психологическое и материальное состояние безработного и перевести его из
незащищенного положения в относительно защищенное.
Для решения вопросов согласованности между объективными потребностями
производства и субъективными профессиональными возможностями, потребностями,
интересами, склонностями работников необходима система мер, которая на основе
анализа этих явлений с учетом физических последствий безработицы могла бы
своевременно вмешиваться в них и предупреждать негативные последствия
безработицы.
Литература:
Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. «Занятость населения и ее регулирование»,
М. «Академия», 2001 г. (с. 5-13, с..25-31,с..32-37, с. 37-41, с. 51-60).
Ситуация в сфере занятости в Российской Федерации свидетельствует о том, что
способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний день все еще
незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость
использования элементов государственного правового регулирования в этой
сфере.
Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом повторяющийся изо
дня в день процесс той или иной работы (производства), распределение и обмен
продуктов труда, подчинить действия отдельного человека общим условиям этого
процесса. В результате правового регулирования достигается упорядочение и
нормативное развитие социально-трудовых отношений, обеспечивается
слаженность в работе и координация трудовой деятельности людей и их
объединений.
В нашем контексте понятие «законодательство» определяется как совокупность
законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости
населения.
Прежде всего таковым является Основной Закон страны - Конституция РФ 1993 г.,
37-я статья (прежде всего пункт 3 )которой, в частности, предусматривает
право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и
трудоустройства.
Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы в качестве
неотъемлемого элемента права на труд имеет жизненно важное значение для всех
лиц наемного труда, а также общества в целом. Стремление любого общества к
полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные
блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся,
предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и
чувство самоуважения, приобретаемое ими в связи с этим. Практически все
важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора
рода деятельности и профессии и защиты от безработицы.
На нынешнем этапе вопросы занятости и трудоустройства регулируются
Федеральным Законом РФ (в редакции, принятой Государственной Думой 20 апреля
1996 г.), который является центральным во всей системе законодательных актов
в данной сфере. Закон состоит из семи глав и включает 39 статей.
Глава 1 «Общие положения» (ст.ст. 1-7) определяет понятия занятости
граждан, порядок и условия признания их безработными, подходящей и
неподходящей работы, а также определяют государственную политику в области
содействия занятости населения. Кроме того, в этой главе концентрируется
сущность законодательства Российской Федерации по вопросам занятости, а также
полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости населения.
Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. ст. 8 -11) закрепляет
право граждан на выбор места работы, профессиональную ориентацию,
профессиональную подготовку, повышение квалификации, получение информации в
органах службы занятости, профессиональную деятельность за границей,
обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. ст. 12 - 13)
предусматривает общие гарантии реализации прав граждан на труд, а также
дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, включая
квоты для приема на работу инвалидов, предоставление услуг по
профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным
программам и другие меры.
Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст.ст. 14 -
24) включает в себя следующие вопросы: регулирование занятости населения,
федеральную государственную службу занятости населения, систематическую
отчетность и информацию о занятости населения, привлечение на территорию
России иностранной рабочей силы, лицензирование деятельности, связанной с
трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами ее территории,
организацию общественных работ и др.
Глава V «Участие работодателей в обеспечении занятости населения»
(ст.ст. 25 - 26) регламентирует вопросы, касающиеся содействия работодателей в
обеспечении занятости населения и их правового статуса.
Глава VI «Социальные гарантии и компенсации» (ст.ст. 27-37)
устанавливает: льготы и компенсации работникам, высвобождающимся из
организаций; гарантии социальной поддержки безработных; размеры стипендий,
выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости;
порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки его
выплаты, размеры пособия по безработице, а также порядок приостановки его
выплаты или прекращения выплаты и др.
К этому следует добавить, что 16 декабря 1997 г. Конституционный Суд
Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О занятости
населения в Российской Федерации » в части, устанавливающей оплату
безработным гражданам не свыше 30 календарных дней их временной
нетрудоспособности в течение 12-месячного периода безработицы или всего
периода обучения по направлению органов службы занятости.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность
относительно того, соответствует ли Конституции РФ указанное положение о
сроке выплаты пособия в связи с болезнью безработного.
