реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная. (2) само

освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные

предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета

формирует определенные психические качества, образование которых связано с

развитием внимания. Л. С. Выготский: внимание – ВПФ, связанная с (1)

направленностью и (2) возможностью удерживать в сознании определенный

материал. Средства? Эксперименты. 1) гештальтпсихология: приманка для

животных в коробках разных цветов – возможность реагировать на отношения

предметов – наблюдательность. Выготский: необходима ситуация, в которой

отношения между предметами сначала незаметны, чтобы обратить на него

внимание, необходимо внешнее средство (дети, цветные коробки и указательный

жест). 2) внимание и оперативная память. Игра детей, где нельзя

повторяться, цветные фишки – внешние средства. Произвольность – результат

овладения средствами, интериоризации. Произвольное внимание – искусственно

созданное внимание, которое является опосредованным. П. Я. Гальперин:

формирование умственного действия и внимания. Определение внимания как

самостоятельного психического процесса. В чем специфический продукт

внимания? Деятельность, ее части: а) ориентировочная – ориентация в

условиях, которые обеспечивают саму возможность выполнения деятельности.

Источник мыслительной активности. Б) исполнительная – внимание и

продуктивность выполнения действия. В) контрольная – проверка выполнения,

результата действия, связанная с использованием определенного эталона.

Внимание – психический контроль. Основная функция внимания – проверка

результатов действия по определенному эталону. Сначала – внешний,

социальный контроль, разделен между людьми, связан с внешними требованиями.

Внимание – интериоризация действия контроля во внутренний контроль.

Внутренний контроль связан с наличием произвольности. 2 аспекта

интериоризации: 1) сокращение (автоматизация) действия контроля, 2)

молчаливый, внутренний контроль. Непроизвольное внимание – такое действие

контроля, для которого эталоном является внешний объект, особенности

субъекта.

Проблема существования внимания. Внимание можно объяснить путем сведения к

другим психическим процессам. Гештальтпсихология: внимание объясняется

закономерностями восприятия, перцептивной организацией. Особенности

внешнего стимула обеспечивают избирательность внимания. Различаются процесс

и его условие: внимание как процесс может быть сведено к восприятию.

Внимание существует при условии наличии активности субъекта и контакта

между субъектом и предметом, который он познает - эго-объектная связь.

Наличие внимания – наличие специфического контакта между ними.

Необходимость фиксировать результат и условие протекания внимания. В разных

состояниях сознания существуют разные степени контакта с реальностью:

изучение СС как способов контакта с реальностью. Выделение ИСС, связанных с

разными видами психического функционирования.

Теории внимания. Основные определения внимания. В. Вундт: внимание –

субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный

результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством

внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс:

внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной

деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких

одновременно возможных рядов мысли (селекция).

Моторная теория внимания. Рибо: внимание – сознательное состояние

относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями или

их задержкой. Теория Рибо: 1) внимание и активность личности, воспитание и

внимание. Н. Ф. Добрынин: внимание – направленность и сосредоточенность

нашей психической деятельности. Направленность – выбор деятельности и

поддержание его, сосредоточенность – углубление в данную деятельность и

отвлечение от других. 2) развитие внимания – формирование внимания. Внешние

и внутренние средства управления вниманием. Выготский: внимание – ВПФ. П.

Я. Гальперин: внимание – функция психического контроля. Проблема

существования внимания как предмета науки. 1) внимание – свойство любой

деятельности. 2) внимание – часть другого процесса. Опасность редукции. 3)

трудно зафиксировать продукт внимания – неспецифическая продуктивность. В

практике внимание как проблема усилия субъекта, внимание – особое его

способность (внимательность).

Гештальтпсихология (Коффка, Келер). 1) против Вундта. Для выделения фигуры

на фоне апперцепция не нужна, так как здесь действуют законы перцептивной

организации. 2) Против Титченера. Активность субъекта существует, она

необходима как связь субъекта с объектом. Если сила исходит от объекта, то

это сенсорное внимание. Если нет, то сила Я – интеллектуальное внимание.

