реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Клиническая психология

реферат

проявляются и в речевой деятельности больных. Их спонтанная речь обеднена,

они утрачивают речевую инициативу, в диалоге преобладают эхолалии, речевая

продукция изобилует стереотипами и штампами, несодержательными

высказываниями. Также, как и в других видах деятельности, больные не могут

построить программу самостоятельного рассказа на заданную тему, а при

воспроизведении рассказа, предложенного для запоминания, соскальзывают на

побочные ассоциации стереотипно-ситуационного плана. Такие нарушения речи

квалифицируются как речевая аспонтанность, речевая адинамия или

динамическая афазия.

2) Другую группу симптомов составляют симптомы нарушения ? структуры

различных видов познавательной психической д-сти – гностической,

мнестической, интеллектуальной. При решении зрительных гностических задач

(типа рассматривания «загадочных картинок» и т.п.) больные теряют задачу, у

них нарушен активный зрительный поиск, отсутствует построение гипотез,

последовательность в просмотре картин, т.е. нарушены структурные компоненты

произвольной гностической д-сти. При запоминании словесного (или любого

другого) материала страдает стратегический аспект д-сти. Больные

многократно воспроизводят 3-4 слова из 10 («плато»кривой запоминания лобных

больных), не стараясь запомнить и воспроизвести большее кол-во. Нарушены

процессы и произвольного запоминания, и произвольного воспроизведения

мнестического материала. При решении арифметических задач у них отсутствует

этап предварительной ориентировки в условиях задачи и формирования плана ее

решения. Больные производят случайные операции с числами, данными в условии

задачи, без сличения их с основной целью. Во всех случаях ошибки больными

не осознаются и не корректируются самостоятельно. В интеллектуальной сфере

нарушается, как правило, целенаправленная ориентировка в условиях задачи и

программа действий, необходимых для реализации мыслительных операций.

Несмотря на доступность единичных операций вычитания, в условиях серийного

счета выполнение задания сводится к замене программы фрагментными

действиями или стереотипами В наглядно-мыслительной деятельности, моделью

которой является анализ содержания сюжетной картинки, наблюдаются

аналогичные трудности. Из общего "поля" картинки больной импульсивно

выхватывает какую-либо деталь и в дальнейшем высказывает предположение о

содержании картинки, не проводя сопоставления деталей друг с другом и не

осуществляя коррекции своего предположения в соответствии с содержанием

картинки. Процесс наглядного мышления заменяется и здесь актуализацией

стереотипа, вызванного фрагментом картинки.

Мнестическая деятельность больных нарушается прежде всего в звене своей

произвольности и целенаправленности. у этих больных отсутствуют первичные

нарушения памяти, но крайне затруднена возможность создавать прочные мотивы

запоминания, поддерживать активное напряжение и переключаться от одного

комплекса следов к другому. При заучивании 10 слов больной с лобным

синдромом легко воспроизводит 4-5 элементов последовательности, доступные

непосредственному запоминанию при первом предъявлении ряда, но при

повторном предъявлении не происходит увеличения продуктивности

воспроизведения

3) Особую группу симптомов составляют явления адинамии познавательной д-сти

и прежде всего на вербально-логическом уровне. Эти симптомы входят в

картину динамической афазии, но в лобных синдромах они принимают более

генерализованный хар-р, распространяясь на все виды познавательной д-сти.

Во всех видах познавательной д-сти проявляются также симптомы инертности,

ригидности, трудности переключения с одного «умственного действия» на

другое.

Таким образом, для префронтального лобного синдрома характерно нарушение

произвольной организации деятельности, нарушение регулирующей роли речи,

инактивность в поведении и при выполнении заданий нейропсихологического

исследования. Этот комплексный дефект особенно отчетливо проявляется в

двигательной, интеллектуальной мнестической и речевой деятельности.

Поражения лобных долей мозга сопровождаются выраженными нарушениями

эмоциональной сферы (по знаку, интенсивности, самооценке, регуляторным

аспектам), причем состояния эйфории или депрессии и безразличия (т.е.

нарушения эмоций по знаку) связаны со стороной поражения. Степень

выраженности указанных расстройств у разных больных различно, но общие

основания (факторы) этих симптомов можно обнаружить у любого больного,

имеющего поражение конвекситальных отделов префронтальной области мозга.

Префронтальные медиобазальные синдромы.

Иные симптомы, на первый план выступают нарушения модально-неспецифических

факторов (типа «фактора активации – дезактивации»), вследствие чего

возникают модально – неспецифические нарушения ВПФ, которые сочетаются с

нарушениями программирования и контроля за протеканием психической д-сти.

Синдромы поражения медиобазальных отделов лобных долей мозга сопровождаются

нарушениями высших двигательных ф-й. нет двигательных персевераций ни в

мануальной, ни в речевой сфере. Нет и первичных нарушений гнозиса:

зрительное, слуховое и тактильное в-е сохранно. Полностью сохранны и

речевые ф-ции.

Центральный признак – изменения состояний бодрствования, сознания,

изменения в эмоциональной сфере. Эти больные хара-ся снижением уровня

бодрствования. Быстрой истощаемостью, колебаниями функционального

состояния. Обнаруживают различные признаки нарушения сознания в виде

неправильной ориентировки в мести и времени. Эти симптомы часто

непостоянны, особенно отчетливы в остром периоде. Эмоциональная сфера

изменена – аффективные приступы раздражения, вспыльчивость, яркие признаки

эйфории или эмоционального безразличия.

