содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает
основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим
объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет
выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные
ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента,
нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют
связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения
определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести
любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово,
предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности
всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов»
(резонерство).
II. нарушение динамики м-я.
М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к
другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь
переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда
больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности
приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность
суждений.
1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа
выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции
сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был
устойчивым.
- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют
адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному
признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически
сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-
ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными
сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма
ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы
растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он
вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз
ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к.
он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого
выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает
«люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие
нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь
искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в
некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение
мышления.
Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются
над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно
приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не
оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание
получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие
промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает
чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это
видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра
называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в
гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку
«кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые
революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее
песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от
слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его
обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от
животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.
2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность
связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей
работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на
другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными
последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.
Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.
Эксп-но - ( исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их
интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают
ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения
задачи. Изменение условий затрудняет работу ( решение доступно если оно
выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого
опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их
суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали,
ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное
эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней
детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я.
При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу
диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них
как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не
выполняется даже на конкретном уровне.
III. нар-е личностного компонента м-я.
Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и
саморегуляции.
М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью,
поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых
результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря
целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и
незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором
действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы
наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения -
нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи
актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является
для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть
формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира
включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У
больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду
с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла
актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие
контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в
разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют
предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на
основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические
суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.
Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к
глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и
умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало
измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма.
Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные –
животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка,
автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-
го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные
в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы
то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и
т.д.
Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного
отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к
непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров
выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько
нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность,
неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то
концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в
том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение
круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.
Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности
к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность
проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный
пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности
резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто
используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи
– больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не
устанавливаются никакие связи м\у явлениями. Такая речь не служит функции
общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет
логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника.
Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической
речью ребенка.
Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения
выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных
действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических
операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-
ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные
оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие
нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением
дезорганизации м-я.
Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска
или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:
- мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)
- защитная (непродуктивная).
У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса
саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей
функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной.
Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа –
способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.
У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным
фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это
выр-ся в направленности на ограничение контактов и сфер д-сти, предпочтение
действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами. Избегание
трудностей и интеллектуального напряжения. Наибольшая выраженность
нарушения – или буквально следовать заданной цели, или переходить к
произвольному целеобразованию.
При шизофрении – снижена побудительная д-сть целей, при эпилепсии – нарушен
регулятивный аспект целеобразования. Эти нарушения носят динамический х-р и
зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемым.
6. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,
вторичные, третичные нарушения.
Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,
характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в
сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к
постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта.
На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные
психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения
менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до
15 лет.
Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время
припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги,
зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты.
Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного - двух раз в
год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной
потерей сознания или его сумеречным состоянием.
С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по
эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|