Возможные состояния эго-объектной связи: 1) объект диктует законы

восприятия, исходная заданность связи, связь по природе; 2) объект не

однозначен, не устойчивость связи и столкновение эго с проблемой «что это

такое?»; 3) эго удерживает объект, выделяет все новые его свойства

(Рубинштейн: «вычерпывание свойств»). В актуал-генезе внимания происходит

радикальное изменение субъекта.

+ см. 86

86. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Два подхода: 1) внимание как селекция; 2) внимание как усилие.

(1) внимание как селекция. Эксперименты К. Черри: человек как приемник

информации, осуществляемый отбор разных ее потоков. Релевантные (значимые)

и нерелевантные потоки. Свойства приемника: 1) настройка на релевантный

канал; 2) выделение и усиление сигналов на фоне – способность принимать

решение, перекодирование информации. Две основные гипотезы: 1) определение

возможных характеристик стимула, который используется для выделения

сообщения. Возможные критерии: а) направление источника звука; б)

особенности голоса; в) темп сообщения – частота структурных единиц; г)

синтаксис; д) содержание. 2) определение судьбы отторгнутых сообщений.

Методики предъявления материала: а) бинауральное предъявление: одинаковое

сообщение по нескольким каналам; б) дихотическое предъявление. Инструкция:

а) нейтральная; б) прислушиваться к одному сообщению; в) повторять

информацию релевантного канала. Результаты: 1) варьирование характеристик

стимула при бинауральном прослушивании. Большие трудности в выполнении

инструкции. Испытуемый ориентировался на различие в вероятностной структуре

сообщения, если испытуемый записывает, то задача выполнима. Вывод: на

ранних этапах приема информации физические характеристики стимула значимы.

2) повторение релевантного сообщения при дихотическом прослушивании. Из

нерелевантного сообщения в отчет попадают стимулы с грубыми физическими

характеристиками. Вывод: на ранних этапах приема информации физические

характеристики стимула во многом определяют его (прием).

Бродбент: ЦНС прдставляет собой канал передачи инфо с ограниченной

емкостью. . Канал - проводник переноса сенсорных сообщений такого класса,

кот. может быть отвергнут или отобран для дальн. перераб. Внимание по Б.

выполняет ф-цию селекции и представляет собой спец. фильтр, располож. на

ранней стадии приема и перераб. инфо. ( это теория ранней селекции. 2

стадии прер. инфо. На 1 одновремено перераб. и хранится в теч 2 сек. вся

входящяя инфо. Анализ стимуляции здесь только в выделении физ. признаков,

различ. отд. каналы поступления инфо. Кратковременное хранилище не = КП, а

предст. собой скорее СР. Дальнейшая прераб. происх. на 2 стадии, т.е в сис-

ме Р. Фильтр защищает систему от перегрузок, позволяет только релевант.

стимуляции войти. Далее либо в блоки ответа и хранения или в возвращатся по

петле обратн. связи и вновь прокруч. на Р. Работу модели можно пояснить на

эксп. на расщепленное внимание: дихотич. предъявл. последов. из 3 пар цифр.

Одна из пар подавалась н а1 ухо а одновр. с ней на 2 - вторая. 1 пара в

сек. Сразу после предъявления - отчет. Все 6 цифр только в 65 % проб,

причем в большинстве случ. поканально. Если увелич. до 4 пар - падение

продуктивности. Исп. 2 группы отчитывались в порядке дейсвительного

поступления 3 пар. Правильные - полные ответы, в кот. ни одна из цифр

последующ. пары не была записана прежде предыд. пары. Варировали скорость

подачи. Продукт. на всок. скоростях (0.5 -1 сек. интервал) = 15 %. НО даже

при скорости 1.5 - 2 сек. их продуктивность была < чем у первой группы.

