реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом,

которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал

больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего

воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о

положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому

сплочению и заботе друг о друге. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в

психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к

эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику

групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

На развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и

практика психоанализа. Хотя Фрейд сам не особенно симпатизировал групповой

психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы

индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Адлер

стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых

занятий. Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно

рассматривать как американское явление (Mullan & Rosenbaum, 1962).

Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми

использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу

применил термин групповой анализ еще в 1925 г. После нескольких лет

практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том,

что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они

принадлежат. Среди известных ученых, тех, кто развивал психоаналитически

ориентированную групповую психотерапевтическую практику, можно назвать

Самьюэля Славсона и Александра Вольфа. Славсон объединил групповой подход,

прогрессивное обучение и психоанализ в так называемые "деятельные группы",

где детей поощряли проигрывать свои конфликты в условиях группы. Вольф

применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы,

как интерпретация сновидений, свободные ассоциации. Однако

психокоррекционные группы находят все более широкое применение и имеют иные

цели, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.

Психоаналитически ориентированные практики, проводящие индивидуальную

терапию в групповых условиях, в значительной мере не учитывают влияния

группы и не принимают во внимание релевантность данных литературы по

исследованиям групповой динамики. Они утверждают, что психотерапевтическая

группа - это не лабораторная группа решения проблем. Вместе с тем такие

известные английские терапевты, как 3. X. Фоукс, У. У. Байон и X. Эзриель

(одни из немногих европейцев, кто оказал влияние на современную групповую

практику в Северной Америке), считают, что группа имеет свою собственную

жизнь, и приспосабливают выводы экспериментальных исследований по групповой

динамике к собственной фрейдистской психоаналитической стратегии. В таком

случае терапевт скорее занимается проблемами группового взаимодействия и

развития группы, чем патологией каждого участника.

Я. Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г.

термина групповая психотерапия (Corsini, 1955). Морено обозначал им метод

объединения людей в обществе в новые группы на основе личных предпочтений и

социометрических оценок.

Гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы В психокоррекционных

группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют

рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление

большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к

самовыражению, характерным для последних двух десятилетий. Они в основном

ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение.

За исключением Т-групп, создаваемых только для здорового населения,

психокоррек-ционные группы существенно не различаются по своей клиентуре.

Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического

направления в психологии, резко выступая против догматического

психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя

антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное

самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно

которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют

дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными

конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным,

либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы,

а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс

смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего

клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные

взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и

ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой

психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное

взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к

групповой работе.

Поведенческий подход:

В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.

Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто

отвергаются или, в крайнем случае, переводятся на менее символический язык.

Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами

поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или

исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы

могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать

на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые

существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения

в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство

касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место

наблюдаемые поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и

недостатки поведенческого подхода в психотерапии, однако описанные выше

принципы следует принять во внимание, поскольку концептуальные основы групп

тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток бихевиоризма.

Бихевиористский подход к психотерапии получил свое развитие от лабораторных

исследований, начиная с основополагающих работ Павлова с его учением об

условных рефлексах и Скиннера с его представлениями об оперантном

обусловливании. В прошлом работа в поведенческих группах строилась на

основе индивидуальной психотерапии, проводимой в условиях группы. В

последнее время специалисты по поведенческой терапии разработали методы, в

которых находят применение потенциальные возможности группы по воздействию

на ее участников.

Современные практики группового движения приспособили многие традиционные

учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например,

группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха;

группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим

мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга

умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.

53. Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).

Т-ГРУППА (от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии.

Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и

эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к

групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает

групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые

друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно,

главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения

других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для

воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития

у них социально-психологической компетентности, навыков общения и

взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения

школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из

наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений,

стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее

существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие

предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого

плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения

строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события,

происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к

прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат

взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных

отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и

помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия

обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение

(развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным

образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В

настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей

исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в

большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений

(Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные

коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению

чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа

альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-

группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и

наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь

человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и

его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа

получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких

спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного

взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.

Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в

зависимости от конкретной задачи или темы. Т-группы относятся к группам,

ориентированным на поведенческую терапию. Они м.б. центрированы как на

руководителе, так и на участнике. Нек-е Т-г ориентированы на развитие

навыков эффективной организаторской д-сти. Однако чаще предметом интереса в

них являются навыки межличностных отношений или процессы происходящие в

малых группах. Развитие теории личности и клинической ? првело к

возникновению Т-г, ориентированных на всесторонее развитие личнотсти. Такие

группы иногда называют «группами сензитивности».

Основные понятия: Обучающая лаборатория – временное локальное сообщество,

созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении.

Экспериментальный хар-р испытания новых способов поведения. Каждый является

как участником, так и наблюдателем. Определение целей группы – наблюдение

за изменением поведения, планирование д-сти и анализ результатов. Т-г

обеспечивает возможности решения проблем, не всегда разрешимых в реальной

жизни. Лабораторная д-сть может включать и лекции, + встречи в более

широком кругу.

Т-г – ядро всего процесса обучения на основе опыта. Руководитель (тренер

или фасилитатор). Т-г ориентированы на получение знаний о групповом

процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и

межличностных отношений. Если главное значение приобретают эмоции – м.б.

названа группой встреч.

Обучение тому, как учиться :главный упор на развитии нового подхода к

решению проблем, на обучение тому кК учиться. 1) повышение способности

отдельных членов Т-г осознавать ситуацию. Работа в группе способствует

более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.