реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся

и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие –

боль и меланхолия.

Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое

идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти

разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего

развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне

приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие

предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого

любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется –

порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то

ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес

хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом

раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я –

гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и

ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов –

рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным

аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем

если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций –

описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.

1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими

(ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.

Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный

предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.

Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.

1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления

в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й

группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет -

неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не

соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная

группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После

чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных

типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его

состоянием, остальные - не давали никакой реакции.

2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее

полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий

воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму

эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к

избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту

схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально

обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими

ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания

(кровавости

или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего

бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на

отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня

испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой

(их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время

выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно

более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного

диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние,

которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не

могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования

и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип,

который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к

решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею

направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для

этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин

«сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах

ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются

складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и

поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более

высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь

ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со

стороны осознания и со стороны своей афектогенности.

Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его

извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических

элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и

чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что

человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные

впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из

них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества

и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим

очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм,

который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-

неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое

чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма

течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств,

слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый

момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве,

и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более

сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное

ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако

профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое

чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые

составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3)

общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.

Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало

воли.

Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о

потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс

(психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е.

чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре

источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1.

боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со

стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви

к себе.

Теории эмоций в отечественной психологии

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним

происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что

его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет

сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому,

что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к

объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или

отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными,

часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка,

возбуждение и подавленность.

Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных

процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий,

совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом

деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной

стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих

основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с

другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия

или противодействия.

Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая

форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому,

что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет

доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по

отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:

потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек

существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть

снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства

человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой

личности.

Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой

деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой –

чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и

результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание

напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость

деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда

относятся элементарные так называемые физические чувствования –

удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими

потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого

органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение

состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному

восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания

чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна

классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3

Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного,

трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые

мировоззренческие установки личности.

Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного

характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю

разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности

сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство,

которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное:

сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов

личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в

сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую

цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть

представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в

нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе

всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).

это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка

личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства

(не знает причины ).

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции

деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,

воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и

чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные

переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и

висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически

наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.