промышленности происходит увеличение среднего периода задержки заработной
платы с 8 до 11 недель.
Надо отметить, что структура задолженности существенно изменилась по
сравнению с 1997 г. Так, если 1 января 1997 г. на отрасли социальной сферы
приходилось около 18% задолженности, то к началу 2000 г. их доля в общей
сумме задолженности выросла до 24%. Учитывая, что заработная плата в таких
отраслях бюджетной сферы, как здравоохранение и образование, почти вдвое
ниже, чем в материальном производстве, длительность невыплат и круг людей, на
который они распространяются, в непроизводственной сфере существенно выше,
чем в производственных отраслях. Хочется отметить, что число убыточных
предприятий и организаций во второй половине 90-х годов составляла от 40% до
50%. Главным образом это предприятия и организации в угольной отрасли, легкой
промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и др.
Материальная поддержка безработных. Наименее социально защищенной
категорией на рынке труда являются безработные, в отношении которых
государством предусмотрены гарантии выплат пособия по безработице и доплат на
иждивенцев, выплат материальной и иной помощи.
В начале развития реформ, когда крупнейшие предприятия еще работали
стабильно, отчисления в Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации носили постоянный (в установленные сроки) характер и имели
«внушительные» размеры (2% фонда оплаты труда). При этом численность
безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в данный период
соответствовала малой величине — от 300 до 600 тыс. В результате на
реализацию «пассивной политики» требовалась незначительная сумма (20%
расходной части Фонда занятости). Тем самым финансовых средств было
достаточно для относительно сбалансированного финансирования всех видов
программ. В эти годы финансовое состояние Фонда занятости характеризовалось
устойчивым профицитом.
Всем безработным, которым в соответствии с законодательством назначалось
пособие по безработице, производились выплаты 2 раза в месяц. Средний размер
выплат в 1993-1994 гг. составлял от 16 до 40 тыс. руб., при среднем размере
(номинальной) заработной платы от 59 до 220 тыс. руб.
Динамика среднего размера выплат пособия по безработице 1995—2000 гг.
| 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | Средний размер выплат пособия по безработице (тыс. руб., 1998 г. — руб.) | 98,9 | 170,1 | 269,3 | 337,0 | 403,0 | 460,0 |
В 1995 г. ситуация в экономике изменилась: широким фронтом развернулась
приватизация предприятий, стали рушиться хозяйственные связи внутри страны, а
регистрируемая безработица возросла в 2 раза. Эти явления не могли не сказаться
на деятельности Государственной службы занятости населения. К середине 1995 г.
появился феномен дефицита Фонда занятости, имевший своим следствием
сокращение финансирования активных программ, в счет увеличения финансирования
программ материальной поддержки безработных. Далее, в 1996-1998 гг. этот
процесс интенсивно развивался. Усугубил течение данного процесса момент
снижения отчислений страховых взносов в Фонд занятости с 2% до 1,5% фонда
оплаты труда предприятий.
Финансовый дефицит средств Фонда занятости привел к формированию
задолженности по обязательным денежным выплатам населению, принявшей в 1996-
1998 гг. в ряде регионов хронический характер. В результате значительная
часть безработных была вынуждена отказаться от услуг службы занятости, как в
части поиска работы, так и в части поиска средств к существованию. Выплаты
пособий задерживались на длительный срок, размеры выплат сокращались.
Ситуация усугублялась нарастающим кризисом всей финансовой системы (август
1998 г.). Органы государственной службы занятости с 1997 по 1999 г. провели
необходимые мероприятия по стабилизации ситуации и погашению задолженности в
Фонд занятости.
2000 год стал переломным в вопросе погашения задолженности по выплате пособий
по безработице. Улучшение экономической ситуации в стране, реализация
мероприятий активной политики занятости и принимаемые меры по мобилизации
задолженности в
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации позволили
полностью погасить задолженность перед безработными по выплате пособий.
Начиная с сентября 2000 г., выплата текущих пособий по безработице
производится своевременно и в полном объеме.
