реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

больного, ситуативно обусловленные эмоциональные реакции, отношение к

своему заболеванию, устойчивость или лабильность аффективных процессов,

разнообразии эмоциональных реакций.

Оценка своего заболевания и его переживание, когнитивная и эмоциональная

составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных

отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом

каждая из них не имеет адекватного уровня. Так, знание некоторых симптомов

своего заболевания, возможность формального их перечисления больным с

поражением правого полушария мозга сочетается с отсутствием целостного

представления о своем заболевании и его переживания (анозогнозия). Излагая

жалобы в ответ на вопросы, больной говорит как бы не о себе самом,

игнорируя при этом значимые симптомы. Общий фон настроения характеризуется

при этом благодушием, эйфорией, в ряде случаев - расторможенностью

аффективной сферы. Стабильность благодушного фона настроения проявляется и

в эмоциональных реакциях на неуспех при выполнении различных заданий.

Поверхностное, формальное называние симптомов заболевания в сочетании с их

игнорированием, отсутствие целостной внутренней картины болезни

свидетельствуют о том, что заболевание не вошло в систему смыслообразующих

параметров, не является составляющей самосознания. Поражение базальных

отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном

поведения, который однако не обусловлен истинным переживанием болезни,

когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует.

Отдельные эмоциональные реакции на неуспех могут иметь место в виде

негативизма, агрессии, насильственного плача. Такие эмоциональные

проявления носят лабильный характер.

В целом эмоциональный мир больных с лобно-базальной патологией

характеризуется обедненностью аффективной сферы, монотонностью ее

проявлений, недостаточной критичностью больных в ситуации

нейропсихологического обследования, неадекватностью эмоционального

реагирования.

Синдромы поражения медиальных отделов височной области изучены и описаны

недостаточно полно. Эта зона мозга имеет отношение, с одной стороны, к

таким базальным функциям в деятельности мозга и психического отражения как

эмоционально-потребностная сфера и тем самым – к регуляции активности.

Очаговые процессы в медиальных отделах височных долей могут проявляться

аффективными расстройствами по типу экзальтации или депрессии, а также

пароксизмами тоски, тревоги, страха в сочетании с осознаваемыми и

переживаемыми вегетативными реакциями.

31. Синдромы эфферентной и динамической афазии. Краткая характеристика.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры

премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь

нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово

или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех

остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При

этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность

артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная

организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект -

затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие

которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной

речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение

понимания речи и чтения.

Динамическая афазия

Динамическая афазия возникает при поражении областей, расположенных вблизи

от зоны Брока - 9, 10 и 46-е поля.

Речевая адинамия, или дефект речевой инициативы, проявляется в бедности

речи больных, отсутствии самостоятельных высказываний, односложности в

ответах на вопросы. Динамическая афазия протекает на фоне сохранности

речевой моторики и понимания устной речи. В основе этой формы афазии лежит

нарушение сукцессивной организации речевого высказывания - больные не могут

составить даже простейшую фразу, не могут развернуто ответить даже на

элементарные вопросы.

Большие затруднения больные испытывают при продуцировании заданных

ассоциаций; плохо актуализируют слова, обозначающие действие, причем

глаголы актуализируются труднее, чем существительные (в отличие от оптико-

мнестической афазии).

Динамическая афазия связана прежде всего с нарушениями структуры внутренней

речи - распад предикативной структуры, а отсюда - нарушения структуры

внешней речи, разнообразные аграмматизмы.

32. Сенсорная и акустика-мнестическая афезия.

Сенсорная афазия.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого

полушария (у правшей) - 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).

Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа -

нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не

различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная

спонтанная устная речь. В менее грубых - не понимают зашумленную или

быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих

не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто

встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже - вербальные

(замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном

списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности

контроля за правильностью своей речи).

След. две иногда объединяют под общим названием «амнестическая афазия», но

Лурия их разделяет. Больной не может назвать предмет, как будто забывает

название. При подсказке первой буквы или слога сразу вспоминает.

Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры

левой височной области - 21-е и частично 37-е поля.

Фонематический слух остается сохранным, больной понимает обращенную речь,

но не способен запомнить даже небольшой речевой материал - грубое нарушение

слухоречевой памяти. Резкое снижение объема слухоречевой памяти (до 2 - 3

слов) приводит к вторичному непониманию длинных фраз и вообще устной речи.

