реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

проблемами реальной жизни. 2) Самоанализ 3)необходимость открытости в

межличностных взаимодействиях. Следует стремиться к осознанию этих чувств,

делиться ими. 4)опирается на сотрудничество. Основным источником получения

знаний являются партнеры. Присущая Т-г неопределенность предполагает, что в

них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер

дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий х-р,

что у участников может появиться «ощущение бесцельности». Чтобы в такой

ситуации чему-то научиться надо набираться опыта. Понятию «обучения тому,

как учиться» соответствует циклическое чередование Самопрезентации,

обратной связи и экспериментирования.

Самопрезентация: на протяжении всего существования группы восприятие

происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется

самопрезентацией. «Арена» - общее понятие, к-е осознается и самой личностью

и окружающими. «Скрытая область» - то, что известно о себе только самой

личности. «Слепое пятно»- то, что о личности известно другим, но сама она

не сознает. «Неведомое» - то, что не известно ни личности, ни другим (н\р

непроявившиеся способности). Располагающая к открытому общению атмосфера

увеличивает потенциал группы и личности.(«окно Джогари»). Один из способов

расширения сферы общения – в расширении «арены». По мере развития отношений

взаимопомощи общение становится более близким. Уровень доверия является

решающим фактором в любой обучающей среде. Если сложившаяся в группе

обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников

понимать мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга

уменьшатся. Выделяют два способа создания в группе атмосферы взаимной

поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто описательными 2)

переориентация с взаимного контроля на совместное решение проблем.

Обратная связь: применительно к группам это понятие употребляется, когда

одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того,

чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Она позволяет

каждому следить за свои поведение и корректировать его так, чтобы оно было

более эффективным. + можно получать информацию, относящуюся к «слепому

пятну». О.С позволяет лучше понимать смысл происходящего в группе. Важно,

чтобы ОС давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда,

когда все уже в прошлом и содержащаяся в ней информация не актуальна. ОС

приносит пользу, когда раскрывает отношение одного ч-ка к поведению

другого. Она наиболее полезна, когда отражает мнение большинства членов

группы.

Экспериментирование: испытание новых способов и стратегий поведения. Не

менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, т.к.

дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и

почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – использование

приобретенных навыков вне группы.

Здесь и теперь: оптимальная форма обучения – через непосредственно

переживаемый опыт. ( подробное изложение случаев из жизни обычно не

поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют

отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.

Сосредоточенность на З и Т – доминантная тема в большинстве современных

психокоррекционных групп.

Поведение руководителя: тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт,

получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. +

дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь

членов группы в совместную работу по исследованию их собственных

взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства.

Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время

от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал

для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание

участников на их поведение. Тренерам Т-г следует избегать проявлений

чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная

вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.

Коммуникативные навыки: цель всех Т-г – развитие личности посредством

углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе.

Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать

поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную

связь и вступать в конфронтацию. Успешное овладение этими навыками сводит

до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации

участников и достижению групповых целей.

Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных

наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и

она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов,

установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности

описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от

оценочных суждений. Передавать чувства - включает точную регистрацию

своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций

нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в

явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я»

и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их

не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или

заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание

– ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться

активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим

взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое

понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и

коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за

ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого

в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит.

Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только

способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия

одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением,

проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации,

извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и

будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя. Суть К-и должна

соответствовать целям группы.

Занятия в Т-г не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Но

честная и открытая обратная связь, к-ю обычно получают члены Т-г, может

побудить их к поискам более интенсивного и индивидуализированного

группового опыта. В Т-г участники получают помощь в развитии специфических

коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств,

активное слушание и конфронтация. Т-г способствовали популяризации

психокоррекционных групп и психологических понятий. С недавних пот Т-г

стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей

работе приемы заимствованные из других подходов.

54. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта,

к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое

употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте

приписывается Якобу Морено. Современное определение дано Вильямом Шютцем:

встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на

открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед

самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на

«здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся

на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация,

разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени

ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников

способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть

центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц.

Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в

возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены

группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других.

В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании

сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного

взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости

во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и

поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить

участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Перемены в ГВ в Институте Эсален – центр изучения потенциальных

возможностей ч-ка. Центровая фигура – Билл Шютц: трехмерная теория

межличностного поведения. Пытался соотнести теорию психоанализа с групповой

динамикой. Изучал психодинамическую теорию и основы биоэнергетики +

руководил группами НЛП. Сложил все в единую систему. Шютц ввел понятие

единства души и тела, к-е стало центральным в концепции открытой встречи.

Он исходил из признания того, что эмоциональные конфликты отражаются на

физическом состоянии в виде напряжения отдельных мышечных групп и что

никакое психотерапевтическое воздействие не будет полным, если оно будет

игнорировать телесные ощущения. Как правило, Шютц начинал работу над

эмоциональными блоками с изучения того, какие проблемы возникают у ч-ка при

принятии определенных поз или совершении движений. Для того чтобы дать

выход долго подавляемым эмоциям, участники выполняли особые физические

упражнения и пользовались специальными приемами вербальной конфронтации. В

настоящее время две основные тенденции: соматические, или телесно-

ориентированные подходы (сенсорное пробуждение, биоэнергетические

воздействия, структурная реинтеграция), другая больше ориентирована на

осознание личностью себя и своих отношений с другими (ГВ, гештальт-группы,

психодрама, - предшественники ГВ).

ГВ – это ответвление от Т-групп. Наиболее известными подходами являются

концепция «основной встречи» (Роджерс), основывается на разработанной им

теории центрированной на клиенте психотерапии. Этот подход направлен в

первую очередь на достижение аутентичности в отношениях с другими. В

подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия (связанные с существующими представлениями о

психокоррекционной встрече): 1)Самораскрытие- руководители призывают

участников к самораскрытию как к способу достижения близких

взаимоотношений. Побуждают к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех,

к-е касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный

момент времени – в противовес воспоминаниям. Адаптация к жизни в обществе

часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей и сомнений.

Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. Но Сидней Джурард

считал, что полное самораскрытие перед другими, на самом деле признак

сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное Я мы создаем

фальшивый образ себя. Можно остаться с ощущением одиночества, отделенности

от других и отчужденности от себя. Подавление важных внутренних

переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Симптомы ?

проблем – такие как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и

т.д. – м.объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено

признание неприглядных сторон своей личности. Разными путями ГВ приводят

участников к мысли о возможности раскрытия перед партнерами по группе. Люфт

считал самораскрытие уместным, когда оно является результатом развития

взаимоотношений. Когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти

признания делаются постепенно. Отчужденная личность нечетко ощущает

собственное Я, и склонна считать себя не более чем исполнителем социальной

роли и вместилищем биологических потребностей. Аутентичная же личность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.