Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом,
которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал
больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего
воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о
положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому
сплочению и заботе друг о друге. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в
психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к
эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику
групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.
На развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и
практика психоанализа. Хотя Фрейд сам не особенно симпатизировал групповой
психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы
индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Адлер
стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых
занятий. Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно
рассматривать как американское явление (Mullan & Rosenbaum, 1962).
Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми
использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу
применил термин групповой анализ еще в 1925 г. После нескольких лет
практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том,
что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они
принадлежат. Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически
ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать
Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход,
прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы",
где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф
применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы,
как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако
психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные
цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.
Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную
терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния
группы и не принимают во внимание релевантность данных литературы по
исследованиям групповой динамики. Они утверждают, что психотерапевтическая
группа - это не лабораторная группа решения проблем. Вместе с тем такие
известные английские терапевты, как 3. X. Фоукс, У. У. Байон и X. Эзриель
(одни из немногих европейцев, кто оказал влияние на современную групповую
практику в Северной Америке), считают, что группа имеет свою собственную
жизнь, и приспосабливают выводы экспериментальных исследований по групповой
динамике к собственной фрейдистской психоаналитической стратегии. В таком
случае терапевт скорее занимается проблемами группового взаимодействия и
развития группы, чем патологией каждого участника.
Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г.
термина групповая психотерапия (Corsini, 1955). Морено обозначал им метод
объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и
социометрических оценок.
Гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы В психокоррекционных
группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют
рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление
большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к
самовыражению, характерным для последних двух десятилетий. Они в основном
ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение.
За исключением Т-групп, создаваемых только для здорового населения,
психокоррек-ционные группы существенно не различаются по своей клиентуре.
Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического
направления в психологии, резко выступая против догматического
психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя
антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное
самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно
которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют
дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными
конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным,
либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы,
а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс
смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего
клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные
взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и
ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой
психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное
взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к
групповой работе.
Поведенческий подход:
В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.
Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто
отвергаются или, в крайнем случае, переводятся на менее символический язык.
Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами
поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или
исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы
могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать
на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые
существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения
в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство
касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место
наблюдаемые поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и
недостатки поведенческого подхода в психотерапии, однако описанные выше
принципы следует принять во внимание, поскольку концептуальные основы групп
тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток бихевиоризма.
Бихевиористский подход к психотерапии получил свое развитие от лабораторных
исследований, начиная с основополагающих работ Павлова с его учением об
условных рефлексах и Скиннера с его представлениями об оперантном
обусловливании. В прошлом работа в поведенческих группах строилась на
основе индивидуальной психотерапии, проводимой в условиях группы. В
последнее время специалисты по поведенческой терапии разработали методы, в
которых находят применение потенциальные возможности группы по воздействию
на ее участников.
Современные практики группового движения приспособили многие традиционные
учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например,
группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха;
группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим
мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга
умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.
53. Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).
Т-ГРУППА (от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии.
Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и
эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к
групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает
групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые
друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно,
главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения
других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для
воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития
у них социально-психологической компетентности, навыков общения и
взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения
школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из
наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений,
стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее
существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие
предварительной структурированности, нормированности и регламентации.
Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого
плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения
строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события,
происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к
прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат
взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных
отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и
помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия
обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение
(развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным
образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В
настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей
исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в
большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений
(Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные
коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению
чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа
альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-
группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и
наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь
человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.
Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и
его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа
получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких
спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного
взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.
Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в
зависимости от конкретной задачи или темы. Т-группы относятся к группам,
ориентированным на поведенческую терапию. Они м.б. центрированы как на
руководителе, так и на участнике. Нек-е Т-г ориентированы на развитие
навыков эффективной организаторской д-сти. Однако чаще предметом интереса в
них являются навыки межличностных отношений или процессы происходящие в
малых группах. Развитие теории личности и клинической ? првело к
возникновению Т-г, ориентированных на всесторонее развитие личнотсти. Такие
группы иногда называют «группами сензитивности».
Основные понятия: Обучающая лаборатория – временное локальное сообщество,
созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении.
Экспериментальный хар-р испытания новых способов поведения. Каждый является
как участником, так и наблюдателем. Определение целей группы – наблюдение
за изменением поведения, планирование д-сти и анализ результатов. Т-г
обеспечивает возможности решения проблем, не всегда разрешимых в реальной
жизни. Лабораторная д-сть может включать и лекции, + встречи в более
широком кругу.
Т-г – ядро всего процесса обучения на основе опыта. Руководитель (тренер
или фасилитатор). Т-г ориентированы на получение знаний о групповом
процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и
межличностных отношений. Если главное значение приобретают эмоции – м.б.
названа группой встреч.
Обучение тому, как учиться :главный упор на развитии нового подхода к
решению проблем, на обучение тому кК учиться. 1) повышение способности
отдельных членов Т-г осознавать ситуацию. Работа в группе способствует
более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|