или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями.
Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями.
Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться,
как будто воображаемый кто-то был здесь. применяется, когда протагонист не
готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Зеркало –
разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить
протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом,
исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист
наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо
преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется
в закрытых сеансах. Возврат во времени – воссоздание значительных событий
из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны
пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже
происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или
неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса
может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие
трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно
определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в
прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.
57. Группы тренинга умений.
Группы тренинга умений, основаны в большей степени на бихевиоризме и
поведенческой терапии. В группах тренинга умений, или развития жизненно
важных навыков, учат адаптивным способам поведения, действиям, которые
служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Работа в
этих группах более структурирована, чем в других. Структурированность и
систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее
с бихевиористской терапевтической моделью. Первоначально применение
бихевиористских принципов в клинической практике стимулировалось
лабораторными экспериментами, которые показали, что учитываемые в
бихевиористской теории научения параметры, например вероятность
подкрепления, могут влиять на вербальную активность и на лидерский статус
членов исследуемой группы. Основываясь на этих результатах, клиницисты
бихевиористской ориентации объединили традиционные формы работы в группах и
поведенческие методики. Поведенческие терапевты стремились свести
происходящие в группах взаимодействия к стимулам и реакциям на них.
Например, ощущение поддержки, которое дает тревожному участнику присутствие
других членов группы, имеющих аналогичные проблемы, в терминах теории
научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на
действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы
поведения. С недавних пор руководители поведенческих групп стали применять
более директивные методы структуризации работы в группах и подавления
спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми
преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По
большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят
методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики
при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями,
можно объединить в одну группу для лечения методом систематической
десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение
индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один»
в гештальт-группах или группах трансактного анализа.
Основные понятия
В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.
Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто
отвергаются. Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными
формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или
исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы
могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать
на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые
существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения
в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство
касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место
наблюдаемые поведенческие реакции. Учебная модель: В группах тренинга
умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с
обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта
направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом
форма работы в них явно учебная Занятия в таких группах больше похожи не на
психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как
к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся
исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое
умение жить. Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп
дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и
жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят
перед собой. На каждом этапе жизни человека перед ним встают определенные
задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть
критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Если необходимые
умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек
оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и
стрессовыми ситуациями. Опыт пребывания в группе может либо способствовать
научению, либо мешать ему. Экспериментальные исследования малых групп
показывают, что группы справляются со многими проблемами успешней, чем
отдельные индивиды. Некоторые руководители поведенческой ориентации
сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они
всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее
коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению
общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.
Постановка цели
Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы
поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих
участников. Все другие эффекты, например удовольствие от пребывания в
группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются
побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в
группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков
межличностных отношений и управления эмоциями. Эти цели четко определены в
контрактах, подписываемых руководителем группы, с одной стороны, и каждым
ее участником — с другой. В отличие от руководителей групп встреч или групп
развития сензитивности, руководитель группы тренинга умений обязан вносить
коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной
цели в область общей личностной перестройки.
Поставленная цель может быть узкой или широкой, так что в одних группах
тренинга умений занимаются уменьшением тревожности или преодолением
неуверенности в себе, тогда как в других группах внимание участников
концентрируется на конкретных видах тревожности (например, страха перед
авиаперелетами) или на поиске решений разнообразных конкретных задач, таких
как уменьшение массы тела, избавление от привычки курить. В группах,
состоящих из пациентов с психическими расстройствами, вырабатываемые навыки
могут быть самыми элементарными — например, члены таких групп учатся не
пачкаться во время еды. В группах, состоящих из здоровых взрослых людей,
ставят более сложные цели.
Второй подход к тренингу умений, который фокусируется на конкретных
адаптивных формах поведения, именуется «структурированной обучающей
терапией». Этот подход был разработан специально для людей, которым не
хватает умений жить в обществе, планировать свою жизнь, справляться со
стрессом. Третьим понятием, имеющим прямое отношение к группам тренинга
умений, а также и ко всем группам поведенческой ориентации, является
понятие об измерении и оценке. Задачи – обычно индивидуальны, но некоторые
терапевты направляют свои усилия на достижение участниками и общегрупповых
целей, к-е могут способствовать решению индивидуальных задач. Общегрупповые
цели могут иметь отношение к выражению членами группы их личных
привязанностей и склонностей, к распределению работы в группе, к лидерству
и руководству или к интенсивности тех или иных видов д-сти. Групповые цели
вводятся для того, чтобы усиливать мотивацию участников и улучшать характер
их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к
индивидуальным задачам. Группы ТУ жестко структурированы, а критерии
достижения участниками цели достаточно субъективны, продолжительность
каждого этапа на пути к достижению цели должна быть строго оговорена.
Измерение и оценка: Считается важным не только знать, что что-то
изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными
параметрами. В поведенческих группах часто применяют разнообразные тесты,
для проведения которых требуются карандаш, бумага и измерительные приборы,
а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение
всего курса занятий, что позволяет фиксировать успехи членов группы.
Измерение реакции предусматривает учет обстоятельств, в которых реакция
имела место. Если кто-то признается в том, что боится публичных
выступлений, важно оценить, насколько силен его страх, а также то, как и
при каких именно обстоятельствах он проявляется. Для измерения этих
переменных существуют специальные опросники, с помощью которых можно
ранжировать проявления страха в конкретных условиях; существует
измерительное оборудование, позволяющее регистрировать физиологические
проявления страха и тревоги, например изменение интенсивности
потоотделения, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания; существуют
специальные методики вроде пробных выступлений перед аудиторией, во время
которых проводят соответствующие измерения.
В группе тренинга умений руководитель тратит на структурирование занятий и
оценку их результатов не меньше сил и времени, чем на проведение занятия.
Исходные измерения определяют точку отсчета для последующей оценки
изменений частоты, длительности и интенсивности проявлений проблемного
поведения, которые наблюдаются по ходу терапевтического процесса.
Основные процедуры Из числа различных групп тренинга умений лучше всего
отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью
методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе
(уверенного поведения). Ланге и Якубовский подразделяют существующие в
настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в
зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого
занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие
посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3)
группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами,
направленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование
родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный
анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых
проводится в соответствии с текущими потребностями отдельных участников.
Обычные для тренинга умений процедуры можно рассмотреть на примере групп
тренинга уверенности в себе, которые возникли на основе условно-
рефлекторной терапии Солтера. Оценка психологических проблем, имеющихся у
членов группы, производится с помощью специальных опросников, например
шкалы Рейтаса, на основе соотнесения их с перечнем основных прав человека
Келли и с шестью способами выражения уверенности. Главным способом работы в
группах тренинга уверенности в себе является репетиция поведения в ролевых
играх, воспроизводящих трудные жизненные ситуации. Этот способ включает
моделирование, инструктаж и подкрепление. Для снижения тревоги часто
применяется релаксационный тренинг и систематическая десенсибилизация.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|