реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

психологических структур. Вредность не обязательно в действительности.

Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и

структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного

механизма, выступающего в качестве посредника.

Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс

(тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и

операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже

необходим для выполнения деятельности).

Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-

то мере необходим.

Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон

силы – закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем

больше успеха. Торндайк – сила подкрепления определяет успешность обучения.

Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня

эмоциональной напряженности.

17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования

личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком

социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в

собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему

поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или

группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми

нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе

плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи

– это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от

гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем

обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали

неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,

воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до

подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт

некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди

других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В

подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «

мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все

еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво

концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые

свойства личности.

3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в

обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит

благополучно, если свойства человека принимаются группой,

обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :

. Сохранение своей непохожести и появление агрессивных

взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.

. Изменение себя, «стать как все».

. Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости

человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не

только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет

активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст

как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство

социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на

основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая

обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях

личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1

|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |

| | |Социализации |

|1 |2 |3 |

|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |

|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |

|«доверия к миру» | |людьми |

|1 |2 |3 |

|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |

|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |

|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|

| | |деятельности с |

| | |предметами |

|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |

|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |

|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|

| | |людьми |

|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |

|возраст (6-11 лет) – | |развитие |

|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|

| | |ательной сферы |

| | |личности |

|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |

|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |

| | |людьми |

|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |

|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |

|самоопределения «мир | |знаний, умений. |

|и я» | | |

|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |

|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |

|«человеческой |профессиональная |людьми и |

|близости» |учеба |профессионально- |

| | |трудовых умений |

|8. Этап человеческой | | |

|зрелости | | |

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная

известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и

характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая

идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок

ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает

понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и

«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий

развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она

кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка

формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и

независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при

выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к

аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное

неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность

наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие

«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для

развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не

будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже

убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область

овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,

инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для

развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает

отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические

возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют

ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на

развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,

чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже

исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает

ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос

культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он

верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к

появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в

свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок

как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с

пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,

если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство

неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В

подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма

эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,

озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое

профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые

встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о

самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие

моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,

инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,

то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое

«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит

диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих

целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,

иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,

чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-

то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не

предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность

эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,

презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны

окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск

спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей

социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою

идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,

сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия

идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется

изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития

личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны

других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.

Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,

любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на

кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек

опустошается, намечается застой, косность, психологический и

физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно

выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего

развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы

эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.