реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

психопат из числа членов группы (а то и сам руководитель) причинит особо

уязвимому участнику непоправимый ущерб. Нек-е люди, освобождаясь от

привычных защитный мех-мов не создают других адекватных способов поведения.

Группу особого риска составляют индивиды, имеющие неустойчивую психику, но

при этом еще и большую потребность в развитии и изменении своей личности.

Такие люди с трудом устанавливают межличностные отношения и поэтому не

могут извлекать пользу из получаемого в группе опыта.

Плюсы: участие в ГВ способствует повышению чувствительности к нюансам

межличностных отношений, развитию способности контролировать свои чувства,

повышению самооценки, а также самопринятию. Уменьшает отчужденность,

помогает в решении личных проблем. Способность получаемого в группах опыта

вызывать долговременные изменения в поведении требует тщательной проверки.

Но сторонники метода считают, что даже преходящие изменения имеют

ценность.

Отличие от психотерапии: Исходно ГВ считались отличными от традиционных

психотерапевтических групп не только по используемым методам и ср-вам, но и

по целям. н\р: если психотерапия всегда ориентирована на изменение

поведения людей, ГВ способствуют развитию личности. Струп считает, что

присущая ГВ нацеленность на непосредственный аффективный опыт идет вразрез

с установкой на достижение долговременных целей. Однако границы м\у

психотерапией и д-сть ГВ не такие четкие. Во многих психотерапевтических

группах практикуются методы, к-е характерны для ГВ. + психотерапия –

процесс длительный и непрерывный, а ГВ свойственна краткосрочность. В

традиционной групповой психотерапии акцент на выяснении предыстории ч-ка и

на распознавании ограничений, к-е присущи личности. В ГВ с их ориентацией

на здесь и теперь основное внимание уделяется выбору, к-й каждый участник

делает в каждый текущий момент, и на ответственности участника за

последствия своего выбора. Если традиционная психотерапия пытается помочь

пациентам адаптироваться к обществу, то в группах встреч за каждым ч-м

признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной

актуализации, личность не обязана адаптироваться к требованиям общества.

Руководитель ГВ сам выступает в качестве модели личности, способной к

самораскрытию и конфронтации. Традиционные психо-е подходы интеллектуально

ориентированы, а в ГВ важность тела и соматических ощущений.

Психокоррекционных встречи нацелены на развитие нормальной личности, на

достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только

от участников, но и от руководителя. Но в целом различия м\у развитием

личности и психотерапией не столь уж четкие.

Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых

руководители ГВ могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с

другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов

группы и сопротивление и оказывать поддержку участникам. В рамках Гв можно

выделить несколько разновидностей, включая «марафонские» встречи и даже

встречи, проводимые в обнаженном виде. Больше всего разногласий по вопросу,

является ли самовыражение достойной целью само по себе. Движение ГВ

получило чрезвычайно большую популярность, но критики отмечают, что оно

лишено руководящих теоретических принципов, что в группах не

предусматривается предварительный отбор участников и что адекватных данных

об отдаленных последствиях занятий в ГВ пока еще недостаточно. Очевидно,

что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя

группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях

с другими могут получить психическую травму.

55. Гештальт-группы.

История гештальт – подхода (ГТ) к работе с психокоррекционными группами

тесно связана с основателем гештальт-терапии Фрицем Перлзом. ГТ,

разработанная Перлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который

наложились влияния философии экзистенциализма, гешталь? и работ Райха,

посвященных физиологическим мех-мам реакций сопротивления. Он искал корни

проблем своих клиентов не в их прошлом, а исследовал то, как люди

приспосабливаются к своему настоящему и живут в нем. Он считал, что

необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он

вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой

встрече. Если экзистенциализм рассматривает то, как люди переживают свое

существование, гештальт – ? исследует то, как они его воспринимают.

Основатели Г-? Кёлер, Кофка, Вертгеймер подчеркивали, что воспринимающий

активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные

события в структуру и наделяет их смыслом. Такой взгляд был реакций на

ранние теории восприятия. Перлз распространил разработанную гештальт?

теорию восприятия на все функции личности. Он стал использовать концепт

«фигура/фон» для описания эмоций и телесных ощущений. Райх повлиял на

Перлза сущностью сопротивления – возникновение внутренних блоков при

попытках изменения или понимания ч-к самого себя. В конце концов

трансформируется в «телесную броню». От Райха Перлз воспринял

представление о том, что сопротивление выражается в невербальном поведении,

или языке тела, и при этом жесты, манеры. Мимика и позы содержат

информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не подозревает. Перлз

отдавал должное и теории поля Левина, и психодраме, и биоэнергетике, и

осознанию тела по Александеру. Из каждой области он заимствовал то, что

считал ценным. Перл выступал против того, чтобы давать поведению причинное

объяснение, он сосредоточился на взаимодействиях м\у активной личностью и

средой и рассматривал поведение через призму вопросов «что?» и «как?».

