реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

которую оказалось доступным зафиксировать на эксеприментальном уровне. Это-

позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во

всём сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне

независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы,

то это и есть случай негативизма (в действительности, это и есть подлинная

независимость).

42. В чём основные причины ограниченной прогностичности результатов

диагностических методик?

43. Самосознание: его функции, характеристики, развитие в онтогенезе.

Самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений

индивида о самом себе, осознание своего «Я» во всём многообразии

индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои

взаимоотношения с людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким

образом, самосознание является совеобразным фундаментом, на котором

строится Я-концепция и Я-образ личности.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек

способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн:

процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его

сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не

только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не

представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как

Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его

окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через

взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания:

Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию,

т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его

простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания,

подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом

самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-

3 года).

Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием,

возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения

обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с

внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты,

подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного

отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими

процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять

из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни

формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и

юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение

рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная

самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание

выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение

самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений,

включающие человека как природное существо, как объект и субъект

общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные

аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к

другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне

самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для

интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и

функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической

активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной

деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в

системе его личностного развития, связанного с множественностью его

деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее

сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к

разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы

самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет

сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания –

воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая

и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта

единица – кнфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных

качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных

свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного

отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся

форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных

последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная

детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих

мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней

отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного

процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из

уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно

различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих

уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г)

вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого

уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект

мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ

«Я». Образ «Я».

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в

настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3.

Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и

самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой

основе «Я» выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую –

чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной

информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б)

Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения

и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема

адекватных и ложных самооценок).

44. Социально-психологические характеристики общения как интеракции.

Общение как взаимодействие (интеракция).

Интерактивная сторона общ. - характеристика компонентов общения кот. связ.

с непоср. организацией их совместной деят. , взаимодействием людей. В ходе

этой совм. деят. важно (кроме обмена инфо. ) организовать обмен действиями,

спланировать общую деятельность. Сущ. несколько теор. описывающих структуру

взаимодейств. Одна из них - Щепаньского и связ. с описанием ступеней

развития этого взаимод. Центральное понятие при описание соц. поведения у

него - соц. связи. Она мож. б. представлена как последовательное развитие:

пространств. контакта (псих. контакта(соц. контакта(взаимодействие ( соц.

отношения (взаимосопряж. системы). + транзактный анализ - регулирование

отношений уч-ков взаимодейств. через регулирование их позиций, а также

учета хар-ра сит. и стиля взаимодейств. Кажд. уч-ник мож. занимать 1 из 3

позиц: Родитель (Надо), Взрослый (Нало и Хочу), Ребенок (Хочу). Транзакции

эффективны если позиции нос. дополн. характер (Взр-Взр) - дополнительные

vs. пересек. транзакции. II Кажд ситуация носит свой стиль поведения и

действий(3 ур. стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманист. Типы

взаимод:

[pic]

кооперацию и конкуренцию, при этом конкуренцию в виде межличностного

конфликта лучше, чем кооперацию. Шмелев вводит континуум форм

взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная

конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК –

кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по созданию единого

объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу.

Кооперация: 2 основные черты совм. деят. по Леонт: разделение единого проц.

м. уч-ками и изменение деят. каждого (т. к. предмет и мотив не совпад).

Конкуренция: Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях,

ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия.

Структуре конфликта: 1. стороны конфликта;2. конфликтную ситуацию –

объективная ситуация этого противоречия;3. осознание конфликтной ситуации

участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них);4.

конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем

только это; 5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия.

Функциях конфликта: конструктивная и деструктивная. Уровни конфликта:1.

внутриличностный;2. межличностный;3. внутригрупповой; 4. межгрупповой.

Образ конфликтной ситуации (КС). 1. Если присутствует и реальная ситуация

противоречия, и осознание – это – истинный конфликт. 2. КС есть,

противоречие существует но не осознается участниками – латентный

(потенциальный) конфликт 3. Объективного противоречия нет, а кому-то

кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт

(сражаются за ресурс, который не является единственным. 5. Неверно

приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия

не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает

сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного

начальника). 6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается

более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте.

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об

ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас):

1. собственные интересы( противоборство, конкуренция и борьба. 2.

Ориентация на интересы партнера и собственные – высоки –(стратегия

сотрудничества. 3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку

партнера. 4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб

собственным, 5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.

[pic]

[pic]

Доценко: Континуум типов отношений. На левом полюсе – Я-Ты, на втором – Я-

Оно – как к объекту воздействия (в первом – как к партнеру. ) Содружество:

другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство:

учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных

особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно

силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее

средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько

силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование.

Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого

(воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных

целей манипуляторов... Делает вид, что действует в интересах партнеров...

Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные

на подавление. Исследование: 1. Выделяют т. н. аппаратурные методы...

Принцип Гомеостата – зависимости людей друг от друга.

Б. Ф. Горбов, который этот принцип внедрил – производил... Приборчик –

групповой сенсомоторный интегратор – выглядит как барабан с S-образной

прорезью. В нее вставлен маленький штифтик и 6 ручек. Задача – провести

штифтик по этой S-образной прорези. Чтобы воспроизвести – нужна

согласованность участников эксперимента.... Только с выделением лидера.

Другая разновидность того же метода. Через наушники сила звука

регулируется, у одного больше, у другого – меньше. 2. Следующий тип методов

исследования взаимодействия – игровые. Дилемма узника. Игровые методы

изучения диадического взаимодействия – 2 обвиняемых имеют 2 варианта

стратегии. 3. Экспериментальная схемы регистрации взаимодействия.

45. Что такое «вторичная проекция» психодиагноста? Чем она опасна?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.