реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другая классиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения

задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды

внимания по связи с познанием: а) перцептивное внимание – наблюдательность

(восприятие); б) интеллектуальное внимание – проницательность (мышление).

Всякая деятельность непроизвольно сопровождается потоком сознания, которое

позволяет контролировать исполнение действий – исполнительное внимание. (2)

А. Смирнов: любая деятельность сопровождается мнемической направленностью.

Задача: а) цель и усилие по ее достижению - непроизвольные и произвольные

процессы; б) средства – непосредственные и опосредованные процессы; в) роль

в процессе переработки информации (когнитивная информация) – П. Я.

Гальперин: функция внимания – контроль. Внимание – движение психического

контроля, автоматизированный контроль. (3) Н. Ф. Добрынин: функциональные

критерии уровней развития: 1) наличие цели – непроизвольное и произвольное

внимание; 2) наличие средств – непосредственное и опосредованное. Уровни:

1) пассивное (натуральное – вслед за объектом); 2) ВПФ (активность); 3)

послепроизвольное (активность личности).

84. Развитие и формирование внимания

Два вида развития внимания: 1) естественное; 2) искусственное. Выготский:

Первоначал. внимание р-ка осущ. при пом. наслед. нер. механ., организ.

протекание его рефлексов по принц. доминанты. В доминантом нервном проц.

заложенны органические основы внимания. У новор. есть только две доминанты

- пищевая и св. с переменой полож-я. (период натурального вним.) Только

потом у него появл. зрит., слуховая и др. В основе развития вним. в этот

период лежит органич. процесс роста, созревания и развития нерв. аппарата и

функций р-ка (аналогичен процессу эвол. развит. вним). Процессы развития

вним. не прекращ. в теч. жизни и лишь происх. некот. замедление темпов. В

истории разв. вним. 2 линии: натурал. и культур. Культурн. начин. тоже в

сам. раннем детстве при перв. соц. контактах р-ка. Состоит в том, что р-к

по мере врастания вокруж. соц. среду развивает и формирует ту основную

операцию соц. поведения личности, кот. наз.. произвольным вниманием. Для

того, чтобы проследить генетич. историю этих высших механизмов вним. он

исп. историко-генетич. метод. Ребенок стоял перед задачей овладеть

процессом своего вним. посредством внеш. стимулов. Опыт трею постоянного

например внимания: вопрос(ответ, но ответ не должен содерж . двух цветов и

эти цвета не дол. повтор. дважды. Но это оказ. сложным даже в 8 лет. Если

же он получает карточки с цветами(внутренняя операц. оказывается вынесеной

наружу. Результы: различие в деятельности опосредованного и неопоср. вним.

возрастает, начин. от дошкольн. возраста, достигает своего макс. в школьном

а затем снова тендец. к уравнив. Внешнее опосредованное вним(ниавно-(

стадия(вторичн. вним.(зрелая деят (как у Титчнера). Произв. вним. -

вращенный во внутрь процесс опосредованного вним., сам же ход этого

процесса подчинен общим з-нам культурного развития и образования ВПФ.

Т.е. произв. вним. появл. в рез. измен. и перестр. всего процесса под вл.

внеш. стимулов-средств. Как происх. перех. от натур. к произв. вним. Взяв

за основу экспер. Келлера Выгот. провел след. эксперимент: р-к должен был

выбрать их 2-х стоящих перед ним чашек должен выбрать ту, в кот. был

положен невидимо для него орех. Чашки были закрыть крышками (с прямоуг.

разн. оттенков серого цвета (естественой основой влияния знаков на внимание

является изменение междуцентральных отношений, катализации соотв.

процессов, вызывание дополнит. рефлексов «что такое» по отношению к

данному признаку.

Добрынин. В - направленность (выбор и поддерж. этой деят.) и сосредоточен.

(углуб. и отсранение от др. деят) нашей (к. деятельн. Например и сосред.

м. собой взаимосв. и является сторонами 1 явления. Внимание не является вне

деят. активн., а скорее ее добав. феномен. Активность личности выражается и

во внимании. И наше внимание (как и активн) отличается разл. степенями и

хар-рами активности: от пасивности до полной сознател. 1. крайняя степ.

пассивности - вынужденное вним. из-за чрезв. сильных раздраж., экстенсивные

влияния. 2. вним. вызв. соответ. раздраж. нашему внутр. состоянию, когда

этот раздр. поддерж. или противор. нашим желан... 3. нет полной активности

и тогда , когд авним. определенно целиком прошлым опытом, прычками

(пассивное / непроизв. вним) 4. то, что связ. с сознаельно поставленными

целями, что связ. с нашей волей (то, что «надо»).5. не совпад. ни с произв.

ни с непроизв. - если сначала читаем книгу из-за «надо» (произв. вним.),

а потом очень ей увлекаемся (непроизв.)

