реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка

личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства

(не знает причины ).

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции

деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,

воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и

чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные

переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и

висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически

наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу

события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –

аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по

отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,

Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение

афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем

поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают

оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к

своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:

способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не

наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или

воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт

шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического

обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором

объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение

устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на

сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному

человеку, до социальных чувств.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко

выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и

переживаний человека.

Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления

животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь

организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,

эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного

воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и

физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их

удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –

своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных

границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка

каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная

эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной

эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре

любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.

Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует

формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От

него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения

потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-

либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от

результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты

положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.

Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –

поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и

животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и

вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на

основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f

(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила

и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности

удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,

Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения

потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в

данный момент.

Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности

субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности

потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,

необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее

удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения

потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,

совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин

больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены

отражательная и оценочная функции эмоций.

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность

вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового

подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали

инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин

выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).

Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная

избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного

давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда

неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на

энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного

обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –

реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же

реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют

все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в

себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется

путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти

энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения

(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно

правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –

поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе

этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог

бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

40. Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации

Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни

человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что

человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения

субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь

будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для

физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных

составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между

эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет

поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи

(речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на

функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в

основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные

действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г)

форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически

изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения

образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное

значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами.

Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с

определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.

Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным

мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).

Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не

называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию

(неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического

выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде

некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала

Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление;

3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала

имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем

менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты:

удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина

круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается

эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось –

готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось –

степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис –

жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека

фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции

(характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого

испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических

реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить

некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала

общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц

тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким

образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ

выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и

непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические

схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих

схем).

Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные

мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы

проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные

эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как

и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное

состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и

приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение

силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц,

актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в

голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.

Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения

эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали.

Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и

удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак

уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть

отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость

эмоций и их выражение.

Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях –

организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые

мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.