В процессе рассмотрения стало очевидным, что указанное выше положение
вступает в противоречие со статьей 39 (часть 1) Конституции РФ, которая
гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Перечень экстремальных случаев (социальных рисков), с которыми названная
конституционная норма связывает право каждого человека на социальное
обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, относя
установление таких случаев к сфере регулирования законом, она подтверждает
конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из
названных и предусмотренных законом случаев. Такие случаи обычно
характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) либо его
утратой, либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и
нетрудоспособных членов его семьи.
Провозглашенные в Конституции РФ цели политики Российской Федерации как
социального государства (ст. 7, ч.1) предопределяют обязанность государства
заботиться о благополучии своих граждан. Поэтому Основной Закон страны
связывает эти обязанности не только с охраной труда и здоровья людей,
установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с
обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб,
установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной
защиты (ст.7, ч.2). Следовательно, развитие системы социального обеспечения
как составной части социальной защиты населения является необходимым
условием осуществления целей социального государства.
Конституционный Суд РФ констатировал, что социальное обеспечение
осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и
др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных
услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных
ассигнований и иных источников. При этом основное содержание социального
обеспечения заключается именно в материальном обеспечении, представлении
человеку средств к существованию, на что указывает и статья 39 (часть 2)
Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия
устанавливаются законом.
Конституция РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы (ст. 37, ч.
3). Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержки
граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально
признанных безработными.
Далее Конституционный Суд РФ указал, что предусмотренная анализируемым
положением Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выплата,
по существу, представляет собой пособие по временной нетрудоспособности,
право на получение которого обусловлено наличием у безработного права на
получение пособия (стипендии), производно от него и имеет своей целью
возместить безработному временную потерю в связи с нетрудоспособностью
гарантированного указанным Законом пособия по безработице (стипендии),
компенсировать этот утраченный доход.
Не меняет природы выплаты и то обстоятельство, что выплачивается она,
согласно Закону, так же, как и пособие по безработице, из средств
государственного фонда занятости населения РФ, а не Фонда социального
страхования Российской Федерации, финансирующего выплаты пособий по
временной нетрудоспособности, поскольку решение вопроса о том, за счет
средств какого из этих фондов целесообразно осуществлять данную выплату,
является прерогативой законодателя.
Следовательно, как указано в рассматриваемом постановлении Конституционного
Суда РФ, регламентация порядка и условий оплаты безработным гражданам
периода их временной нетрудоспособности «не может осуществляться без учета
характера и целевого назначения производимой выплаты, вне связи с
содержанием законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере
социального обеспечения, его принципами и целями» (абзац четвертый ст. 4).
В то же время, отмечается в постановлении Суда, устанавливая оплату
безработным периода их временной нетрудоспособности не свыше 30 календарных
дней. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не
предусматривает мер материальной поддержки указанных лиц при продолжении
нетрудоспособности более 30 календарных дней. Безработный гражданин
практически остается без материальной поддержки государства. Это, по
существу, является лишением безработных права на социальное обеспечение в
период их временной нетрудоспособности.
С учетом изложенного Конституционный Суд РФ признал положение абзаца шестого
пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в
редакции от 20 апреля 1996 г., устанавливающее ограничение оплаты периода
временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями в
течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по
направлению органов службы занятости, не соответствующим Конституции РФ, а
именно ее статье 39 (ч. 1), поскольку в федеральном законодательстве
отсутствуют надлежащие гарантии предоставления безработным иного источника
средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках
системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности
свыше указанного срока.
Заметим при этом, что согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
Суд также постановил, что рассматриваемое нами его постановление «является
окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его
провозглашения и действует непосредственно» (пункт 2 резолютивной части
Постановления).
30 июля 1998 г. Правительство России одобрило проект Федерального закона о
внесении изменений и дополнений в закон РФ о занятости населения в
Российской Федерации, который предполагает, что выплата пособий по временной
нетрудоспособности гражданами во время их болезни не будет ограничиваться 30
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|