Нарушения селективности, избирательности психических процессов, к-е

распространяются и на семантические структуры. При воспроизведении

семантически организованного мат-ла н\р короткого рассказа больные вплетают

в рассказ побочные ассоциации, нарушающее семантическую структуру

материала. Наруш-я селективности семантических связей проявляются в

интеллектуальных процессах, н\р при решении вербально-логических задач,

особенно в ситуации пассивного выбора ответа (выбора из списка). В этих

случаях больные легко отклоняются от нужного решения, выбирая ответ по

принципу побочных ассоциаций.

Отчетливые нарушения произвольного внимания по модально – неспецифическому

типу, проявляющиеся в процессе выполнения различных заданий. Достаточно

отчетливы и нарушения поведения и личности в виде неустойчивости программ,

аспонтанности, неадекватной самооценки и т.д.

При поражениях преимущественно базальной локализации существенное место в

синдроме занимают модально – неспецифические нарушения памяти и внимания.

Каждый из нейропсихологических синдромов имеет несколько вариантов,

связанных с характером заб-я, его тяжестью, степенью вовлечения глубоких

подкорковых структур, возрастом больного и т.д.

Локализация.

При том, что все описанные симптомы наиболее отчетливо проявляются при

двустороннем поражении передних отделов лобных долей мозга, унилатеральное

расположение очага вносит свои особенности. При поражении левой лобной доли

особенно отчетливо выступает нарушение регулирующей роли речи, обеднение

речевой продукции, снижение речевой инициативы. В случае правополушарных

поражений наблюдается расторможенность речи, обилие речевой продукции,

готовность больного квази-логически объяснить свои ошибки. Однако

независимо от стороны поражения речь больного утрачивает свои

содержательные характеристики, включает в себя штампы, стереотипы, что при

правополушарных очагах придает ей окраску "резонерства". Более грубо при

поражении левой лобной доли проявляется инактивность; снижение

интеллектуальных и мнестических функций. Вместе с тем локализация очага

поражения в правой лобной доле приводит к более выраженным дефектам в

области наглядного, невербального мышления. Нарушение целостности оценки

ситуации, сужение объема, фрагментарность – характерные для правополушарных

дисфункций ранее описанных мозговых зон в полной мере проявляются и при

лобной локализации патологического процесса.

29. Варианты нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема

амнезий.

1) Амнезии значительное снижение или отсутствие памяти. Могут наблюдаться

не только при локальных поражениях головного мозга, но и как общемозговые

симптомы, сопровождающие практически все нарушения при поражениях мозга.

Фиксационные амнезии - недостаточная фиксация впечатления в КП или ДП.

Например, корсаковский синдром - больной способен к воспроизведению

прошлого опыта, но не сегодняшних событий. Это связано с интерференцией,

вызванной нарушением лимбических структур, кортикально-таламической

области.

Ретроградная амнезия - по отношению к событиям определенного периода,

предшествовавшего другому событию.

Антероградная амнезия - на события после шока, травмы, психологического

изменения.

Прогрессирующая амнезия - последовательно нарушается память на события от

современных к прошедшим и от диффузных к четким.

Лурия подразделяет амнезии на

1) модально-неспецифические нарушения памяти - плохое запечатление

(воспроизведение - ?) любой по модальности информации. Возникают при

поражении различных уровней срединных неспецифических структур мозга.

- уровень продолговатого мозга

- диэнцефальный уровень

- уровень лимбической системы

- уровень медиальных и базальных отделов лобных долей мозга

2) модально-специфические нарушения памяти связаны лишь со стимулами

определенной модальности и распространяются только на раздражители,

адресующиеся к какому-то одному анализатору

- нарушения слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии

- нарушения зрительно-речевой памяти при оптико-мнестической афазии

- нарушения слуховой памяти при поражениях правого полушария

- нарушения зрительной памяти при поражениях правого полушария

2) Гипермнезии

Резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со

средними показателями. Возможны как врожденные, так и приобретенные - при

локальных поражениях мозга, например, гипофизарных очагах. Может оказаться

результатом потрясения, травмы - больной вспоминает то, что сам не

специально запоминал.

3) Гипомнезия

Ослабления памяти, которые могут быть связаны с возрастными изменениями,

быть врожденными или появиться вследствие мозгового заболевания. Как

правило, характеризуются ослаблением всех видов памяти.

4) Парамнезия

«Ложное узнавание» - особые состояния, когда человек испытывает ощущение

знакомости при встрече с незнакомыми объектами (deja vu). Возможны

конфабуляции, “заполнение дыр”, например: в корсаковском синдроме. Связаны

с изменениями состояния сознания.

5) Псевдоамнезия

Псевдоамнезия - нарушение памяти как деятельности. Возникает при массивных

поражениях лобных долей мозга, когда грубо нарушается процесс формирования

намерений, планов и программ поведения, и в числе следствий - нарушение

произвольного запоминания.

Наиболее часто встречающейся клинической моделью патологического процесса в

базальных отделах височных систем являются опухоли крыльев основной кости в

левом или правом полушариях мозга.

Левосторонняя локализация очага в данном случае приводит к формированию

синдрома нарушений слухоречевой памяти, отличающегося от аналогичного

синдрома при акустико-мнестической афазии. Это отличие касается двух

составляющих последнего: признаков собственно речевой дисфункции и сужения

объема слухоречевого восприятия. При поражении височно-базальных отделов

основным радикалом, определяющим характер расстройств памяти, является

повышенная тормозимость вербальных следов интерферирующими воздействиями в

условиях гомогенной интерференции, т.е. при запоминании и воспроизведения

двух "конкурирующих" рядов слов, двух фраз и двух рассказов. Заметного

сужения объема слухоречевого восприятия при этом не наблюдается, так же как

и признаков афазии. Вместе с тем в данном синдроме имеют место признаки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.