должны быть наследственными. Например, умственная отсталость, возникшая в
результате повредения мозга в раннем детстве, имеет органическую, а не
наследственную природу.
Связь между наследственностью и вредой лучше всего может быть описана как
взаимодействие. Это означает, что то или иной фактор среды будет по-
разн0ому проявляться в зависимости от специфики наследственного материала,
на который он действует. Например, количество и качество симфонических
грампластинок, имеющихся в доме, будет оказывать сильное влияние на
развития музыкального слуха ребёнка, но не окажет никакого влияния на
глухого ребёнка. И наоборот, тот или иной наследственный фактор будет по-
разному проявляться в различных условиях внешней среды. Два близнеца одного
пола будут заметно отличаться друг т друга в весе, если одного из них
систематически в течение шести месяцев перекармливать, а другого содержать
на полуголодной диете.
Можно выделить три основных методов исследования действия факторов
наследственности и среды на развитиие поведения: искусственная селекция по
поведенческим признакая, варьирование условие воспитания и статистическое
сисследование сходств и различий психологических черт в семье.
21. Обсудите проблему взаимодействия (интеграции) массового и специального
образования.
22. Основные свойства восприятия.
23. Психодиагностика, её задачи, возможности и области применения.
Психологическая диагностика («распознавание») определяется как
психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения
индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических
особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях
человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область
психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных
качеств, психических и психофизиологических особенностейц личности, черт
личности. Теоретические основы П. базируются на соответ-их областях псих-ой
науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К
методическим средствам П. относятся конкретные приёмы изучения
индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и
интерпретации полученных результатов. П. предполагает, что полученные с её
помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой остёта либо
сравниваться между собой. Области практ-го использования результатов
психодиагностической работы.
1. В целях опримизации процессов обучения и воспитания (готовность
ребёнка к школьному обучению, выявление доминирующих причин
неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация
обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.).
2. П. является важной составляющей деятельности специалиста по
профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в
специальных пунктах профконсультации, в учреждениях службы занятости,
на предприятиях и в специальных учебных заведениях.
3. В клинико-кинсультативной и психотерапевтической работе (поиск причин
возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов
и приёмов, способствующих их разрешению).
4. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование
потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование
психологического заключения о тех или иных качествах личности, уровне
интеллект-го развития и т. д.).
24. Особенности зависимости эффективности групповой деятельности от её
размера и эмоциональных взаимоотношений в ней.
25. Эмоциональные процессы: их функции, компоненты и закономерности
протекания.
37. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные
основания классификации эмоций
Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно
связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.
Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1)
объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие –
чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная
деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.
Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.
Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании
(развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.
«Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое
стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда
стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то
это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые
увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к
мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к
большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное
состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых
аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-
то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание
аффектов – возможность управления поведением.
Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального
состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.
Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции
мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в
сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность
смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.
Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые
психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.
Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве
явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.
Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая
эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда –
отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный
элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.
Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство
объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с
мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие,
возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные
эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение
во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их
последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств,
которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как
феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».
Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких
мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность
умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию –
внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия
сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее
непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека
критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.
Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств
объекта.
3) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных
состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.
(3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта –
телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не
периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.
Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть
первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция
может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает
приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить
деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в
испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-
15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую
эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает
образец для понимания телесных изменений.
Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от
вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их
совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение
ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление:
собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка
прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.
2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм
к действию – функции не специфической активации организма. Организация:
синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.
Эмоция организует или разрушает деятельность.
3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а)
природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как
знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как
символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной
проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал
для анализа.
Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень
развития.
(1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции
могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.
Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные –
большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.
(2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.
Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в
ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -
Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.
Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция
выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и
эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные
процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.
(3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно
эмоции. 3) чувства.
38. Теории эмоций в зарубежной психологии
Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна:
они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает
страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и
воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под
влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения
(описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей
– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная
особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе
при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость,
печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что
вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при
жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу
желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда
правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла,
связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля
(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов,
возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может
не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть
располагает тело.
Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|