реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

совершенно законных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности

организма и личности. Майер считает, что поведение животного и человека

зависит от двух потенциалов: 1 репертуар поведения, определенный

наследственностью, условиями развития и жизненным опытом; 2 избирательные

или отборочные механизмы, которые делятся на действующие при мотивированной

деятельности и возникающие при фрустрации.

При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертами

деструктивности, ригидности незрелости. Фрустрацию нельзя считать не

мотивированной. Психические состояния вызываемые фрустратором несомненно

зависят от его типа. Розенцвейг выделил три типа ситуаций-фрустраторов:1

лишения, т.е. отсутствие необходимых средств достижения цели или

удовлетворения потребности (внешнее лишение: человек голоден, а пищи

достать не может, внутреннее лишение – человек чувствует влечение к женщине

и вместе с тем сознает, что сам настолько непривлекателен, что не может

рассчитывать на взаимность); 2 потери (сгорел дом); 3 конфликт (человек,

который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Он хотел бы

соблазнить ее, но …). Большие возражения против этой типологии.

Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются

при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в

индивидуальной форме: 1 толерантность (терпеливость, выносливость, когда

фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности: а)

спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный

урок, но без особых сетований на себя; б) напряжение, усилие, сдерживание

нежелательных импульсивных реакций; в) бравирование с подчеркнутым

равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или

уныние. Толерантность можно воспитать. 2 Агрессия – это нападение (или

желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние

ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может

иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное

состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева,

импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря

самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия – одно из

ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации. 3 Фиксации – два

смысла: а) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом

фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это

состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является

продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность

бесполезна или даже опасна. Б) прикованность к фрустратору, который

поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать,

переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не

движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное

поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, позволяющую

забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечто

противоположное агрессии. Для агрессии типично чувство печали, сознание

неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой

разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы

временное оцепенение. 4 Регрессия – возвращение к более примитивным. А

нередко инфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием

фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не

обязательно является результатом фрустрации. 5 Эмоциональность. У шимпанзе

эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции

приспособления к ситуации не дают эффекта.

Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или

внутреннего конфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких

конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности,

бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения.

Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или

направленности, но и по длительности, могут быть продолжительными

настроениями, в некоторых случаях оставляющие заметный след в личности

человека. Фрустрации могут быть типичными для характера человека;

нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера;

эпизодическими, преходящими. Степень фрустрации (ее вид) зависит от того,

насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле

вооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятия

новизны этого барьера).

Шибутани: два основных направления реакций: агрессия и отступление.

Отступление: физическое (сильный противник) или психологическое (я был не

прав). Осознанное отступление – сдерживание себя. Неосознаваемое

отступление – подавление. Сублимация. Рационализация – когнитивное

оправдание. Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания). Фиксация –

парализуется вся деятельность. Регрессия – шаблонная реакция. Каждая

личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих

справляться с затруднениями. Эти приемы можно рассматривать как формы

адаптации.

Психологическая характеристика аффектов. Диагностика аффективных следов.

Проблема стресса

Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и

неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности

(в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к

накоплению. Ярко выраженность – позволяет наиболее полно увидеть все

корелляты эмоций, все их телесные проявления. Эти проявления имеют

определенную динамику (аффект – нарушение функционирования организма) – это

быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть

выражен полностью (как негативный, так и позитивный). Непроизвольность –

непроизвольна любая натуральная реакция. Защитная реакция – телесная

защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляет связь (оставляет

следы) – с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает, организует

как целое. Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность

действия (автоматизм без размышления); сужение сознания ( потеря эпизодов

из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.

Фазы течения аффекта.: подготовительная, фаза взрыва, исходная

(заключительная).

1. Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется

напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе

внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность

наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания

расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно

окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое

намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

2. Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом

отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий

немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение

преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается

ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или

пассивный характер.

3. Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченно

воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование

того, что подвернется под руку, амнезия. Основа: длительное аффективное

напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых

людей. Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых

деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно

упоминание любой детали. Аффективная память отличается от образной

(смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в

аффективной происходит накопление.

Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое

протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта. Лурия. Диагностика

следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из

аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения,

многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать

связанные с ним аффективные состояния.

Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов.

Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки.

Становится возможным за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее

основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности,

нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед

нами процесса. Механизм: слово – мыслительная ассоциация – нажим – асс. –

нажим - … - ответ, не компрометирующий человека.

Стресс. Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений

в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного

синдрома (адаптивного механизма) и в этм эффекте приспособления лежит

различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс –

неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это

адаптационный синдром: 1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для

организма, то адаптации не происходит и смерть); 2. Затем адаптация

(организм нашел возможность нормально функционировать при действии

стрессора); 3. Теряет силы и «смерть» (длительное влияние стрессора –

стадия истощения). Синдром этот является генерализованной реакцией всего

организма и тесно связан с адаптацией. Поскольку любой агент, требующий

адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым

проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции).

Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации

(неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние

«болезни адаптации», т.к. они вменьшей степени зависят от природы

патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические

стрессорные эффекты.

Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей

психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Характерной

является тенденция рассматривать стресс как особое состояние,

рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Некоторые авторы

предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как

проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта. Стресс –

особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности.

Стресс – возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности

(Наенко). Состояние психической напряженности (стресса) возникает при

выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и

оказывает сильное влияние на ее эффективность

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу;

2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается

вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта.

Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности:

характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение). Напряженность

характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности

(тормозная форма – замедленное выполнение интеллектуальных операций,

импульсивная – увеличение количества ошибочных действий, генерализованная –

сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная

дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих

нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и

заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко

выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными

индикаторами психологической напряженности

Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.