реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

реферат

кого-то из близких. Круг специалистов, потребность в которых чаще всего

возникает после приема в психологической консультации, невелик — в основном

это психиатры и юристы. Поскольку консультанту достаточно регулярно

приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто

посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и

время приема. Идеальный вариант — это когда психолог работает с такими

специалистами в сотрудничестве, имеет регулярную возможность обращаться за

помощью и советом, ведет общих клиентов. Но даже если это не так,

информация о том, где, кто, когда ведет прием, не только украсит беседу, но

и повысит вероятность того, что клиент действительно обратится по

указанному адресу (довольно много людей, испытывают трудности именно на

этапе выяснения того, где и что находится, особенно в нашей стране, где

получение пустяковой справки часто становится настоящим делом).

Один из самых удачных вариантов завершения первой беседы — принятие

решения о том, что контакты клиента с консультантом продолжатся и они

встретятся еще один или несколько раз. Как показывают исследования, для

того чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной

работы с ним, консультант должен в конце первой встречи достаточно четко

сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих

встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться (Gaunt S.T.,

1985). В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если

клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать

более эффективно и целенаправленно, более конструктивно строить

взаимоотношения с психологом, не боясь попасть в зависимость от него. Не

стоит откладывать в долгий ящик и решение вопроса о том, когда именно

состоится следующая встреча, об этом не стоит созваниваться дополнительно и

т.п., поскольку после перерыва или в ожидании дополнительной договоренности

желание прийти может угаснуть. Лучше, если сразу будет назван день и час

следующей встречи, удобный и консультанту, и клиенту. Эффективность встреч

может значительно повыситься, если их время будет постоянным, так же как и

место.

В случае договоренности о повторной встрече бывает полезно обменяться с

клиентом телефонами. Жизнь изобилует случайностями — кто-то заболеет,

отправится в срочную командировку и т.д. Возможность предупредить партнера

об этом заранее и не ставить перед фактом отсутствия на приеме полезна

обоим.

Необходимо отдельно сказать о случаях, когда клиент готов и хочет

работать дальше, но консультант по каким-то причинам не может его "взять" —

надолго уезжает куда-то, слишком занят и пр. Не стоит в этом случае

откладывать работу с человеком, тем более, что необходимость помочь может

быть срочной. Психологу всегда следует работать в сотрудничестве с

коллегами, чувствуя локоть соседа. Возможность передать клиента,

порекомендовать ему кого-то другого — свидетельство включенности

специалиста в профессиональное сообщество, и обычно это воспринимается

вполне нормально. Необходимо лишь объяснить, чем именно вызван такой шаг, и

проследить за тем, чтобы клиент дошел до предназначенного для него

специалиста. Естественно, коллега должен быть предупрежден о приходе и

иметь хотя бы минимальную информацию об уже состоявшемся приеме, для того

чтобы у обращающегося за психологической помощью не возникло ощущение, что

на первой встрече время было потеряно зря.

Планируемая встреча — часто хороший повод для клиента, чтобы начать более

активно работать над собой самостоятельно, размышлять о себе и других.

Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемые клиенту

консультантом в конце встречи. Обычно в качестве домашнего задания

выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих

собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в

результате наблюдения или тренировки. Домашние задания могут выполняться

письменно: либо как одноразовые записи, либо в виде ведения дневника, но

часто бывает достаточно просто попросить клиента подумать о чем-то или что-

то сделать. Сам факт, что после получения домашнего задания клиент

чувствует себя включенным в процесс консультирования, активным и

полноправным его участником, значительно повышает эффективность работы

консультанта, способствует углублению и укреплению межличностного контакта.

К проблеме домашних заданий мы еще вернемся в последующих главах, пока же

необходимо отметить, что, даже если домашнее задание уже было

сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце

приема не только для того, чтобы клиент не забыл о нем, но и для того,

чтобы он имел возможность еще раз обсудить с психологом, в какой форме и

как его следует выполнять, выразил возможные возражения или идеи.

3. Прощание с клиентом — во многом ритуальный акт, но оно не должно

выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как

только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания

консультанта. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности

сказать несколько теплых слов на прощание. Об использовании имени клиента

подробнее будет говорится дальше, здесь же подчеркнем, что обращение по

имени при прощании укрепляет ощущение того, что работа с психологом прошла

успешно, что возникшие на приеме отношения не просто формальность. Следует

избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается

другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные доверительные

отношения с профессионалом.

Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: клиент недоволен,

выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще

раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность,

порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это

звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае

психолог оставался профессионалом до конца — был готов признать возможные

ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и

вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный

приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает

с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

Итак, мы с вами завершили анализ консультационного часа, особенностей

беседы и поведения консультанта с клиентом во время приема. Очевидно, что

для того, чтобы по-настоящему научиться вести прием, этих знаний далеко не

достаточно. Работать по-настоящему в данной области может только тот, кто

прошел школу работы под руководством более опытных коллег — учителей и

супервизоров. В процессе консультирования неизбежно возникают неожиданные,

непредвиденные ситуации, решать которые можно, только опираясь на советы

более опытных коллег.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ

Далекому от психологического консультирования человеку может показаться,

что в том, как консультант беседует со своим клиентом, нет ничего

особенного: один из собеседников просто рассказывает другому то, что его

волнует. Каким бы парадоксальным на первый взгляд ни было утверждение о

том, что чем меньше обратившийся за психологической помощью человек

воспринимает роль консультанта как ведущего, тем лучше, — оно, несомненно,

является верным. В такой ситуации клиент более активен, легче принимает и

обсуждает предлагаемые ему комментарии и интерпретации, более конструктивно

подходит к проблеме необходимости изменения своего поведения и отношений.

Профессионально овладеть мастерством ведения консультативного диалога

можно только на практике, работая вместе с тренером или супервизором,

который комментировал бы неточности, указывал и исправлял ошибки в работе.

Именно для этого в процессе подготовки консультантов широко используются

современные средства аудио- и видеозаписи, позволяющие более внимательно

фиксировать каждый шаг развития консультативной беседы. Тем не менее, ниже

мы сформулируем некоторые базовые принципы организации диалога с клиентом,

прокомментируем возможности использования некоторых техник работы в

консультировании, знание и понимание которых может во многом помочь

начинающим консультантам.

Ограничение речи консультанта в диалоге

В ходе приема говорит в основном клиент; реплики, замечания,

интерпретации консультанта должны быть по возможности более краткими и

редкими. Для того чтобы успешно следовать этому принципу, надо хорошо

представлять себе, зачем это, собственно говоря, нужно.

Прежде всего, время беседы ограничено с той целью, чтобы оно

использовалось максимально эффективно, консультант как можно больше узнал и

понял о клиенте, а тот, в свою очередь, как можно больше пережил и осознал

за время приема, для чего ему должно быть предоставлено как можно больше

активного времени — времени для того, чтобы говорить.

Существуют и другие основания для подобного поведения консультанта. Один

из простейших и наиболее древних приемов психотерапии состоит в том, что

клиент выговаривается. За счет того, что собеседник внимательно и

эмпатически слушает, создавая, таким образом, атмосферу полного доверия, у

рассказчика возникает ощущение облегчения, освобождения от напряжения и

беспокойства. Этот прием часто неосознанно используется среди близких,

когда тому, кто попал в беду и страдает, говорят: "Выплачись, выговорись —

будет легче".

Облегчение состояния, разрядка после сильного эмоционального переживания

была известна еще в Древней Греции. Аристотель дал этому название

"катарсис", то есть очищение — от греческого "katharsis". В классическом

психоанализе считалось, что достижение катарсиса является важнейшим

механизмом излечения пациента (Краткий психологический словарь, 1985).

Выговориться, быть выслушанным — одна из насущных потребностей многих

людей, обращающихся за психологической помощью. Часто, в силу особенностей

собственной ситуации или характера, у них нет непредвзятого и внимательного

собеседника, в роли которого выступает консультант во время приема. Поэтому

ситуация, когда человека просто внимательно и с уважением слушают, может

оказать исцеляющее воздействие, помочь стать более уверенным и спокойными.

Когда человек говорит с другим, рассказывает о себе, он не просто

выговаривается, выплакивает свою боль. Рассказывать другому — это большая

внутренняя работа. Казалось бы, каждый клиент много раз обдумывал и

анализировал свою ситуацию, прежде чем обратиться за психологической

помощью. Но рассказывание другому и обдумывание про себя — это две разные

реальности. Появление другого заставляет человека быть более критичным,

логичнее осмысливать различные факты, подробнее останавливаться на деталях.

Ориентированный на собеседника рассказ более осмыслен, завершен. Об

особенностях диалога по сравнению с монологом в психологии написано очень

много (Хараш А.У., 1977; 1983; Выготский Л.С., 1982 и др.), для нас же

важен прежде всего тот момент, что присутствие консультанта углубляет

понимание клиентом собственных проблем, способствует принятию необходимых

решений, являясь таким образом важной составляющей психологического

воздействия.

Иногда обстоятельства, приведшие человека к психологу, связаны с

негативными, трудными переживаниями и поступками, о которых стыдно и

неприятно рассказывать другим. В этом случае немногословность, краткость

консультанта позволяют клиенту меньше обращать внимание на то, что рядом с

ним находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно он относится

к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Кроме того, много

говоря о себе, человек оказывается как бы в собственной реальности, в

которой легче вспоминаются детали и связываются события, меньше проявляется

сопротивление. Однако, каким бы молчаливым ни был консультант, он

практически всегда рискует сказать что-то лишнее, что может быть

неправильно воспринято клиентом. Так, согласие психолога с чем-то,

выраженное словом "конечно", может стать для мнительного клиента основанием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.