реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о

прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою

жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется

мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия

себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус

к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –

отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

|+ окончательная форма эгоидентичности |

|Стадия 8 |

|«принятие себя, жизни», мудрость |

|старость |

|- разочарование в жизни |

|после 50 лет |

|+ творчество, любимая работа, |

|Стадия 7 |

|воспитание детей, забота о детях, |

|зрелость до |

|удовлетворенность жизнью |

|50 лет |

|- опустошенность, застой, регрессия |

|+ чувство близости, интимности, |

|Стадия 6 |

|единство с людьми, любовь |

|молодость от |

|- изоляция, одиночество |

|20 до 25 лет |

|+ цельная форма эгоидентичности, |

|находит свое «Я», верность себе, |

|Стадия 5 |

|признание себя людьми |

|юношеский от |

|диффузия идентичности, тревога, |

|11 до 20 лет |

|одиночество, инфантилизм, не нашел |

|свое «Я», непризнание людьми, |

|«путаница ролей», враждебность |

|+ уверенность в себе, компетентность |

|Стадия 4 |

|- неполноценность, неверие в свои силы |

|школьный от 6 до 11 лет |

|+ инициативность, целеустремленность, |

|Стадия 3 |

|активность, предприимчивость, |

|дошкольный |

|самостоятельность |

|возраст - пассивность, подражание образцам, |

|вина от 3 до 6 лет |

|+ автономия, самостоятельность, |

|Стадия 2 |

|опрятность, воля |

|ранний возраст |

|сомнение, стыд, зависимость от |

|от 1 до 3 лет |

|других |

|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |

|Стадия 1 |

|стремление к жизни |

|младенчество |

|базальное недоверие к миру, пессимизм, |

|стремление к смерти |

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон

отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено

и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо

сначала».

18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе

межличностных отношений?

19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.

Движущие силы и условия развития личности.

Асмолов:

Наследственность (Бах) и среда. 2-хфакторные теории: конвергенция

факторов (Штерн) – личность – продукт соц среды и наследственных

предиспозиций; конфронтация (Фрейд) – борьба между реальностью и

удовольствиями (Сверх-Я и Оно); взаимодействие. Атрпоцентризм: человек –

дуализм, изъятие человека из общества и природы.

Шелдон (эндо, мезо, экто) – типология.

Холл – теория рекапитуляции.

Человек – знаковое сущ-во, культура - текст. Искусственный мир – мир языка.

Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к

равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не

влияет, актуализация – адаптация); эволюционистиский подход: адаптация –

влияние сред (ламаркизм); внутр мутации и отбор; внеш и внутр факторы – 2-х

факторная детерминация познавательного развития ребенка Пиаже.

Александер: отрицат эмоции у животных – избегание ситуации или борьба. У

человека иначе:

1. Отрицат эмоции вредны (если подавлены, то еще хуже).

2. Нейтральные эмоции для адаптации лучше, чем отрицат.

3. Позитивные эмоции полезны – принцип удовольствия (Ротенберг).

Критика (Ротенберг):

1. Экстремальные ситуации – снижение болезней.

2. Болезнь достижения (успех – болезнь, потеря смысла).

Личность – качество, которое приобретается индивидом в обществе. Индивид

целостен (общее для всех людей), индивид развивается путем адаптации.

Ананьев: индивидуальность – индивид + личность + субъект деят-ти.

Человек рождается беспомощным (закон развития общества).Мы-самость – сущ-е

одной личности у 2 близнецов.

Личность – в системе общественных отношенй (совместная деят-ть – соц-

историч система координат), но личность сама выбирает деят-ть – развитие.

Вопрос о детерминации человека животным неверен.

Индивид – база личности. Сначала соц-исторический образ жизни – источник

развития, а потом – результат.

Свойства индивида определяю формально-динамический аспект поведения

личности, оказывают влияние на становление личности при включении в деят-

ть.

Мотивация развития индивидуальности:

Наличие движ сил развития личности: стремление к равновесию (Адлер,

Фестингер), к напряжению (Маслоу). Есть первоисточник развития личности;

отсутствие общественно-исторических обусловленности; субъект подчинен цели,

т.е. он – адаптивное сущ-во.

Советская психология: борьба противоположностей; источник развития –

процесс движения деят-ти (Леонтьев, Рубинштейн).