Расходы на политику занятости часто относят к безвозвратным социальным
расходам. Однако, возвращая безработного к работе, службы занятости решают и
«побочные» задачи. Теряя работу, а соответственно и заработок, гражданин (а
часто и члены его семьи) снижают покупательскую способность. Приобретая новое
рабочее место, безработный восстанавливает свой фонд заработной платы, а,
следовательно, и покупательную способность. Кроме того, безработный вновь
становится налогоплательщиком. С заработной платы удерживается подоходный
налог, а его работодатель производит отчисления во внебюджетные социальные
фонды. Принимая во внимание только эти два результата, можно вполне
определенно судить о «финансово-экономической» эффективности деятельности
Государственной службы занятости.
Литература:
Павлов В.П. «Служба занятости:10 лет», М., «Экономика», 2001г. (с.5-7,с.7-8,
с. 25-27, с.28-32,с.36-38, с.71-73, с.79-88).
Давыдов Ю.Н. «Современная западная социология» (словарь) М., издат-во
политич.литературы, 1990 г. (с.139 -140).
Рикка С. «Служба занятости» М., «Цезан», 1993 г. (пер. с француз.) (с.38 - 48).
Рынок труда — важнейший элемент народнохозяйственного рынка. Это и
обусловливает важность более подробного изучения основных закономерностей его
формирования и функционирования. Рынок труда предопределяет степень
эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в
производство основную массу рабочей силы.
Существует множество определений рынка труда. По мнению доктора экономических
наук А. Котляра, «рынок труда представляет собой совокупный спрос и
предложение рабочей силы, которая за счет взаимодействия этих двух
составляющих обеспечивает размещение экономически активного населения по
сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном,
демографическом и профессионально-квалификационных разрезах. На рынках труда
складываются отношения между работодателями и наемными работниками,
способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым
удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых — в заработной плате».
Функционирование рынка труда определяется:
во-первых, совокупностью экономических отношений между спросом и предложением
рабочей силы на рынке труда;
во-вторых, местом пересечения различных экономических и социальных интересов
и функций;
в-третьих, взаимоотношением сотрудников, т.е. потенциальных или фактических
работников предприятия.
Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимо выяснить,
что продается и покупается на рынке труда:
рабочая сила или труд. Сторонники марксистской
теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая
сила, т. е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель.
Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и
покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд (и называется
это оплата труда). В качестве основных субъектов купли-продажи выступают
работодатель-покупатель труда, а также юридически свободный и юридически
защищенный собственник — продавец ресурса труда. Последний является носителем и
собственником своей рабочей силы, т. е. всей совокупности своих потребностей к
определенным видам трудовой деятельности.
Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки —
заработной платы, указываемой в договоре (контракте), заключаемом между
работодателем и нанимающимся на работу. Рынок труда имеет ряд важных
особенностей, накладывающих опечаток на его функционирование.
1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд
представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в
процессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
2. Наличие действия неденежных аспектов сделки. Это прежде всего условия
труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и
профессионального роста.
3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их
числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и
службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и
занятости и т.д.
4. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным
разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое
рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к
претендентам свои специфические требования.
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение
(П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос
(С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют
совокупный рынок труда (рис.).
УС — удовлетворенный спрос на труд — это та часть
совокупного рынка труда, которая образуется путем пересечения совокупного
спроса и совокупного предложения. Непересекающиеся части составляют
текущий рынок. ТР = СР - УС, где ТР – текущий рынок труда, СР— совокупный
рынок труда:
С - совокупный спрос на труд;
П - совокупное предложение труда совокупное предложение труда;
УС - удовлетворенный спрос на труд
Текущий рынок образуется за счет естественного и механического движения
рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из
двух элементов:
открытого рынка труда — это экономически активное
население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а
также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
скрытого рынка труда — это лица, которые формально заняты
в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с
изменением его структуры могут быть высвобождены.
Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить основные
его элементы: субъект рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие
отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка; службы занятости
населения; инфраструктуру рынка труда; систему социальной защиты и др.
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель — наниматель, который может быть представлен
разными лицами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности.
Ими могут быть: государственные предприятия, акционерные общества,
общественные организации, частные предприятия и т. п.
Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане,
для которых работа по найму является главным источником средств существования и
индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную
ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и
ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности,
дисциплинированности и др.).
Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура.
Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения,
негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий
и фирм, общественные организации и фонды, обеспечивающие наиболее эффективное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|