«неуспевающие дети» школьная дезадаптация; -мотивации развивается хуже,
мотивация избегания неудачи, нет глубоких интересов; -неблагоприятная
самооценка (ребёнок не соглашается со своим статусом); -низкий уровень
притязаний.
33. Что правильнее, с Вашей точки зрения, - подбирать человека к профессии
или профессию к человеку?
34. Основные направления изучения личности в отечественной психологии.
Отечественная психология. В изучении структуры личности главной
характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая
тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее
отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность –
емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев.
Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2.
Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов
образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения
личности.
Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри
себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в
которые человек вступает, к действительности , порождают конфликты, которые
при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к
степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных
систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними.
Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения,
эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в
виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и
трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические
проявления личности – это системные социальные качества первого порядка; 2.
Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические
интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые
проявления личности представляют собой специфически преобразованную в
процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни
личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию
развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-
смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее
дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире.
Выготский: личность есть понятие социальное, и оно охватывает
надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в
процессе культурного развития. Личность развивается как целое. Только тогда
когда личность овладевает определнной формой поведения, то тогда она
поднимается на более высокую ступень. Сущность культурного развития -
овладение процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой
для этого является формирование личности и => развитие ф-ции является
производным и обусловленным развитием личности в целом. У новорожденного
нет Я и нет личности. Решающим моментом в развитии личности ребенка
является осознание своего Я (имя и только потом личное местоимение).
Понятие о Я у ребенка развивается из понятия о других. Т.о. понятие о
личности - социально отраженное. Только в школьном возрасте впервые
появляется устойчивая форма личности, длагодаря формированию внутренней
речи. У подростка - открытие Я и оформление личности.
Рубинштейн. При объяснение любых псих. явлений личность выступает как
воедино связанная совокупность внутренних условий, через кот. и
преломляются все внешние воздействия. История обуславливающая структуру
личности вкл. в себя и эвлолюцию живых сущ-в, историю человечества и личную
историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным сопосбнстям.
Личность тем значительнее, чем в индивидуальном преломлении представленно
всеобщее. Дистанция отделяющая историческую личность от обычной
определяется не св-вами, а значительностью общ-истор. сил, носителем
которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в
системе общественных отношений, как носиетль этих отношений. Психическое
содержание личности не только мотивы сознател. деятельности, оно вкл. в
себя многообразие неоснанных тенденций-побуждений. Первый этап в
формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением
собственным телом и произвольнвми движени. Дальше - начало ходьбы. И здесь
ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окруж. среды.
Другое важное звено - развитие речи.
Ананьев. Структура личности - продукт индивидуально-психического развития,
которая выступает в трех планах: онтогенетической эволюции,
психофизиологических ф-ций и истории развития человека как субъекта труда.
Характеристика человека как индивида. Возрастно-половые и индивидуально-
типические св-ва. Их взаимодействие определяет динамику
психофизиологических ф-ций и структуру органических потребностей. Основная
ф. развития этих св-в - онтогенетическое развитие, осущ. по
филогенетической программе.
Как личности. Исходный момент структурно-динамических св-в личности - ее
статус в общ-ве. На основе этого статуса строятся сис-мы: а) обществ. ф-
ций-ролей и б) целей и ценностных стремлений. Основная ф. развития личности
здесь - жизненный путь человека а общ-ве.
Как субъекта деятельности. Исходные здесь - сознание (как отражение
объективной деятельности) и деятельность (как преобразование
действительности)
Мясищев. Личность - высшее интегральное понятие. Она характеризуется как
система отношений человека к окруж. действительности. Самое главное, что
определяет л - ее отношение к людям. Первый компонент характеристики
личности образует доминирующие отношения личности. Второй - психический
уровень (желания, достижения). Здесь снова соприкасаются психолог. и соц.
аспекты, которые полностью не совпадают. Уровень развития и избирательная
направленнось характеризуют отношение л. Третий - динамика р-ций л. или то,
что назыв. тип ВНД, темпераментом. Четвертый - взаимосвязь основных
компонентов, общая структура личности.
35. Стандартизация психодиагностических методик.
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения
теста. Таким образом, С. Рассматривается в двух планах: как выработка
единых требований к процедуре экперимента и как определение единого
критерия оценки результатов диагностических испытаний. С-я процедуры
эксперимента подразумевает унификацию интсрукций, бланков обследования,
способов регистрации результатов, услолвий проведения обследования.
1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как
правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных
группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой
манере;
2) ни одному испытуемому не следует давать никиаких преимуществ переж
другими;
3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым
дополнительные пояснения;
4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по
возможности время дня, в сходных условиях;
5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны
быть обинаковыми и т.д.
Другим наиболее важным этапом в С-ции методики является выбор критерия, по
которому следует проводить сравнения резултатов диагностических испытаний,
поукольку диагностические методики не имеют заранее определённых стандартов
успешности или неудачи в их выполнении. Нужно располагать точкой отсчёта
(статистической нормой) и какими-то строго определёнными мерами, чтобы с их
помощью оценивать полученные при диагностировании индивидуальные и
групповые данные.
36. Проблема «ведущей деятельности», её обоснование и критическое
рассмотрение.
37. Внимание, его виды и свойства.
Определение и основные свойства внимания. Классификация видов внимания
Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона
явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание -
процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э.
Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное,
осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и
четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли
(селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно
есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого
его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные
характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2)
образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое
время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие
сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой
активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с
усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная
селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один
объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости
содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и
реагировать на это ; это направленность и сосредоточенность псих.
деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной
деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной
деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная,
автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ.
деятельности (( в - это всегда выбор, селекция и избирательность., а
также сосредоточение и борьба с отвлеч.
Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и
как процесс (вовокупн. последоват. этапов , кот привод. к к-т. состоян)
им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва: 1. направленность, кот.
определяется областью направленности прожектора (внутр. или внеш) 2.
степень (интенсивность) 3 объем (число простых впечатл. или идей осозн.
четко в данный момент) 4. концентрация (сосред) здесь объем и степень нах.
в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв.
изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги
- непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен. направленности, 5
устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм.
направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность - быстрое изм.
напрравл, степени, объема.
Виды:
1) Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное);
2 аффетивное (непоср. - если объек интересен сам по себе и производное - в
связи с др. объект.); 3. пассив. (мы обраш. на него внимание скорее
благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление
и в силу этого приобр. привлекательность) и активн. \ произвольн.(всегда
апперцептивно, мы делаем усилия для направл в.). Непрозв. в: главная
побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от от сознат.
целей и их частоназ. пассивн. . Типы: а. вынужденное (врожденное), выз.
объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения,
неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта и возн. в проц.
подлаживания, а объекты попад. во вним. в период при актуализ.
потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.). Произвольное:
отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое
(конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. (возник. чувство
напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное
(волевое превр. в нов. ф.) .
2) другая классиф.: 1.. селективное (анализируется в услов. действ. неск.
объектов. По модальностьи - зрительное ....). Селективн. отл от фокусировки
(мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем , что
мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|