реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает

основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим

объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет

выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные

ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента,

нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют

связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения

определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести

любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово,

предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности

всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов»

(резонерство).

II. нарушение динамики м-я.

М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к

другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь

переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда

больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности

приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность

суждений.

1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа

выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции

сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был

устойчивым.

- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют

адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному

признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически

сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-

ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными

сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма

ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы

растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он

вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз

ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к.

он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого

выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает

«люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие

нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь

искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в

некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение

мышления.

Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются

над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно

приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не

оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание

получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие

промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает

чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это

видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра

называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в

гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку

«кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые

революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее

песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от

слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его

обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от

животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.

2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность

связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей

работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на

другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными

последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.

Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.

Эксп-но - ( исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их

интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают

ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения

задачи. Изменение условий затрудняет работу ( решение доступно если оно

выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого

опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их

суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали,

ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное

эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней

детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я.

При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу

диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них

как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не

выполняется даже на конкретном уровне.

III. нар-е личностного компонента м-я.

Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и

саморегуляции.

М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью,

поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых

результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря

целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и

незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором

действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы

наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения -

нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи

актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является

для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть

формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира

включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У

больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду

с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла

актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие

контроля за решением задачи.

Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в

разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют

предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на

основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические

суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к

глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и

умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало

измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма.

Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные –

животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка,

автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-

го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные

в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы

то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и

т.д.

Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного

отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к

непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров

выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько

нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность,

неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то

концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в

том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение

круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.

Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности

к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность

проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный

пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности

резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто

используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи

– больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не

устанавливаются никакие связи м\у явлениями. Такая речь не служит функции

общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет

логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника.

Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической

речью ребенка.

Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения

выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных

действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических

операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-

ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные

оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие

нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением

дезорганизации м-я.

Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска

или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:

- мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)

- защитная (непродуктивная).

У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса

саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей

функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной.

Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа –

способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.

У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным

фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это

выр-ся в направленности на ограничение контактов и сфер д-сти, предпочтение

действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами. Избегание

трудностей и интеллектуального напряжения. Наибольшая выраженность

нарушения – или буквально следовать заданной цели, или переходить к

произвольному целеобразованию.

При шизофрении – снижена побудительная д-сть целей, при эпилепсии – нарушен

регулятивный аспект целеобразования. Эти нарушения носят динамический х-р и

зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемым.

6. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,

вторичные, третичные нарушения.

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,

характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в

сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к

постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта.

На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные

психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения

менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до

15 лет.

Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время

припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги,

зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты.

Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного - двух раз в

год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной

потерей сознания или его сумеречным состоянием.

С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по

эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.