Затруднен поиск слов в активной устной речи, часты вербальные парафазии,

речь этих больных скудна. Характерны повышения ретроактивного торможения

(запоминания последних слов ряда), проактивного торможения (запоминания

первых слов ряда), реминисценции.

Больные с сенсорной и акустико-мнестической афазией компенсируют нарушения

в речи, активно используя интонации, жестикуляцию, пытаясь с их помощью

передать содержание высказывания.

33. Синдромы моторных афазий.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры

премоторной области - полей 44 и частично 45-го - зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь

нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово

или словосочетание (эмбол), которое используется больным, как замена всех

остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При

этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность

артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная

организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект -

затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие

которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной

речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение

понимания речи и чтения.

Афферентная моторная афазия

Лурией выделена специфическая форма афазии – афферентная моторная афазия –

обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии

обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б - м;

н - д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в

артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения,

содержащие как сочетания нескольких согласных звуков ("тпру", "стропила",

"кораблекрушение"), так и их неоднократное повторение в структуре

высказывания ("сыворотка из-под простокваши", "из-под топота копыт пыль по

полю летит").

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной

области мозга (у правшей), 40-го поля.

Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации,

поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий

во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие

трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий).

Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и

неправильно воспринимают их, что ведет к вторичному нарушению функций

слуховой системы.

Нередко у этих больных нарушается и неречевой оральный праксис, но иногда

афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного

орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении

гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои

ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым

усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо

(как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции

обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся

правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.

34. Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных

поражениях мозга.

См. в.5 +

Наруш-е мыш-я при локальных пораж-х мозга. Для правил-го протекания мыш-я

необходимо: 1. Выделить цель (сохранить ее в теч.деят-ти) 2. Предварит-я

ориентировка в условиях задачи (импульсивные ответы должны тормозиться) 3.

Формир-е программы реш-я з., выбор ср-тв, выработка общей стратегии. 4.

Непосред-е осущ-е различ-х операций. 5. Контроль за результатом (сличение

получ-х рез-в с условиями з-чи).

Наруш-е процессов мыш-я м.возникать при различных по локализации пораж-ях

мозга. При локальных пораж-х мозга возникают: структур-е наруш-я

(операциональные) и динамичес-е наруш-я (временные и регуляторные).

При пораж-и лев.п-я – наблюд-ся афазии. Наруш-е спос-ти выполн-я верб.-

логич. операц.

Пораж-е лобных отделов – наруш-е прочности возникшего намерения ведет к

распаду всего строения интел-ой деят-ти. Наруш-е тормож-я непосредст-х

связей, выпадает ориентировоч-я основа деят-ти, наруш-ся сличение

результатов, ошибки перестают осознаваться. Причем, навыки, позволяющие

выполнять отдел-е операции, м.оставаться сохранными. При пораж-ии

премоторных отд.(задний лоб), зона Брока – осн.дефект – наруш-е динамики

интел-й деят-ти (стереотипные, запаздывающие ответы. Патологич-я инертность

– гл.фактор). Пораж-е задних (вис.-тем. и тем.-затыл.) отделов ведущего

полуш-я – прочно удерж-ют цель, ориентир-ся в условиях, создают гипотезы,

сличают каждый шаг. Наруш-я: системы речевых связей и нестойкость мнестич-х

следов, что мешает им удержать нужные операции и выполнить их во внутр-м

«умственном» плане. Пораж-е тем.-затыл. отделов лев.пол-я – затруднения в

сопоставлении одних элементов действия с другими, когда операции должны

опираться на «симультанные синтезы». При необходимости анализа грамматич-х

структур или числовых отношений (при сохранном намерении).

При психических заболеваниях:

1).Снижение Ур-ня обобщения – конкретно-ситуативные решения при

олигофрении, рано начавшийся эпилептический процесс, после перенесения

тяжелых форм энцефалита.

2). Искажение процесса обобщения – встречается в основном при шизофрении

(галлюцинатороно-параноидной форме), психопатия.

II. Динамика мш. 1) лабильность – травмы ГМ, атеросклероз ГМ, МДП в

маниакальной фазе. 2)инертность – эпилепсия, у больных с отдаленными

последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.