реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

Связана с поражением нижнетеменной коры одного из полушарий.

4) Тактильная алексия

Больной теряет способность опознавать буквы и цифры, «написанные» на коже.

5)Соматоагнозия

Сниж-е ориентации в собств-м теле. Связана с пораж.верх.темен.коры,

правостор.наруш-е.

26. Нарушение произвольных движений. Проблема апраксии.

Нарушение произвольных движений и действий.

Не менее важными в клиническом синдроме поражения теменной области

представляются нарушения праксиса, обусловленные дефицитом афферентирующей

движения информации от рецепторов, находящихся в двигательном аппарате.

Нередко они проявляются в форме афферентного пареза, развертывающегося по

гемитипу в контралатеральной очагу поражения руке.

"Эфферентные"

1) Парезы - ослабления мышечных движений. Человек после мозгового

повреждения не может активно действовать противоположной конечностью, хотя

общая структура движения и движения других частей тела могут быть сохранны.

2) Гемиплегии - параличи. Человек полностью теряет способность двигательной

функции с какой-либо стороны, которая может восстанавливаться в процессе

лечения - патология касается подкорковых структур мозга. Динамическая

гемиплегия - нет произвольных движений, но есть насильственные, статическая

- нет произвольных движений и амимия.

"Афферентные"

1) Апраксии - в мышечной, эфферентной сфере все сохранно, но действие

более сложного порядка, нуждающееся в афферентном подкреплении, организации

двигательного акта, не выполняется.

1. Кинестетическая апраксия

При сохранной внешней пространственной организации движений нарушается

проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта, точное

ощущение положения действующего органа. Движения больного не

дифференцированы, плохо управляемы. Типичный симптом - «рука-лопата»,

невозможность совершать тонкие движения с предметами, как следствие -

нарушение движений письма. Больной не может правильно воспроизвести позы

руки (апраксия позы), показать без предмета, как совершается некоторое

действие, совершать действия без зрительного контроля (с закрытыми

глазами). Усиленный зрительный контроль над совершением действия может в

некоторой степени скомпенсировать дефект.

При поражении левого полушария апраксия носит обычно двусторонний характер,

при поражении правого полушария возможна только левосторонняя.

Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших

полушарий, то есть задних отделов коркового ядра двигательного анализатора

(поля 1, 2, частично - 4) преимущественно левого полушария (у правшей).

2. Пространственная апраксия (апрактоагнозия)

При этой форме апраксии страдает зрительно-пространственная ориентация

движений (расстройство зрительных синтезов, нарушение пространственных

представлений). Пространственная апраксия может протекать на фоне сохранных

зрительных гностических функций, но чаще она наблюдается на фоне оптико-

пространственной агнозии.

У больных наблюдается апраксия позы, трудности выполнения бытовых

двигательных актов, требующих пространственной ориентации движений

(симптом, типичный для оптико-пространственной агнозии). Усиление

зрительного контроля над движениями не дает положительного результата. Сюда

же относится и конструктивная апраксия - трудности конструирования целого

из отдельных элементов.

При левостороннем поражении может возникать оптико-пространственная аграфия

из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в

пространстве.

Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и

39-го полей, особенно при двустороннем или левополушарном очаге поражения.

3. Кинетическая апраксия

Кинетическая апраксия состоит в нарушении последовательности, временной

организации двигательных актов. Протекает на фоне нарушения автоматизации

(временной организации) различных психических функций. Проявляется в

различных нарушениях двигательных актов (предметных действий, рисования,

письма), особенно при серийной организации движений, двигательных

персерверациях, проявляющихся в бесконтрольном продолжении начавшегося

движения. Для данной формы апраксии характерны первичные трудности

автоматизации движений, выработки двигательных навыков руки и речевого

аппарата.

Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры (поля 6, 8)

- передних отделов коркового ядра двигательного анализатора. При

левополушарном очаге поражения наблюдается, как правило, двусторонняя

апраксия.

4. Регуляторная (префронтальная) апраксия

Протекает на фоне сохранности мышечного тонуса и силы, проявляется в

нарушениях программирования движений, отключении сознательного контроля над

их выполнением, замене нужных движений моторными шаблонами и стереотипами.

В основе дефекта лежит нарушение произвольного контроля над осуществлением

движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов - больной способен

усвоить программу действий, но речевая программа не становится регулятором

его движений. Характерный симптом - системные персерверации, то есть

персерверации всей двигательной программы в целом, трудности смены программ

движений и действий. При грубом нарушении наблюдаются симптомы эхопраксии -

подражательные повторения движений экспериментатора.

Возникает при поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от

премоторных отделов, наиболее ярко проявляется при поражении левой

префронтальной области мозга.

5. апрактоагнозия – сочетание зрительных пространственных нарушений и

двигательных расстройств в виде пространственной формы А.

6. оральная А – нарушение кинестетической основы речевого аппарата; часто

сочетается с афферентной моторой афазией.

