сочетаются полная занятость и массовая безработица?
Газета «Правда» 7 ноября 1930 г. провозгласила: «Пролетариат СССР в союзе с
трудящимся крестьянством под руководством ВКП(б), разбивая классовых врагов и
их подголосков, в ожесточенной борьбе за социализм добились полной ликвидации
безработицы в СССР». В пропагандистских целях к празднику всему миру было
объявлено, что мы окончательно избавились от проклятого наследия капитализма
— безработицы. Победе всемирно-исторического масштаба рукоплескали пролетарии
всех стран: ведь Великий кризис оставил без работы миллионы людей во всем
мире.
Экономически, социально, а главное — политически безработица не вписывалась
в сооружаемую систему социального труда. Рынок труда был официально «закрыт».
Однако в действительности сначала была ликвидирована не сама безработица, а
система социальных гарантий работникам на рынке труда. Реальная безработица,
которая к концу пятилетки должна была по плану составлять не менее 0,5 млн.
человек, была объявлена вне закона, загнана в подполье, подверглась
административному преследованию. Летом 1930 г. реорганизованы Наркомат труда
и его органы на местах. Его руководство было заменено и объявлено
оппортунистическим, так как оно признавало долговременный характер
безработицы, исходя из порождающих ее объективных условий.
Новый нарком труда A.M. Цихон, сменивший на этом посту И. А. Угланова,
обвиненного в правом уклоне, повторял вслед за Сталиным, что безработицы как
таковой уже нет. Поэтому в сентябре 1930 г. органы по труду получили право
привлекать в принудительном порядке безработных к проведению неотложных
работ. В октябре было принято решение о распределении всех безработных на
работы и прекращении выплаты пособий по безработице. На эти средства была
развернута массовая переподготовка безработных при органах труда (к началу
1931 г. ее единовременно проходило 20-22 тыс. человек) с обязательным
распределением на предприятия. Затем отменены все остальные льготы
зарегистрированным на бирже труда, кроме одной — немедленного направления на
работу независимо от возраста, пола, места проживания, наличия профессии или
специальности. Всем зарегистрированным на бирже труда безработным в
принудительном порядке были предоставлены рабочие места. Фактически же
безработица перешла в скрытую форму.
Безусловно, рассасыванию учтенной безработицы способствовало ускоренное
создание все новых рабочих мест, в том числе за счет перехода от 8-часового
на 7-часовой рабочий день (в соответствии с Манифестом сессии ЦИК СССР от 15
октября 1927 г.). К началу 1931 г. на сокращенный рабочий день перешли 58%
всех рабочих и служащих, а в 1932 г. он был установлен во всей
промышленности. Чтобы увеличить загрузку оборудования, были введены
непрерывная рабочая неделя и трехсменный режим работы промышленных
предприятий. Все это потребовало дополнительных рабочих. В результате свыше 1
млн. бывших безработных получили работу. Однако вместе с экстенсивным
расширением сферы занятости воспроизводились и условия, порождавшие высокую
текучесть кадров, уход работников с предприятий в надежде улучшить свое
материальное и бытовое положение.
Провозглашенная «борьба с безработицей» постепенно стала борьбой против
текучести кадров. Наркомат труда получил задание выявлять «трудовых
дезертиров», «летунов», «рвачей» и лишать их права на получение работы в
течение 6 месяцев. Для того чтобы обеспечить полную занятость не устроенного
биржей пролетариата, с предприятий изгонялись «социально чуждые» и кулацкие
элементы, «дезорганизаторы социалистического производства» — на их места
посылали зарегистрированных безработных. «Бывших людей» биржи не брали на
учет для трудоустройства, а те, кто не имел работы, подлежали выселению в
административном порядке и направлению на принудительные работы. Биржи труда
были преобразованы в территориальные управления кадров, которые были обязаны
«снабжать» народное хозяйство рабочей силой, осуществлять ее плановую
переброску и перераспределение на ударные предприятия и стройки.
И тем не менее безработица продолжала существовать. Еще в апреле 1931 г. в
Москве на учете состояли 17 тыс. безработных. Боевой орган Наркомтруда «На
трудовом фронте» недоуменно вопрошал: если, мол, безработица ликвидирована,
то почему на «Рахмановке» (бывшей Центральной бирже труда) толкутся люди? Под
предлогом, что половина из них - «лодыри» и «рвачи», с учета сняли всех.
Однако, несмотря на регулярно проводимые чистки «лжебезработных», почти
полное закрытие бирж и отделов труда, осуществлявших регистрацию и
направление на работу, безработица в той или иной форме проявлялась и в
других городах (например, в Ленинграде, Харькове, Одессе). Даже по
официальной статистике на 1 августа 1931 г. в условиях «полностью
ликвидированной безработицы» на учете состояли 18 тыс. человек. Затем всякое
упоминание о безработице исчезло, как и о бездомных, голодающих, забастовках
и трудовых конфликтах.
Постепенно функции подбора, профподготовки и переброски рабочей силы перешли
к предприятиям и их ведомствам. Стали создаваться отделы кадров,
самостоятельно решавшие вопросы планирования, организации и оплаты труда,
обеспечения предприятий квалифицированными кадрами, включая их
организованный набор, в соответствии с планами производства. Исключив рынок
труда и безработицу из системы регулирования общественно-трудовых отношений,
органы по труду так и не сумели выполнить возложенную на них задачу —
организовать прямое распределение и перераспределение трудовых ресурсов.
Поэтому они были повсеместно упразднены за ненадобностью (1933 г.). На
повестку дня непосредственно выдвигались методы директивного управления
общественным трудом, «подстегивания» трудового энтузиазма масс.
