реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Госэкзамены ответы

реферат

благодаря текстуре поверхности).

2. Теории восприятия движения. Теория признаков. Выделяются следующие

основные признаки движения: а) смещение сетчаточного образа объекта; б)

околомоторные признаки (информация о движении самого наблюдателя). Две

системы: изображение-сетчатка; глаз-голова. Объяснение стабильности мира

при движении наблюдателя через взаимодействие этих двух систем. + т.

Гибсона

Теории стабильности мира: 1) Афферентная теория Шеррингтона. Информация о

движении изображения тормозится информацией о движении наблюдателя. 2)

Эфферентная теория Гельмгольца. Информация от обеих систем сравнивается с

эфферентными командами, поступающими к мышцам. 3) Теория Гибсона. Движение

изображения по сетчатке не имеет значения для восприятия движения. Эксп.

док-ва: а) можно вызвать движение изображения по сетчатке, а восприятия

движения нет. б) движения по сетчатке нет (кинопленка), а восприятие

движения есть Положит. тезис: Воспринимать движение позволяют инвариантные

структуры светового потока. Пример: изображение каркасной сетки сжимается

определенным образом - это воспринимается как поворот сетки. Восприятие

стабильности видимого мира, по Гибсону, непосредственно - в световом потоке

содержится информация, достаточная для того, чтобы отличать собственное

движение от движения объектов. Причем эксперименты показывают, что

зрительное восприятие собственного движения гораздо сильнее

проприоцептивного.

Иллюзии. 1) Феномен «летающей комнаты» (испытуемый воспринимает собственные

перемещения, тогда как он неподвижен, а «летает» комната). Разновидность

(1) - феномен качелей (неподвижные качели во вращающейся комнате). 2)

Стробоскопическое движение (зажигание двух лампочек с определенным

интервалом воспринимается как движение / фи-феномен). Инерция зрения

представляет собой неспособность сетчатки отвечать на частые колебания

яркости света и сигнализировать о них (напр. 24 кадра в сек.) 3)

Автокинетическое движение (в темном помещении с одним точечным светящимся

объектом при фиксации этой точки глазами она вскоре воспринимается как

движущаяся. Возможные объяснения: а) непроизвольные микродвижения глаз

вызывают такой эффект; б) усталость определенных групп глазных мышц

вызывает неправильную «интерпретацию» центральных моторных команд; в) точка

зрения гештальтистов: так как движение воспринимается относительно фона, а

фона здесь нет, то имеем неопределенность по поводу наличия или отсутствия

движения. Если человек воспринимает это как движение, то он начинает

усиливать это движение глазами. 4) Индуцированное движение (движение фона

воспринимается как движение фигуры). Разновидность - эффект «водопада»

(движение черно-белых полос фона при фиксации точки, затем взгляд

переводится на пустой фон -> восприятие движения). Объяснение: при фиксации

происх. непроизвольные микродвиж-я глаз Совокупность смешения глаз и

саккадических движ. наз. физиологич. нистагмом. Амплитуда этих движ.

предельна мала. Скорее всего эти движ. не регистрируются центрально. Другая

теория говорит, что не движения глаз, а корректир. сигналы, предотвращающие

это движение, являются причиной иллюзорного блуждания света.

66. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории

Константность - это свойство перцептивного образа оставаться относительно

неизменным при изменении условий восприятия. Виды К. – к. размера, формы,

глубины, скорости, цвета.

Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту

же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости,

перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты

располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются

верно – это константность формы.Решающим в восприятии константности формы

является регистрируемая информация о наклоне объекта. если такая инф.

отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для к.ф.

можно использовать различную удаленность его сторон, т.е. константность

размера.

Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость

смещения ретинального изображения. Поэтому дв-е далеко расположенных

объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость

близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность

воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая

скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу

времени. Экспериментально это подтвердили, проверяя следующее объяснение

восприятия скорости - Восприятие скорости определяется скоростью изменения

положения объекта по отношению к своему непосредственному окружению.

Эксперимент: удалены все объекты, кроме движущихся. В темноте предъявляются

движущиеся круги, кот. движутся вниз на непрерывной ленте. Один круг –

стандарт, находился рядом, другой – в 4 раза дальше. наблюдатель

устанавливал скорость второго круга равной стандарту-. 2 глаза –

незначительно превышал, 1 глаз (искусств. зрачок) – превышала в 4 раза,

т.к. искусственный зрачок имеет свойство удалять информацию о расстоянии, и

наблюдатель делает вывод на основе скорости смещения ретинального

изображения. Восприятие скорости зависит и от размеров системы отсчета.

Эксперимент: “ прямоугольника а и б. Б в 2 раза больше, чем а. к обоим с

одинаковой скоростью движется круг. Кажется, что круг к прямоугольнику “б”

движется в 2 раза медленнее. Этот эффект Браун назвал эффектом транспозиции

скорости. Итак, на восприятие скорости влияют 2 параметра:1)характер

окружения 2)адекватность информации о расстоянии.