Синдром поражения нижнетеменной подобласти в сочетании отдельных симптомов

нарушения психических функций известен в традиционной классической

неврологии как "синдром ТРО". Зона ТРО обеспечивает фактор наглядного

пространственного и "квазипространственного" анализа и синтеза, необходимый

для наиболее комплексного и полного отражения внешнего мира. При поражении

зоны ТРО имеют место нарушения ориентировки в объективном пространстве.

Больные забывают знакомые маршруты движения, не могут правильно

ориентироваться в собственной квартире, не могут найти свою палату в

помещении больницы.

При выполнении движений, включающих пространственный компонент (пробы

Хэда), больные путают левую и правую руки, а также – левую и правую

половину тела; не могут воспроизвести положение тыльной стороны руки или

ладони в заданной плоскости.

В специальных графических пробах, требующих мысленного переворачивания

фигуры при срисовывании, обнаруживаются отчетливые трудности в стыковке ее

элементов, в их простой ориентировке. Аналогичные затруднения возникают при

выкладывании фигуры из палочек, при складывании кубиков Кооса или куба

Линка (конструктивная апраксия).

2) Кататонические расстройства.

При фебрильном кататоническом гипервозбуждении наблюдается беспредметная,

бесцельная, хаотичная двигательная активность больного. Дикая сила,

предельная мобилизация ресурсов, возможны увечья себе и окружающим вплоть

до летального исхода. Сегодня снимается фармакологически, раньше -

смирительные рубашки. Возможны более слабые возбуждения этого типа,

выражающиеся в метаниях больного.

Ступор - застывание, больной обездвижен. Формы ступора:

- негативистический (активное сопротивление движениям)

- с оцепенением (невозможно сдвинуть извне)

Другой вариант разделения: люцидный ступор ("пустой", по выходе больной не

помнит этого состояния) и парафренный ступор (больной во время ступора

переживает, галлюцинирует).

3) Насильственные действия.

Больные вне желания совершают различные движения и действия, чаще всего -

плач, ругань или смех.

Патология, лежащая в основе кататоний и насильственных действий, еще не

выявлена.

27. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Виды афазий.

1. Афазии

Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее при

локальных поражениях коры и “ближайшей подкорки” левого полушария (у

правшей) называется афазией. Афазии проявляются в виде нарушений

фонематической, морфологической и синтаксической структуры свой речи и

понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата и

элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи

- дизартрий (нарушений артикуляции без расстройства понимания речи на слух,

чтения и письма), алалий (недоразвития речи в детском возрасте), аномий

(трудностей в назывании стимулов определенной модальности вследствие

нарушения межполушарного взаимодействия), моторных нарушений речи,

связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др. Лурия

выделяет семь форм афазий. Первые пять связаны с выпадением афферентных

(слухового, зрительного, кинестетического) звеньев речевой функциональной

системы, остальные две - с выпадением эфферентного звена.

Сенсорная афазия.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого

полушария (у правшей) - 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).

Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа -

нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не

различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная

спонтанная устная речь. В менее грубых - не понимают зашумленную или

быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих

не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто

встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже - вербальные

(замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном

списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности

контроля за правильностью своей речи).

След. две иногда объединяют под общим названием «амнестическая афазия», но

Лурия их разделяет. Больной не может назвать предмет, как будто забывает

название. При подсказке первой буквы или слога сразу вспоминает.

Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры

левой височной области - 21-е и частично 37-е поля.

Фонематический слух остается сохранным, больной понимает обращенную речь,

но не способен запомнить даже небольшой речевой материал - грубое нарушение

слухоречевой памяти. Резкое снижение объема слухоречевой памяти (до 2 - 3

слов) приводит к вторичному непониманию длинных фраз и вообще устной речи.

Затруднен поиск слов в активной устной речи, часты вербальные парафазии,

речь этих больных скудна. Характерны повышения ретроактивного торможения

(запоминания последних слов ряда), проактивного торможения (запоминания

первых слов ряда), реминисценции.

Больные с сенсорной и акустико-мнестической афазией компенсируют нарушения

в речи, активно используя интонации, жестикуляцию, пытаясь с их помощью

передать содержание высказывания.

Оптико-мнестическая афазия

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-нижних отделов

височной области, нижних отделов 21-го и 37-го полей.

В этом случае больные не способны правильно называть предметы, пытаются

дать им словесное описание, охарактеризовать функциональное назначение при

том, что называние действий происходит относительно легко.

При этом нарушении распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено

речевой системы, связь между зрительным образом предметов и их

наименованием. С нарушением зрительных образов связана невозможность

нарисовать даже элементарные объекты (при сохранности графических

движений).

При поражении коры затылочных областей могут возникать литеральная либо

вербальная оптические алексии. При поражении правого полушария возникает

односторонняя (левосторонняя) оптическая алексия, когда больной игнорирует

левую сторону текста и не замечает своего дефекта; правосторонняя алексия

встречается гораздо реже.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной

области мозга (у правшей), 40-го поля.

Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.