Что было дальше, хорошо известно большинству современников. Да, в 50-60-е
годы по существу закончилось социалистическое крепостное право. Безработицы
не было, поскольку власть делала вид, что платила, а народ делал вид, что
работал.
Институционная организация
Службы занятости (конторы по рабочей силе, бюро по трудоустройству при
исполкоме Совета, отдел по труду) в это время представляют собой более или
менее широкую сеть учреждений, расположенных по всей стране. Организованные
на двух или трех административных уровнях, они обычно включены в региональные
административные структуры и зависят от исполкомов местных советов. В
техническом плане они зависят от министерств труда или государственных
комитетов по вопросам труда при Республиканском Совете министров.
В их обязанность входит участие в подготовке и реализации плана по вопросам
труда. Эти же органы устанавливают нормы труда и производительности,
классифицируют профессии и специальности, устанавливают структуру заработной
платы, рассчитывают систему материальных поощрений, регламентируют и
координируют на государственном уровне человеческие ресурсы. Связь между
службами занятости, министерствами или государственными комитетами по труду
носит скорее функциональный характер и не следует принципам административной
иерархии. Участие работников в управлении службами занятости обеспечивается
через профсоюзы или группы народного контроля, которые также, как и службы,
должны содействовать разработке, выполнению и анализу государственных планов
и планов обеспечения рабочей силой учреждений и организаций.
Основная задача служб занятости в СССР заключается в следующем:
/
способствовать разработке планов обеспечения рабочей силой, давать на
местных, региональных и государственном уровнях соответствующую информацию;
осуществлять равновесие между спросом и предложениями на труд с учетом
требований плана, потребностей предприятий в рабочей силе, навыков и
стремлений работников, права на свободный выбор профессии и места работы.
Разработка планов рабочей силы. Участие в разработке планов обеспечения
рабочей силой является одной из основных задач служб занятости. Она
осуществляется в виде анализа структуры, состава и динамики развития рабочей
силы. Службы занятости черпают информацию либо из штатных планов предприятий
(централизацией которых они обычно занимаются) или из регулярных отчетов о
движении рабочей силы, подготовленных предприятиями для статистических служб,
или же из периодического посещения предприятий. Там, где предприятия сами
определяют количество свободных мест, они обязаны информировать службы
занятости о вакансиях, а в дальнейшем подробно объяснять, откуда они появились.
Иногда службы занятости входят в управления по рабочей силе, которые также
осуществляют контроль за трудом. Посещение предприятий проводится с целью
контроля за соблюдением законодательства о труде и использованием рабочей силы.
В службах занятости СССР в это время работают высококвалифицированные
специалисты, которые дают рекомендации предприятиям по организации труда. В
руках у служб занятости концентрируется огромная информация, которую они
получают благодаря своему промежуточному положению между предприятиями,
исполкомом местных советов и министерством труда, и используют ее для
составления плана. Исходя из практики различных стран, участие службы
занятости в составлении планов может выражаться в изучении или анализе,
различных проблем и предложений, выдвинутых предприятиями, или же в прямом
их участии при составлении региональных балансов рабочей силы.
Реализация плана по обеспечению рабочей силой. Одной из важных задач
службы занятости является выполнение плана по обеспечению рабочей силой. Для
осуществления трудоустройства молодежи, женщин, инвалидов, освобожденных из
мест заключения и других категорий населения, эти службы в ряде стран имеют в
своем распоряжении специальные фонды, предназначенные для создания новых
рабочих мест. Совместно с другими общественными организациями они могут взять
на себя инициативу по созданию независимых кооперативов или добавить новые
отделения к уже существующим единицам производства. Эти службы имеют
возможность посредством субсидий договариваться с руководством предприятий о
принятии на работу социально трудной категории населения или даже об изменении
уже существующей структуры рабочих мест с целью создания рабочих мест по
специальностям, которые соответствовали бы квалификации этой категории
работников.
Огромен был вклад служб занятости в организованное перераспределение рабочей
силы. Когда по итогам государственного баланса становится очевидным, что в
одной из отраслей промышленного или сельского хозяйства наблюдается
недостаток или излишек рабочей силы, плановый орган, совместно с органами
сферы труда и профсоюзами, разрабатывает планы профессиональной конверсии
или территориальное перераспределение рабочей силы. Реализация этих планов
возлагается на различные региональные службы занятости.
Посредством прямой рекламы в прессе или на радио они призывают работников
принять участие в планах территориального перераспределения рабочей силы.
Более точная информация о возможностях перераспределения, о новых
предприятиях, страдающих от нехватки рабочей силы, о социальных гарантиях в
случае смены места работы (учет общего стажа, компенсации, жилье, возможность
повышения квалификации или переподготовки, зарплата, поощрение и т.д.)
сообщается индивидуально или всему коллективу (на предприятии или в
общественных организациях).
Иногда службы занятости заключают по просьбе предприятий контракты с
работниками, согласными поменять место работы. Если речь идет о массовом
переезде на новое место работы, то службы занятости занимаются
организационной стороной этого дела и поручают своему представителю
сопроводить работников до нового места работы, чтобы помочь решить возможные
проблемы. Операции по проведению организованного набора рабочих проводятся
совместно службами занятости всех заинтересованных районов под контролем
министерства труда, которое осуществляет общее руководство и выплату пособий
и компенсаций на государственном уровне.
Перераспределение рабочей силы проводится и с целью управления сезонными
видами работ. Некоторые виды неплановых или циклических работ также требуют
переброски рабочей силы на добровольных или контрактных условиях, которая
проводится под прямым руководством службы занятости, как и в случае
организованной вербовки, при участии таких общественных организаций, как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
|