органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать
рекомендациям службы медико-социальной экспертизы - ранее ВТЭК;
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный
выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также
Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии
занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий,
способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении
специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего
количества рабочих мест;
3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее
подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.
Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно.
Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет
более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в
процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех
процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их
собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный
капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов,
освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более
высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок
определения квоты.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов
работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого
нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный
фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для
расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это такие рабочие
места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая
адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и
организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с
учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих
мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной
власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты
для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет
средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за
исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или
профессиональное заболевание1. Специальные рабочие места для
трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении
обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или
межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление
в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам
(оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность
отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими
работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная
продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением
полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в
выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии,
если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости
инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в
Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению
государственной поддержки инвалидов», а также названным выше «Примерным
положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы»
и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.
Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от
уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по
действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и
районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории
граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их
профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило
относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии.
Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое
устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к
месту жительства. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно
осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в
воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются
также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с
лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации
предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они
заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время
бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами
местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие
работы устанавливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше
четырех часов в день.
Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным
инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до
восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а мужчинам -
шестидесятилетнего возраста (п.4 ст. 49 УК РФ).
Статья 50 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде исправительных
работ, которые устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и
отбываются по месту работы осужденного. Разумеется, на практике получается,
что далеко не все осужденные к указанным видам наказания имели к моменту
вынесения приговора место работы. Тогда возникает несколько другая ситуация.
Уголовное наказание в отношении рассматриваемого контингента граждан
осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Их статус определен
Положением об уголовно-испол-нительных инспекциях, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года. В
частности, в соответствии с пунктами «в» и «г» статьи 7 этого Положения к
основным обязанностям уголовно-исполнительных инспекций, кроме иных,
относятся следующие:
- согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания
обязательных работ осужденными;
- направление при необходимости осужденных к исправительным работам в
распоряжение органов по вопросам занятости населения для трудоустройства.
В то же время, если лицо, осужденное к обязательным или исправительным
работам, обращается в органы службы занятости по направлению органов
внутренних дел или по своей инициативе, оно не может быть признано
безработным и не регистрируется в качестве ищущего работу. Основанием для
такого решения служит статья 6 Федерального закона РФ «О введении в
действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», в
соответствии с которой исполнение этого вида наказания за совершенное
преступление возложено на службы МВД РФ.
В условиях перехода к новым экономическим отношениям, нестабильности
экономики и конъюнктуры рынка и реорганизации предприятий определенное число
работников становится лишним и «высвобождается» с этих предприятий.
Согласно статье 40.1 КЗоТ РФ, этим работникам гарантируется: предоставление
другой работы на том же предприятии (в организации, учреждении);
предоставление работы на другом предприятии (в учреждении, организации) по
прежней профессии, квалификации, специальности, а при ее отсутствии -другой
работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей;
предоставление возможности обучения новым профессиям (специальностям) с
предоставлением соответствующей работы. Одной из существенных особенностей
при «высвобождении» является то, что функции органа по трудоустройству
возлагаются в первую очередь на самого работодателя.
Определенные гарантии трудоустройства предусмотрены для граждан, уволенных из
рядов Вооруженных Сил РФ. Администрация предприятий (организаций,
учреждений), с которых они были призваны на военную службу, а также местные
органы власти обязаны в течение месяца предложить им работу с учетом профессии
(специальности) и приобретенного в армии опыта. Кроме того, за гражданами,
уволенными из рядов Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья и возвращающимся
на «свои» предприятия (организации, учреждения), в течение трех месяцев
сохраняется место работы (должность).
В соответствии со статьёй 13 п. 4 Закона РФ «О занятости населения в
Российской Федерации» жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с
воинской службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право
поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные
предприятия.
За последние годы по-новому решен вопрос о приеме на работу лиц, окончивших
образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального
образования. Чтобы помочь будущим специалистам получить работу, учебные
заведения высшего (среднего) профессионального образования стали заключать на
основании постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. «О целевой
контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным
образованием» договоры со студентами. Заключаются также контракты со
студентами и работодателями.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 182 КЗоТ Законом РФ от 24
ноября 1995 г., указанные лица обеспечиваются работой в соответствии с
полученной специальностью и квалификацией на основании договоров
(контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о
подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями и
работодателями.
Образцы таких контрактов утверждены постановлением Министерства труда РФ и
Госкомитета РФ по высшему образованию. В типовом контракте предусматриваются
взаимные обязательства сторон - в частности, между студентом и учебным
заведением. Согласно ему, учебное заведение обязуется: обеспечить условия
для освоения студентом основной образовательной программы по избранной
специальности или направлению в соответствии с государственными
образовательными стандартами; создать условия для изучения дополнительных
дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за
счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего);
выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки
специалистов, государственную стипендию в размерах, определяемых
законодательством России.
Кроме того, учебное заведение обязуется на основе изучения потребностей рынка
труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору
организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и
последующего трудоустройства студента и др. В свою очередь, студент обязан
освоить образовательную профессиональную программу и заключить по
предложению ректора (директора) учебного заведения контракт с конкретным
работодателем на срок до трёх лет после окончания учебного заведения при
условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю
профессиональной подготовки, а также материального и, при необходимости,
жилищного обеспечения.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств молодой
специалист — бывший студент возмещает учебному заведению затраты, связанные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|