Хотя ГТ считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее

распространение получила ее групповая форма. Если в ГВ и в Т-г вовлекаются

в работу все участники, то в ГТ в ее наиболее чистых проявлениях,

представляет собой соглашение м\у руководителем группы и одним из ее

членов, к-й добровольно берет на себя роль пациента и располагается на

«горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным

процессом взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не

комментируя, но молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые

упражнения может выполнять вся группа, но чаще нет. По Перлзу значение

такой позиции состоит в том, что самосознание личности может происходить

при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать

себя с тем, кто сидит на горячем стуле. + у одного из участников

происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления. Цепная

реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, что для

изменения личности м.б. достаточно одного лишь наблюдения. Нек-е Г-

терапевты используют взаимодействия м\у членами группы. н\р горячий стул

становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то

другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые

происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их

внимания. В последнее время растет понимание того, что ГТ вполне совместима

с исследованиями групповых процессов и групповой динамики. ГТ

предусматривает наличие в группе такого руководителя, к-й являясь активной

и сильной личностью будет побуждать к самостоятельности и независимости и

других участников. Начиная с 60-х годов, когда ГТ приобрели популярность,

характерные для них приемы вошли в число основных видов консультирования и

терапии. В настоящее время Г-группы (ГГ) известны своими активными

руководителями, к-е способствуют развитию самостоятельности и

ответственности у участников.

Главной задачей ГТ является стимуляция организмических процессов и

побуждение участников к развитию осознания своего Я и продвижению к

зрелости. Методики и упражнения ГТ направлены на расширение осознания.

Интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за

самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий,

преодоление сопротивления.

Основными используемыми понятиями являются: фигура и фон, осознание и

сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты.

Фигура и фон: как показали исследования ? мех-мов восприятия, все, что в

данный момент представляет для ч-ка наибольшую ценность, образует фигуру, к-

я выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. Люди организуют

получаемую информацию так, что ее наиболее значимые составляющие занимают в

сознании центральное место, мене значимые отходят на задний план. Перлз

использовал это при описании функционирования личности. Он предположил, что

процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая,

н\р потребность, периодически сменяют друг друга. Теория Г? гласит, что

функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляция. При

возникновении потребности на нее переключается большая часть внимания.

Соотношение м\у фигурой и Фоном: считается, что процессы саморегуляции

основаны на постоянном формировании и завершении фигур или гештальтов.

Гештальт – система или конфигурации, из которой нельзя ничего изъять, не

разрушив ее при этом полностью. В психокоррекционной группе фигурой

считается чувство, к-е нужно выразить. Фигурой может стать гнев,

разочарование, радость, сексуальное влечение и т.д. и тогда другие аспекты

существования отходят на задний план. Как только потребность удовлетворена,

гештальт теряет свое значение. Иногда удовлетворить потребность не удается,

и тогда гештальт не м.б. завершен, потребность дне приобретает ясных

очертаний фигуры. Возникает состояние общей неудовлетворенности.

Неосознанные или невыраженные чувства становятся причиной многих

неразрешимых проблем. Тенденция к незавершенности м.б. связана с событиями

чьего-либо прошлого. ГТ помогают членам группы сделать отчетливой фигуру,

которую составляют эти чувства, и тогда они м.б. наконец выражены.

Осознание и сосредоточенность на настоящем: способность формировать четкие

гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в

каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на

настоящем являются ключевым понятием Г?. Чтобы удовлетворять свои

потребности надо быть в постоянном контакте со своим внутренним миром и

миров внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и

события, к-е происходят в теле. В хонах внешнего мира происходят события, к-

е доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, н\р

громкого шума. Информация, поступающая из внутренних и внешних зон, не

фильтруется и не интерпретируется. + есть средние зоны, или хона фантазий.

Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается

концептуализации и доступно рассудку. Перлз считал, что невротичность

является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в

ущерб внутренним и внешним. Большая часть информации, к-ю мы получаем,

осваивая культур и жизнь в обществе, относится к средней зоне. Когда мы

уходим в средние зоны, то интересуемся нашим прошлым и нашим будущим. Мы не

живем настоящим, и не уделяем внимание происходящему во внутренних и

внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности

осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от

способности полностью погрузиться в здесь и теперь.

Полярность: - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами

такого континуума м.б., н\р «плохое» и «хорошее». Через полярности мы

организуем свое восприятие внешнего мира. Каждый из нас испытывает

противоположные чувства: мы любим, и ненавидим своих родителей, чувствуем

себя счастливыми и одновременно испытываем грусть… важно понимать, что

полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут

выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при

его завершении. Принимая оба полюса, мы лучше осознаем и себя, и свои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.