реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –

аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по

отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,

Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение

афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем

поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают

оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к

своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:

способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не

наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или

воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт

шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического

обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором

объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение

устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на

сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному

человеку, до социальных чувств.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко

выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и

переживаний человека.

Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления

животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь

организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,

эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного

воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и

физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их

удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –

своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных

границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка

каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная

эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной

эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре

любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.

Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует

формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От

него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения

потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-

либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от

результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты

положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.

Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –

поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и

животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и

вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на

основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f

(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила

и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности

удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,

Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения

потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в

данный момент.

Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности

субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности

потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,

необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее

удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения

потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,

совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин

больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены

отражательная и оценочная функции эмоций.

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность

вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового

подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали

инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин

выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).

Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная

избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного

давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда

неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на

энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного

обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –

реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же

реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют

все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в

себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется

путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти

энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения

(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно

правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –

поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе

этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог

бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

8. «Я-концепция», её структура и становление в онтогенезе.

59. Самосознание. Я-концепция: структура, функция и развитие.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек

способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн:

процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его

сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не

только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не

представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как

Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его

окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через

взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания:

Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию,

т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его

простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания,

подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом

самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-

3 года).

Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием,

возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения

обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с

внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты,

подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного

отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими

процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять

из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни

формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и

юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение

рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная

самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание

выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение

самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений,

включающие человека как природное существо, как объект и субъект

общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные

аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к

другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне

самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для

интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и

функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической

активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной

деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в

системе его личностного развития, связанного с множественностью его

деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее

сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к

разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы

самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет

сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания –

воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая

и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта

единица – кнфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных

качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных

свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного

отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся

форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных

последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная

детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих

мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней

отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного

процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из

уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно

различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих

уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г)

вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого

уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект

мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ

«Я». Образ «Я».

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в

настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3.

Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и

самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой

основе «Я» выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую –

чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной

информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б)

Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения

и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема

адекватных и ложных самооценок).

Проблема “Я” и ее изучение в психологии. Самосознание личности.

Джемс:

3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.