привлечения рабочей силы, способствуют появлению частных

вербовщиков. Действуя бесконтрольно, они извлекают выгоду из постоянно

возникающей безработицы в сельских зонах и желания многих рабочих улучшить

свое положение за счет приобретения новых специальностей.

Таким образом, основная задача службы занятости обусловлена гуманными

соображениями. Cтpeмяcь создать бескорыстную систем найма, службы занятости

выполняют функцию регулятора рынка труда. Но прежде всего им необходимо

сбалансировать предложение и массовый спрос на труд, они постепенно

совершенствуют свои операции, вплоть до организации вербовки в самом

незначительном масштабе, даже на индивидуальном уровне. Зная ситуацию на

рынке труда, они могут повлиять на движение рабочей силы, способствуя или

тормозя ее географическую мобильность. Таким образом, начиная с выполнения

чисто социальной функции, эти службы смогут прийти к организации вербовки, а

затем и трудового посредничества.

Организация рынка труда

Задача организации рынка труда является второстепенной, но пренебрегать ею не

следует. Есть по крайней мере две основные причины, которые должны вызвать у

службы занятости интерес к организации рынка труда.

Первая, наиболее очевидная, - дисбаланс спроса и предложений на труд. Это

является причиной определенной формы безработицы, не учитывать ее нельзя из-

за возросшего коэффициента незадействованной рабочей силы. Совершенно

очевидно, что служба занятости по своему положению и опыту, как никакая

другая организация, подходит для решения этой задачи. Вторая причина тоже

довольно серьезная: с функциональной точки зрения не может быть четких

разграничений между созданием рабочих мест и организацией рынка труда.

Удачно осуществляемое трудовое посредничество приводит к хорошей

осведомленности о рынке труда. Это, в свою очередь, позволит получить хорошую

профессиональную информацию, а она в соединении с двумя первыми факторами

дает возможность эффективного участия в разработке политики занятости, а

значит, и в ее реализации. Если лишить службу занятости одной из ее функций,

то это нанесет ущерб и остальным ее функциям, поставив тем самым под вопрос

само ее существование. По этой причине ряд стран, отдавая приоритет созданию

новых рабочих мест, не хотят лишать свои службы занятости функции

организатора рынка труда.

Но трудовое посредничество, являющееся наиболее законченной формой

организации рынка труда, обходится очень дорого. Эта функция требует очень

больших затрат времени и привлечения большого числа специалистов. Поэтому в

развивающихся странах вместо государственных служб может разви­ться

индивидуальное трудовое посредничество.

Первыми этапами на пути к трудовому посредничеству являются отбор и вербовка.

Можно, конечно, упомянуть и об антисоциальном характере отбора. Но если

рассматривать его как этап, предшествующий трудовому посредничеству, которое

призвано осуществлять общее равновесие спроса и предложения на труд, то можно

воздержаться от столь сурового суждения. Тем более оправдан отбор в

развивающихся странах при большом избытке неквалифицированных и нехватке

квалифицированных кадров.

Опыт многих стран показал, что наличие большого количества работников,

претендующих на неквалифицированную работу, не облегчает осуществление

отбора, а, напротив, усложняет его. Если службы занятости достаточно

компетентны, то наниматели предоставляют им возможность самим вести

предварительные беседы с кандидатами, проводить запись, проверку и, наконец

отбор кадров. Те же аргументы можно привести и к квалифицированной части

рабочей силы.

Опыт многих развивающихся стран показывает парадоксальность того факта, что

квалифицированный работник здесь тратит больше времени на поиски работы, чем

в развитых странах. Причиной этого является недоступность информации о

квалифицированной работе и квалифицированный специалист сам ищет себе работу.

И здесь службы занятости могли бы благодаря централизованной системе

предложений на труд заняться отбором и ускорить трудоустройство этой

категории работников.

Прежде чем переходить от отбора к трудовому посредничеству службы занятости

должны иметь единую систему квалификации специальностей и картотеку

нанимателей. Не лишним будет напомнить, что даже очень примитивная система

классификации является единственным средством сопоставления предложений и

спроса на труд. Сложная и требующая долгого времени задача создания

национальной классификации специальностей возлагается чаще всего на службы

занятости, которые особенно заинтересованы в ее создании.

Такой же необходимостью является и картотека нанимателей. Службы занятости

чаще всего оказываются единственными государственными учреждениями,

способными предоставить все подробные данные о промышленных и

сельскохозяйственных предприятиях, даже о самых маленьких, об их штатах, дать

их подробные характеристики, а также сведения о производимой ими продукции.

Если необходима информация об условиях рынка труда, подобная картотека просто

незаменима для служб трудового посредничества. Как мы увидим в шестой главе,

посвященной этому вопросу, эта картотека также, как и картотека спроса и

предложений на труд, является необходимой при учете специальностей,

количества предложений и спроса по различным отраслям. Она позволяет наметить

дальнейшее направление деятельности служб.

Составление такой картотеки требует терпения, времени и кропотливой работы.

Службы занятости могут использовать информацию других организаций, таких как

инспекция по труду или по социальному обеспечению.

Можно упомянуть еще об одной функции, выполнять которую службы занятости

могут до разработки системы персонального трудового посредничества. Речь идет

о коллективной профессиональной информации. Для этого им необходимо хорошо

знать рынок труда, имеющиеся вакансии и перспективу их создания, представлять

себе стоящие перед ними задачи, зарплату и условия труда, требуемый опыт и

квалификацию. Имея эту информацию, службы занятости могут заняться ее

распространением совместно с министерствами образования или информации во

время образовательных радиопрог­рамм, стараясь довести эти сведения до

заинтересованных работников. Это благотворно скажется на равновесии спроса и

предложений труда. Коллективная профессиональная информация может

благоприятно повлиять на географическую и профессиональную мобильность,

позво­нит избежать потери времени и сил многим плохо информированным

работникам. Кроме того, этот предварительный этап может оказаться полезным не

только при трудовом посредничестве, но и при индиви­дуальной профориентации.

Попытка реабилитации трудового посредничества

Из-за критики трудового посредничества, сомнений в его пользе и возросшей

стоимости его услуг некоторые авторы решили более подробно заняться этим

вопросом. Один из них подробно изучил вопрос о пользе трудового

посредничества в развивающихся странах, подойдя нему как к финансовой оценке

проекта инвестиции, т.е. определив, с одной стороны, необходимые задачи, а с

другой - рассчитав выгоду от них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.