Объяснение с пом. модели: система выделяет 2 канала стимуляции, но она не

может это делать II. Факт поканального воспроиз. говорит о том, что в сис-

ме Р вначале перераб. инфо с 1 уха. Фильтр сначала отбирает канал одного

направл., а инфо. с др. канала ( во времен. хранилище. Увеличение t

задержки снижало вероятн. их воспроизв.

Трейсман. Ее исследование: дихотич. предъявл. текст со сдвигом в неск.

сек. Испыт. долны были вторить сообщ. по релевант. каналу. Если вторимое

сообщение опережало сообщ. из нерелев. канала > 10 сек. ( ничего не могли

сказать о нерелев.; если 5-6 ( они одинаковые(существ. разл. временная

емкость систем хранения инфо на предвним. и перцептивн. стад. Даже есл

исообщ. подавались на 2 языках (тоже самое. ( сообщения сравн. ,

предполагающей выделение и знание хар-рок и знач. слов, а не звуков.

Отличие ее теории от Бродбента: инфо не блокир. полностью а лишь

ослабляется на ранней стади анализа; вводится система механ. селекции на

стадии восприятия, происх. до момента идентиф. Но как и у Б. селекц. нужна

для предотвращ. перегр. системы восприятия, на ранних стад. перер.

стимуляции

Дойчи: все сигналы проходят полную переработку. Селекция происходит на

этапе опознания. Уровень важности является критерием фильтра, опознания,

идентификации. Дойчи поставили под сомнение мех. ранней фильтрации:

огранич. в сис-ме перераб-ки лежат на стадии осознания. Селекция происх.

после семант. анализа всех знаковых стимулов. В целом их модель похожа на

Трейсман, если искл. аттентуар и провести входные линии прямо к словарю.

Каждый сигнал перераб. полностью, а реш. значение для послед. активации

игр. степень этой активации. Проблема - оперативный и быстрый отбор

наиболее значимых сигналов. Выбор единицы проводится путем попарного

сравнения по параметру важности. Это происходит на выходе системы

опознания. Отбирается наиб. значимая - В, уровень активации которой задает

порог (I). Переход отобранного стимула на след. стадию прераб. завис. от

активации ЦНС (X Y Z). И после отбора происходит качеств. новый этап

осознания пост. инфо. ( модель селекции т. внимания. Гипот. Дойчей легла в

основу исследов. на проверку т. о полной перераб. нерелев. сообщ. Экспер.

Лоссон (о существ. хранил. словарн. един., активируемых входной инфо, кот.

участв. также и в сит. свободн. порожд. высказ ) . Исп. просили в теч. 1

мин. непрерывно говорить на темы заданные рисунком. Парал. им (в кач-ве

нерелев. канала) предъявл. отрывки прозы. Но влияния нерелев. не обнар.

Она продолжила: исп. в кач-ве нерел. список эмоц. знаачим. слов. (1 мин. -

отрывок романа, а на 2 - слова с полож. окраской, на 3 мин- слова с отриц.

окраской). После пробы- тест на узнавание слов. Тест на узнавание слов

показал, что припом. эмоц. значим. слова чаще.

(2) внимание как усилие. Д. Канеман: модель ограниченного ресурса внимания.

Распределение усилий при решении нескольких задач: чем больше требуется

усилий, тем меньше запас мощности.

Эксперимент с двойной задачей: при увеличении количества задач, количество

ошибок увеличивается. По их распределению можно сделать вывод об усилии

вкладываемом в задачу. Предъявление цифр с частотой (1 сек). Испытуемый

должен сразу прибавить один и дать ответ. Дополнительная задача: опознание

буквы среди пяти букв за одну секунду. Две задачи: 1) переработка цифровой

информации; 2) идентификация букв, индикатор усилия – диаметр значка.

Мотивирование к выполнению основной задачи. Результаты. 1) усилие

применялось, энергия расходовалась, задача была основной. 2) запас мощности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.