реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

реферат

результата; ведь осознавая свою ответственность за ситуацию, человек может

сам решить, как ему необходимо поступать, для того чтобы в его жизни

произошли позитивные изменения. Хотя, конечно, помощь психолога в

определении того, что именно и как можно изменить в ситуации, обычно

является весьма полезной.

Бывает, что человек, пришедший на прием, с самого начала заявляет: "Я сам

во всем виноват". Но, к сожалению, чаще всего подобное заявление не

свидетельствует об истинном понимании меры своей ответственности, а

является лишь своеобразным кокетством, и обычно то, как клиенты понимают

свою вину за происходящее, мало связано с реальными особенностями ситуации.

Придя на консультацию, клиентка может начать причитать: "Конечно это я

виновата, что у нас с мужем постоянно возникают конфликты. Давно пора мне

понять, что он просто не тот человек, что ему на всех наплевать, а я все

еще пытаюсь объяснить ему что-то по-человечески". Такое заявление

свидетельствует о том, что клиентка не отдает себе отчета в том, что она не

только не понимает и не принимает своей ответственности за проблемы в

отношениях, но и оскорбляет и унижает мужа, считая его неспособным понять и

разобраться в ситуации.

Но даже если из того, как человек говорит, видно, что он понимает и

принимает свою ответственность за происходящее, его представление о том,

что и как происходит в отношениях с окружающими, скорее всего весьма

поверхностно. В этой связи консультанту не следует бояться, что разговор о

принятии вины и ответственности будет излишним. Наоборот, тому, кто

действительно понимает и принимает факт своего влияния на события

собственной жизни, обсуждение этого с психологом может быть тем более

полезным, поскольку для такого человека уточнение деталей взаимоотношений

скорее приведет к тому, что в его поведении и отношениях с людьми наступят

значительные изменения.

Существуют, конечно, ситуации, в которых обсуждать проблемы вины и

ответственности с клиентом не следует. Таковыми, в частности, являются

случаи, когда клиент приходит на консультацию, переживая горе или серьезную

личную утрату, например, связанную со смертью кого-либо из близких. В

состоянии горя люди часто склонны брать на себя неоправданно большую

ответственность и вину перед теми, кого с ними нет и никогда не будет,

считая себя причастными к их смерти. В такой ситуации работа консультанта

как раз должна быть направлена на то, чтобы скорректировать неадекватные

представления, снять лишний груз вины и ответственности с плеч клиента

(Василюк Ф.Е., 1984, Kast V., 1989).

Позиция консультанта по отношению к клиенту

В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по

отношению к клиенту: позиция равенства, позиция "сверху" и позиция "снизу"

(Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985). В разных теоретических ориентация

консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее

традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по

отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль

остается за психологом. Рассмотрим данную позицию более подробно.

В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования

клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и

продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать

или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не

оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам

консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более

авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше

требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.

Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и

теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию "сверху", больше считаются,

к нему больше прислушиваются. Именно в непререкаемом авторитете состоит

секрет успеха многих гипнотизеров — и действительных профессионалов, и

шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие.

Не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение

как нечто застывшее, неизменное. Хороший профессионал — это во многом

актер, который умеет в случае необходимости занять позицию "сверху", говоря

о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или "снизу", заигрывая с

клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и

авторитет.

Средства воздействия консультанта

Возможности профессионального воздействия у консультанта необычайно

широки и многообразны, но основным среди них, бесспорно, является

вербальный контакт с клиентом, точнее — консультативная беседа. Такой тип

беседы отличается от того, что обычно встречается в жизни, и владение

подобными навыками на профессиональном уровне — настоящее искусство. Более

подробно об этом будет говориться в следующих разделах. Пока же скажем, что

профессиональная беседа является сложной конструкцией, построенной из

разного рода приемов и техник, используемых профессионалом с целью

достижения соответствующего эффекта. Важную роль среди них играют техники

ведения консультативной беседы, такие как одобрение мнений клиента,

стимулирование высказываний, краткость и ясность речи психолога и др.