Константности нейтрального цвета. Разработан Кац. Два образца белого цвета

предъявляются на белом фоне, но разделяются перегородкой так, чтобы цвет от

лампы, помещенной сбоку, освещал фон по обе стороны от перегородки

неоднородно. Одна из сторон принимается за стандарт. Испытуемый должен

подобрать цвет на второйстороне, равный стандарту. Обычно вбирают серый

цвет, который несколько темнее стандартного. Т. о. тенденция к

константности налицо. Коэффициент константности. Тенденцию к константности

можно выразить и количественно. 1)если наблюдатель подравнивает образцы на

основе абсолютной интенсивности, выбирая коэффициент отражения

сравниваемого объекта так, чтобы компенсировать разницу в освещении, то

никакой тенденции к константности он не проявляет. 2) если же он

подравнивает образцы, выбирая коэффициент отражения равным стандарту, они

проявляет полную константность 3)Если при подравнивании он выбирает

промежуточный вариант (так обычно и бывает), то коэффициент константности

может быть выражен значением коэффициента отражения от 0 до 100 %. .

Константность глубины. независимость видимой глубины между двумя точками от

их абсолютной удаленности. Эксп. (Голлах и Цукерман)В стереоскопе

создавались иллюзорные изменения увеличение или уменьшение вдвое –

эгоцентрической удаленности. Достигалось это соотношением аккомодационной и

конвергенционной удаленности. Изменение видимой глубин происходило в

направлении константности, хотя полной константности глубины не было. В

этом эксперименте полная константность могла отсутствовать по двум

причинам: 1)посредством аккомодации и конвергенции глаза не всегда можно

вызвать требуемое изменение воспринимаемой удаленности. 2)зрительная

система, возможно, компенсирует уменьшение диспаратности с удаленностью по

закону константности. К.Г. подразумевает, что при условии адекватного

восприятия абсолютной удаленности видимая глубина между двумя точками

должна быть пропорциональна диспаратности и произведению видимых

удаленностей до этих точек.

Константность видимой величины и видимой формы. Видимая величина

определяется скорее дистальным стимулом (физ. величина о-та), чем

проксимальным (величина сетчаточного изображения). Зрительная система тонко

реагирует на 1% изменения видимой величины. А с др. стороны, при удалении

объекта мы не замечаем уменьшения его видимой величины, хотя его угловая

величина и уменьшается обратно пропорционально удаленности. Предположим,

что зрительная система учитывает изменение абсолютной удаленности объекта и

компенсирует уменьшение его ретиню изображением в удалением объекта. Опыты

показывают, что уменьшение числа признаков абсолютной удаленности приводит

к исчезновению константности объекта.

Эксп-ты (дополнение). 1) Комната Эймса (константность восприятия знакомой

формы). 2) Эксп-ты с кубами на младенцах (подтверждающие константность) 3)

Закон Эммерта для наклонных проекций (проекция последовательного образа на

наклонную плоскость имеет такой вид, как будто объект расположен в этой

плоскости, что полностью подтверждает константность). Эти эксп-ты были с

успехом проведены на животных и на 6-8 недельных детях. 4) Классические

исследования константности величины: исследования Холдей, Боринга.

Испытуемый находится на стыке 2 коридоров. В одном он видит объекты,

расположенные на разном расстоянии, величину которых надо оценить. В другом

– объекты разной величины, с которыми надо сравнивать. Условия

предъявления: а) вне контекста, б) без предметов для сравнения, в) как

обычно. Результаты: феномен константности. Формула Брунсвика-Таулесса для

подсчета константности: K= ((V-P) / (R-P)) * 100 % , где R - реальная

(объективная) , величина эталона, V - воспринимаемая величина (выбранный

перем. стимул, P - проекционная величина (расчетная величина при

отсутствии константности).

32. Психология развития в младшем школьном возрасте.

Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может

сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя

значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет

его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит

к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится

второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую

очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее

важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные

всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период

проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний,

появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка,

между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению

внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней

жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется

смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то

сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент,

позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки

зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому

механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет,

прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания,

пытается не показывать другим, что ему плохо.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

Доминирует мышление (образное). Формируются научные понятия, к концу

начинает развиваться теоретическое мышление. Смысловая память (прежде чем

запомнить, нуждно понять). Развивается внимание.

Личные план зависит от ведущей деятельности. Мотивация и самооценка зависят

от результата действий. Отношение родителей и учителя определяет

формирование мотивации и самооценки ребёнка.

«хорошисты» -мотивация достижения успеха (стремление к качеству работы,

результату; –лабильный уровень притязаний.

«3-ки» -бедная мотивация; -низкая тревожность. Очень важно чувствовать себя

компетентным.

«отличники» - мотивация разнообразна; -престижная мотивация (сделать лучше

, чем сосед). Она приносит массу негативных последствий. –завышенная

самооценка; -завышенный уровень притязаний. Конфликтная самооценка (высокий

уровень притязаний и нехватка способностей.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.