реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко

дифференцируются, смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются.

В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и

проекций. М-ка двух стульев - индивидуальна, но полярности можно

исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные

конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы

можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или

одобрение. (хождение по кругу).

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои

чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы

формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное

выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций,

м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении

чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта ( возможно

интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание

ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм

поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью

преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика

помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные

несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего

эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О

скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом

нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности,

которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того

символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и

фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и

возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на

вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон

(фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь

погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в

условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой

отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя

горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди

проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он

выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в

полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с

позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно

рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может

содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по

памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву.

Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно

воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль

фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы

обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы

воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за

этим).

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния

связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное

внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в

третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на ?

темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям

употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле

имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо,

мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя

ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза

«но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя.

+ не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения

на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не

пытались мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того,

как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин

перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства

вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль - экран для

проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать

на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает

выискивать свои внутренние ресурсы и, ( принимать ответственность.

Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые

клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление

проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует

рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом.

Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль

ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа

причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. (

сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать,

чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска

возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может

предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не

буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу

избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении

– р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.

Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного

восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что

он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере

дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку

пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на

то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать

наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание

стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить

заблокированные чувства.

Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя

ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также

понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки

множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает

предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими

руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками,

ищет новые подходы.

56. Психодрама.

Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует

множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные.

Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием

темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения,

универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы.

Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность.

Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная

психологическая основа, сильно привязана к содержанию проблемы.

Девять специфических техник. Представление самого себя, исполнение роли,

диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями,

реплики в сторону, пустой стул, зеркало.

Представление самого себя. Состоит из коротких ролевых действий, в

которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для

себя. В основе техники 2 предпосылки: субъективность и люгитальность.

Субъективность – описание базируется на особенностях характера

протагониста, его личных ощущениях, суждениях. Люгитальность –

протагонист является единственным источником этих ощущений. Существуют

два вида метода:

0. Описание себя, людей в форме последовательных эпизодов, парад

личностей;

1. Психодрама – серия завершенных ситуаций.

Есть также и метод интервью, когда есть человек, от имени которого

отвечают на вопросы.

Исполнение роли – это акт принятия роли кого-то другого. Это может быть

часть тела, животное, неодушевленный предмет, человек. К протагонисту она

не применяется. Но существуют три исключения:

Когда используется одна техника как монодрама

Когда используется техника обмена ролями

Во время тренинга, когда человека просят принят новую чужую роль.

Диалог – это изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными

людьми. Вспомогательный персонал – люди, с которыми человек взаимодействует

в реальной жизни. Здесь каждый играет самого себя (и протагонист и

вспомогательный персонал). Часто используется при исследовании конфликтных

ситуаций. Монолог – изложение человеком своих чувств, мыслей, как будто он

вслух (но при этом письменно) советуется с самим собой – комментирование

своих действий в ролевых играх в начале, середине и в конце сцены. Есть две

формы монолога: акт полного раскрытия самого себя и сопротивление полному

развитию роли. Использование: для дополнения действия, изображаемого во

время основной, ключевой сцены; для связующей сцены. Дублирование – (al te

ego) – второстепенное лицо играет роль протагониста – “психологический

двойник” - его внутренний голос. Дублер стоит рядом с протагонистом, сбоку

от него (с противоположной от зрителей стороны). Нужно добиться ощущения

психологического единства с протагонистом. Дублер имитирует его физически с

целью: помочь дублеру как можно глубже погрузиться в роль протагониста;

направить внимание дублера на физические ключи с тем, чтобы определить

психологические ключи. Роль дублера:

5. Имитация физических особенностей, жестов, манер протагониста;

6. Повторение ключевых слов, достижение ментального, эмоционального

сходства с протагонистом;

7. Чтение между строк и обсуждение скрытых мыслей и чувств;

8. Фокусирование на страхах, запретах, дилеммах, живущих в протагонисте;

9. Высказывание гипотез касательно проблем протагониста;

10. Побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому

соприкосновению с ними.

Дублирование – один из лучших способов обучения способности сопереживать.

Техника множественного дублирования – роль дублера поделена между

несколькими второстепенными лицами, каждое из которых изображает один

аспект поведения протагониста, одну сторону его личности. Использует ее,

если протагонист перегружен многочисленными проявлениями своей проблемы и

не в состоянии воспринимать ее в целом (лучше не более 3-4 дублеров). Если

это возможно, лучше протагонисту самому выбрать себе дублера. Реплики в

сторону – цель – извлечение и раскрытие внутренних мыслей, чувств человека.

Вводится в действие, если протагонист излагает события недостоверно,

умышленно скрывает правду. Всегда применяется в сочетании с “исполнением

роли” и “диалогом”. Обычно говорит в сторону протагонист, но может и

второстепенное лицо, если участвует жена и другие люди, значимые для

протагониста. Тогда все участники могут применять реплики в сторону. Обмен

ролями – два человека меняются ролями – участники меняются ролями

физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние

другого. Показания: когда второстепенное лицо исполняет роль какого-то

человека, хорошо известного протагонисту, но ему нужна для этого

дополнительная информация (протагонист предоставляет ее путем демонстрации

и моделирования); когда терапевту нужно получить больше информации о

протагонисте, так как многие люди, пребывая во второстепенной роли,

открываются, забывают о психологической защите; когда взаимодействие между

протагонистом и второстепенным лицом должно быть ускорено, или когда оно

приближается к тупику, а тема не раскрыта; при разборе конфликта между

близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания.

Техника пустого стула – протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.