Правильное использование этих техник обеспечивает эффективность

психологического воздействия, возможность установления и развития контакта

клиента и консультанта.

Большую роль в процессе консультирования играют приемы и техники,

направленные на решение различных специальных задач, возникающих во время

приема. Среди них разнообразные вопросы, направленные на изменение и

коррекцию позиции клиента, домашние задания с четким предписанием того, что

и как должен делать клиент, дискуссии, ориентированные на принятие клиентом

того или иного решения, и т.д. В большинстве своем эти техники тесно

связаны с процессом беседы, непосредственно вытекают из нее и не выступают

для клиента как нечто особое, специфичное. Овладение такого рода приемами и

техниками, обогащение палитры высказываний и идей консультанта во многом

определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода

теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его

профессиональным общением с коллегами.

Особую группу приемов консультирования представляют методы и техники,

выступающие для клиента как специальные задания и упражнения, изменяющие

или углубляющие ход беседы. К их числу относятся, например, "техника

пустого стула", разработанная в рамках гештальт-терапии, "заключение

контрактов", практикуемое в рамках супружеской и семейной терапии.

Использование этих приемов во многом определяется теоретической ориентацией

консультанта, а также характером проблем, с которыми обращается клиент.

Профессиональное знакомство с широким перечнем подобных техник в каком-то

смысле является критерием мастерства консультанта, его профессиональной

компетентности. Они, несомненно, обогащают консультативную беседу, делают

ее более эмоциональной, динамичной.

Кроме вербальных средств воздействия консультант должен владеть и широким

набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и

характеристики голоса, и поза. Чаще всего использование этих средств не

служит достижению какой-либо конкретной цели, а обеспечивает процесс

консультирования как таковой, снимая напряжение клиента, обеспечивая его

комфорт и контакт с консультантом. Важнейшим условием успешного

психологического воздействия является правильная организация беседы.

Организация консультативной беседы

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет

пространственная и временная организация беседы, хотя, конечно, многое из

того, что можно сказать по этому поводу, стало уже прописными истинами

(Бодалев А.А., Столин В. В., 1989; Алешина Ю.Е., Петровская Л.А., 1989).

Пространство беседы

Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет

возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого

кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где

ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.

Но даже в том случае, если этот вариант недоступен — нет удобной мебели и

специального помещения, — консультацию можно успешно провести, специально

организовав какую-то часть пространства, лучше всего в углу, где можно было

бы посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения и, таким

образом, максимально сосредоточив его на консультанте.

Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и

чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо

собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без

особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и

у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно

встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится

что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при

необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и

восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Время беседы

Время является очень важной характеристикой консультативной беседы.

Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у

консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую

голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет

консультативное воздействие.

Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у

которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на

стене — это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий

клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать

активно и динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу

времени. Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была

действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком

поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее

часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной

отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во

время приема, а следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но,

возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического

воздействия.

2. ПРОЦЕСС БЕСЕДЫ

Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где

есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, развязка, кульминация и эпилог.

Иначе говоря, беседа консультанта с клиентом далеко не случайный процесс,

она организована по определенным правилам, следование которым делает ее

эффективной и целенаправленной. В чем же заключаются основные правила

ведения беседы в психологическом консультировании?

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре

этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента,

формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное

воздействие; 4) завершение беседы. Длительность приема, во время которого

собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от

целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно

проводится, а также теоретических ориентаций консультанта. Но все же в

большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за

рубежом). Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным выше

этапам беседы следующим образом:

1) начало беседы —5—10 минут; 2) расспрос клиента —25—35 минут; 3)

коррекционное воздействие —10—15 минут; 4) завершение беседы —5—10 минут.

Остановимся подробнее на том, что представляет собой каждый из этих этапов,

каких целей достичь и какие задачи должен успеть решить консультант в

отведенное для этого время, каковы простейшие приемы организации процесса

беседы.

Начало беседы

Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема — это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.