реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями.

Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями.

Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться,

как будто воображаемый кто-то был здесь. применяется, когда протагонист не

готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Зеркало –

разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить

протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом,

исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист

наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо

преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется

в закрытых сеансах. Возврат во времени – воссоздание значительных событий

из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны

пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже

происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или

неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса

может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие

трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно

определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в

прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.

57. Группы тренинга умений.

Группы тренинга умений, основаны в большей степени на бихевиоризме и

поведенческой терапии. В группах тренинга умений, или развития жизненно

важных навыков, учат адаптивным способам поведения, действиям, которые

служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Работа в

этих группах более структурирована, чем в других. Структурированность и

систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее

с бихевиористской терапевтической моделью. Первоначально применение

бихевиористских принципов в клинической практике стимулировалось

лабораторными экспериментами, которые показали, что учитываемые в

бихевиористской теории научения параметры, например вероятность

подкрепления, могут влиять на вербальную активность и на лидерский статус

членов исследуемой группы. Основываясь на этих результатах, клиницисты

бихевиористской ориентации объединили традиционные формы работы в группах и

поведенческие методики. Поведенческие терапевты стремились свести

происходящие в группах взаимодействия к стимулам и реакциям на них.

Например, ощущение поддержки, которое дает тревожному участнику присутствие

других членов группы, имеющих аналогичные проблемы, в терминах теории

научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на

действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы

поведения. С недавних пор руководители поведенческих групп стали применять

более директивные методы структуризации работы в группах и подавления

спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми

преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По

большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят

методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики

при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями,

можно объединить в одну группу для лечения методом систематической

десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение

индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один»

в гештальт-группах или группах трансактного анализа.

Основные понятия

В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.

Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто

отвергаются. Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными

формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или

исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы

могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать

на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые

существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения

в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство

касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место

наблюдаемые поведенческие реакции. Учебная модель: В группах тренинга

умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с

обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта

направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом

форма работы в них явно учебная Занятия в таких группах больше похожи не на

психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как

к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся

исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое

умение жить. Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп

дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и

жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят

перед собой. На каждом этапе жизни человека перед ним встают определенные

задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть

критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Если необходимые

умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек

оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и

стрессовыми ситуациями. Опыт пребывания в группе может либо способствовать

научению, либо мешать ему. Экспериментальные исследования малых групп

показывают, что группы справляются со многими проблемами успешней, чем

отдельные индивиды. Некоторые руководители поведенческой ориентации

сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они

всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее

коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению

общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Постановка цели

Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы

поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих

участников. Все другие эффекты, например удовольствие от пребывания в

группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются

побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в

группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков

межличностных отношений и управления эмоциями. Эти цели четко определены в

контрактах, подписываемых руководителем группы, с одной стороны, и каждым

ее участником — с другой. В отличие от руководителей групп встреч или групп

развития сензитивности, руководитель группы тренинга умений обязан вносить

коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной

цели в область общей личностной перестройки.

Поставленная цель может быть узкой или широкой, так что в одних группах

тренинга умений занимаются уменьшением тревожности или преодолением

неуверенности в себе, тогда как в других группах внимание участников

концентрируется на конкретных видах тревожности (например, страха перед

авиаперелетами) или на поиске решений разнообразных конкретных задач, таких

как уменьшение массы тела, избавление от привычки курить. В группах,

состоящих из пациентов с психическими расстройствами, вырабатываемые навыки

могут быть самыми элементарными — например, члены таких групп учатся не

пачкаться во время еды. В группах, состоящих из здоровых взрослых людей,

ставят более сложные цели.

Второй подход к тренингу умений, который фокусируется на конкретных

адаптивных формах поведения, именуется «структурированной обучающей

терапией». Этот подход был разработан специально для людей, которым не

хватает умений жить в обществе, планировать свою жизнь, справляться со

стрессом. Третьим понятием, имеющим прямое отношение к группам тренинга

умений, а также и ко всем группам поведенческой ориентации, является

понятие об измерении и оценке. Задачи – обычно индивидуальны, но некоторые

терапевты направляют свои усилия на достижение участниками и общегрупповых

целей, к-е могут способствовать решению индивидуальных задач. Общегрупповые

цели могут иметь отношение к выражению членами группы их личных

привязанностей и склонностей, к распределению работы в группе, к лидерству

и руководству или к интенсивности тех или иных видов д-сти. Групповые цели

вводятся для того, чтобы усиливать мотивацию участников и улучшать характер

их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к

индивидуальным задачам. Группы ТУ жестко структурированы, а критерии

достижения участниками цели достаточно субъективны, продолжительность

каждого этапа на пути к достижению цели должна быть строго оговорена.

Измерение и оценка: Считается важным не только знать, что что-то

изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными

параметрами. В поведенческих группах часто применяют разнообразные тесты,

для проведения которых требуются карандаш, бумага и измерительные приборы,

а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение

всего курса занятий, что позволяет фиксировать успехи членов группы.

Измерение реакции предусматривает учет обстоятельств, в которых реакция

имела место. Если кто-то признается в том, что боится публичных

выступлений, важно оценить, насколько силен его страх, а также то, как и

при каких именно обстоятельствах он проявляется. Для измерения этих

переменных существуют специальные опросники, с помощью которых можно

ранжировать проявления страха в конкретных условиях; существует

измерительное оборудование, позволяющее регистрировать физиологические

проявления страха и тревоги, например изменение интенсивности

потоотделения, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания; существуют

специальные методики вроде пробных выступлений перед аудиторией, во время

которых проводят соответствующие измерения.

В группе тренинга умений руководитель тратит на структурирование занятий и

оценку их результатов не меньше сил и времени, чем на проведение занятия.

Исходные измерения определяют точку отсчета для последующей оценки

изменений частоты, длительности и интенсивности проявлений проблемного

поведения, которые наблюдаются по ходу терапевтического процесса.

Основные процедуры Из числа различных групп тренинга умений лучше всего

отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью

методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе

(уверенного поведения). Ланге и Якубовский подразделяют существующие в

настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в

зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого

занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие

посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3)

группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами,

направленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование

родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный

анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых

проводится в соответствии с текущими потребностями отдельных участников.

Обычные для тренинга умений процедуры можно рассмотреть на примере групп

тренинга уверенности в себе, которые возникли на основе условно-

рефлекторной терапии Солтера. Оценка психологических проблем, имеющихся у

членов группы, производится с помощью специальных опросников, например

шкалы Рейтаса, на основе соотнесения их с перечнем основных прав человека

Келли и с шестью способами выражения уверенности. Главным способом работы в

группах тренинга уверенности в себе является репетиция поведения в ролевых

играх, воспроизводящих трудные жизненные ситуации. Этот способ включает

моделирование, инструктаж и подкрепление. Для снижения тревоги часто

применяется релаксационный тренинг и систематическая десенсибилизация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.