Леонтьев:

Личность развивается в процессе освоения ведущей деят-ти. Личность – узел

деятельностей. Личность – система мотивов. Внеш причины действуют через

внутр условия.

Функциональная потребность – схема самодостаточна (причина самой себя).

Выготский, Леонтьев: Среда – источник развития. Ребенок не способен открыть

человеч способов употребления предметов, средств общения и познания. Он не

пассивно приспосабливается к окр миру, а активно присваивает достижения

человечества, овладевает ими. Формирующиеся у чел-ка способности и ф-ции

представляет собой психологич новообразования, по отношению к которым

наследственные, прирожденные механизмы и процессы являются лишь

необходимыми внутр (субъективн) условиями, делающими возможным их

возникновение, но они не определяют ни их состава, ни их специфического

качества. Способность логического мышления может быть только продуктом

общественной практики человечества. Носители того, чем ребенок может

овладеть – взрослые. Движущая сила развития ребенка – собственная деят-ть

ребенка по овладению действительностью (она протекает под рук-вом взрослых,

активна). Ведущая деят-ть (ребенок – взрослый; эл-ты окруж среды, которые –

источник психического развития; изменения в психологии ребенка) – движущая

сила развития.

Проблема периодизации развития в психологии личности.

Э.Эриксон

Развитие складывается из 3 процессов: соматического развития, развития

сознательного “я” (изучается психологией) и социального развития (изучается

общественными науками). На каждом новом этапе развития появляются новые

явления и свойства. Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом.,

который внешне напоминает патологические явления. Переход на новую фазу –

только при разрешении противоречия, возникшего на старой фазе. 8 Фаз

развития: 1)Орально-сенсорная, младенчество 0-1 (выработка “базового

доверия/недоверия”) 2) Мышечно-анальная, раннее детство 1-3 (формирование

чувства автономии/стыд, сомнение) 3)Локомоторно-генитальная, игровой

возраст 3-6 (чувство инициативы/ чувство вины) 4)Латентная, школьный

возраст 6-12 (трудолюбие/неполноценность) 5) Подростковая 12-19 (Эго-

идентичность/ролевое смешение) 6) Ранняя зрелость 20-25

(интимность/изоляция 7) Средняя зрелость 24-64 (продуктивность/застой) 8)

Поздняя зрелость 65 - (Эго-интеграция/отчаяния). Сильные стороны: 1-

надежда, 2- сила воли, 3-цель, 4-компетентность, 5-верность, 6-любовь, 7-

забота, 8-мудрость.

Выготский:

Кризис новорожденности; младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство

1-3; кризис 3 лет; дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет; школьный возраст 8-

12; кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-18; кризис 13 лет.

Особен-ти кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация),

трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня

отрочества”).

Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов,

2. Исключение эмбриональгого развития, 3. Исключение периода от 18 до

зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.

Периодизация морального развития по Колбергу. Три периода: преконвенционный

(стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма;

инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе;

должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы

хотел, чтобы кто-то украл и для него), конвенционный (взаимных ожиданий и

взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай

другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на соц закон и порядок:

его долг спасти жену, но против закона идти неьлзя, надо вернуть деньги),

постконвенционный (соц контракта – на основе учета прав личности: есть

случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих

поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая

ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.

20. Наследственность и среда в индивидуальном развитии.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными

взаимодйствиями между наследственностью индивида и средой. Наследственность

содержится в генах, передаваемых родителями при опродотворении. Если

меняется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся

организм может иметь как физичкские аномалии, так и серьёзную умственную

отсталость. Однако если исключить такие патолтгические крайности, то

наследственность допускает очень широкие развития поведния. Внутри же

границ результаты процесса развития зависит от его внешне среды. Среда

включает в себя сумму всех стимулов, на которые реагирует индивид с момента

оплодотворения до смерти. Она включает в себя огромное разнообразие

переменных, начиная от воздуха и пищи и кончая благоприятными условиями

образования и отношениями товарищей.

Влияние среды начинает действовать ещё до рождения. Недостаток питания,

ядовитые вещества и другие физические и химические условия пренатальной

среды могут иметь глубокие и необратимые последствия как для физического,

так и для умственного развития. Поэтому особенности, имеющиеся при

рождении, часто неправильно называемые врождёнными, совсем необязательно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.