Гальперин В. не выступает как самостоятельный процесс (оно открывается как

направленность псих. деят.); оно также не имеет своего отдельного продукта,

его результат - улучшение деятельности. Однако при исслед. умственных

действий иная картинна. Понимание (к. как ориентир. деятельности означает

подход к ней не со стороны явлений сознания, а с ее объективной роли в

поведении. управление действием (сопоставление с его выполнения

(контроль(контроль неотем. элемент психики как ориент.. деят. Деятельность

контроля не имеет продукта и внимание является ф-цией контроля. Но также

нельзя указать и на содержание процесса внимания. Становясь умственным

дейсвтие сокраш. , прибл. к дейсвию по формуле. На учч-ке сокраш-я

происходит ассоциативный переход м. сохран. звеньями. Для наблюдателя этот

прееход не заметен. Акт внимания - образуется тогда когда действие контроля

становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контоль =

вниман., но всякое вним. = контроль. Контроль лишь оценивает деятельность ,

а внимание е улучшает. Св-ва вниман.: избирательность и положительное

влияние на деят. с кот. оно связанно. Произв. вним. - контроль за

действием, вып. на основе заранее сост. плана с пом. заранее уст ан.

критериев и способов их примен. Непроизв. - тоже контроль, но контроль

идущий за тем, что в предмете или обсановке бросается в глаза. Ср-во

контроля здесь диктуется объектом. Но содержание деятельности внимания и

здечь состоавляет контроль - за тем, что устанавливают восприятие и

мышление. На основе гипотезы о внимании как о отд. псих. функции Г.

объясняет и планомерное формирование вним: чтобы сформировать новый прием

произ. внимания мы должны наравне с основной деятельностью дать задание

проверить ее,ёуказать для этого приемы ... Сначала это происходит внешне в

материальной ф. - начинать следует не с вним. , а с организации контроля

как орпеделенного врнешнего действия, кот. далее путем поэтапной отработки

доводится до умственной, сокращенной, автоматизированной ф., которая

собственной и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию. Все

конкр. акты вним. (произ. и непроизв.) - результат формирования новых

умственных действий.

85. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания

Подходы к исследованию внимания: 1) структурный, 2) функциональный, 3)

генетический.

(1) соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания.

Модели сознания. Вундт: различение центра и периферии – характеристики

центра сознания. Джемс: поток сознания. 3 составляющие внимания: а)

познавательная, б) аффективная, в) волевая (моторная) части. (а) связь

внимания с восприятием, характеристики и условия восприятия: 1) сенсорная

ясность. Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания. 2) Вундт:

отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле

внимания, разделяется на части, анализируется. 3) Задержка и фиксация

материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта. (б)

Вундт: 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством

неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность,

интерес к объекту, связь с мотивацией. (В) Наличие кинестетического

ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты

ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции;

сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство.

Является ли внимание самостоятельной активностью субъекта? «Да», - Вундт.

1) внимание – состояние сознания, которое характеризуется ясностью и

отчетливостью. 2) внимание – процесс, который переводит элементы с

периферии к центру. Внимание - апперцепция. Основной механизм внимания –

стремление к центру. Внимание – наличие произвольного усилия. «Нет», -

Титченер. Внимание – атрибут сознания. Внимание – степень сенсорной

ясности, различие между центром и периферией. Внимание: 1) пассивное.

Непроизвольное, подчиняющееся особенностям внешнего объекта, субъект не

совершает усилия – внимание утрачивает свою направленность. Беспорядочное

внимание. 2) активное. Если в поле существует несколько хороших стимулов,

то необходим выбор, активность субъекта. Только когнитивный аспект

внимания. Первая постановка проблемы генезиса внимания. Классическая

психология сознания: функции внимания – синтез сознательных впечатлений.

Вундт: эту функцию выполняют субъективные элементы – чувства. Это

аффективный и волевой аспекты внимания.

(2) соотношение внимания и жизнедеятельности. У. Джемс: мир для субъекта –

набор хаотических воздействий. Основная функция внимания – упорядочивание

этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность.

Внимание – избирательность потока сознания (процесс). Внимание – выражение

спонтанной активности субъекта, функция которой – установление порядка

восприятия впечатлений (селекция). Другая функция: сосредоточение /

удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может

замечаться субъектом – удержание материала (некоторое свойство рефлексии).

Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему

восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными

проявлениями (например, усиление контроля, позы приспособления). Основной

механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала.

Виды внимания: 1) перцептивное (связь с восприятием): восприятие текущих

событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта –

наблюдательность, 2) интеллектуальное (связь с мышлением) –

проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта,

возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала.

Внимание связано с развитием воли. Избирательность потока сознания –

перебор различных впечатлений. Произвольность (волевая активность,

активность «духовного Я») – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие

внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта

(«Гений есть внимание»).

(3) соотношение внимания и общественной культуры. Т. Рибо: собственно

человеческие психические функции разделены между людьми, не являются

индивидуальными свойствами. Внимание – не индивидуальное свойство, т.к.

неестественно для человека. Естественное состояние – полиидеизм. Внимание –

моноидеизм. Управление и развитие внимания может быть только косвенным. (1)

развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации,

внешних требований. Внимание как результат социального научения.

Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная

теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые

можно контролировать (развитие внимания). 2 плана развития внимания: 1)

развитие личностной активности субъекта, 2) создание и развитие внешних

средств управления внимания. 3 уровня развития внимания (Титченер: типы

внимания): 1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом,

2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с

другим, внимание первоначально управляется извне. 3) послепроизвольное,

активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность

деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании. Развитие внутренней

мотивации субъекта, субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.