результата; ведь осознавая свою ответственность за ситуацию, человек может
сам решить, как ему необходимо поступать, для того чтобы в его жизни
произошли позитивные изменения. Хотя, конечно, помощь психолога в
определении того, что именно и как можно изменить в ситуации, обычно
является весьма полезной.
Бывает, что человек, пришедший на прием, с самого начала заявляет: "Я сам
во всем виноват". Но, к сожалению, чаще всего подобное заявление не
свидетельствует об истинном понимании меры своей ответственности, а
является лишь своеобразным кокетством, и обычно то, как клиенты понимают
свою вину за происходящее, мало связано с реальными особенностями ситуации.
Придя на консультацию, клиентка может начать причитать: "Конечно это я
виновата, что у нас с мужем постоянно возникают конфликты. Давно пора мне
понять, что он просто не тот человек, что ему на всех наплевать, а я все
еще пытаюсь объяснить ему что-то по-человечески". Такое заявление
свидетельствует о том, что клиентка не отдает себе отчета в том, что она не
только не понимает и не принимает своей ответственности за проблемы в
отношениях, но и оскорбляет и унижает мужа, считая его неспособным понять и
разобраться в ситуации.
Но даже если из того, как человек говорит, видно, что он понимает и
принимает свою ответственность за происходящее, его представление о том,
что и как происходит в отношениях с окружающими, скорее всего весьма
поверхностно. В этой связи консультанту не следует бояться, что разговор о
принятии вины и ответственности будет излишним. Наоборот, тому, кто
действительно понимает и принимает факт своего влияния на события
собственной жизни, обсуждение этого с психологом может быть тем более
полезным, поскольку для такого человека уточнение деталей взаимоотношений
скорее приведет к тому, что в его поведении и отношениях с людьми наступят
значительные изменения.
Существуют, конечно, ситуации, в которых обсуждать проблемы вины и
ответственности с клиентом не следует. Таковыми, в частности, являются
случаи, когда клиент приходит на консультацию, переживая горе или серьезную
личную утрату, например, связанную со смертью кого-либо из близких. В
состоянии горя люди часто склонны брать на себя неоправданно большую
ответственность и вину перед теми, кого с ними нет и никогда не будет,
считая себя причастными к их смерти. В такой ситуации работа консультанта
как раз должна быть направлена на то, чтобы скорректировать неадекватные
представления, снять лишний груз вины и ответственности с плеч клиента
(Василюк Ф.Е., 1984, Kast V., 1989).
Позиция консультанта по отношению к клиенту
В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по
отношению к клиенту: позиция равенства, позиция "сверху" и позиция "снизу"
(Цзен И.В., Пахомов Ю.В., 1985). В разных теоретических ориентация
консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее
традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по
отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль
остается за психологом. Рассмотрим данную позицию более подробно.
В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования
клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и
продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать
или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не
оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам
консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более
авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше
требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.
Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и
теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию "сверху", больше считаются,
к нему больше прислушиваются. Именно в непререкаемом авторитете состоит
секрет успеха многих гипнотизеров — и действительных профессионалов, и
шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие.
Не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение
как нечто застывшее, неизменное. Хороший профессионал — это во многом
актер, который умеет в случае необходимости занять позицию "сверху", говоря
о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или "снизу", заигрывая с
клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и
авторитет.
Средства воздействия консультанта
Возможности профессионального воздействия у консультанта необычайно
широки и многообразны, но основным среди них, бесспорно, является
вербальный контакт с клиентом, точнее — консультативная беседа. Такой тип
беседы отличается от того, что обычно встречается в жизни, и владение
подобными навыками на профессиональном уровне — настоящее искусство. Более
подробно об этом будет говориться в следующих разделах. Пока же скажем, что
профессиональная беседа является сложной конструкцией, построенной из
разного рода приемов и техник, используемых профессионалом с целью
достижения соответствующего эффекта. Важную роль среди них играют техники
ведения консультативной беседы, такие как одобрение мнений клиента,
стимулирование высказываний, краткость и ясность речи психолога и др.
Правильное использование этих техник обеспечивает эффективность
психологического воздействия, возможность установления и развития контакта
клиента и консультанта.
Большую роль в процессе консультирования играют приемы и техники,
направленные на решение различных специальных задач, возникающих во время
приема. Среди них разнообразные вопросы, направленные на изменение и
коррекцию позиции клиента, домашние задания с четким предписанием того, что
и как должен делать клиент, дискуссии, ориентированные на принятие клиентом
того или иного решения, и т.д. В большинстве своем эти техники тесно
связаны с процессом беседы, непосредственно вытекают из нее и не выступают
для клиента как нечто особое, специфичное. Овладение такого рода приемами и
техниками, обогащение палитры высказываний и идей консультанта во многом
определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода
теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его
профессиональным общением с коллегами.
Особую группу приемов консультирования представляют методы и техники,
выступающие для клиента как специальные задания и упражнения, изменяющие
или углубляющие ход беседы. К их числу относятся, например, "техника
пустого стула", разработанная в рамках гештальт-терапии, "заключение
контрактов", практикуемое в рамках супружеской и семейной терапии.
Использование этих приемов во многом определяется теоретической ориентацией
консультанта, а также характером проблем, с которыми обращается клиент.
Профессиональное знакомство с широким перечнем подобных техник в каком-то
смысле является критерием мастерства консультанта, его профессиональной
компетентности. Они, несомненно, обогащают консультативную беседу, делают
ее более эмоциональной, динамичной.
Кроме вербальных средств воздействия консультант должен владеть и широким
набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и
характеристики голоса, и поза. Чаще всего использование этих средств не
служит достижению какой-либо конкретной цели, а обеспечивает процесс
консультирования как таковой, снимая напряжение клиента, обеспечивая его
комфорт и контакт с консультантом. Важнейшим условием успешного
психологического воздействия является правильная организация беседы.
Организация консультативной беседы
Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет
пространственная и временная организация беседы, хотя, конечно, многое из
того, что можно сказать по этому поводу, стало уже прописными истинами
(Бодалев А.А., Столин В. В., 1989; Алешина Ю.Е., Петровская Л.А., 1989).
Пространство беседы
Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет
возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого
кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где
ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы.
Но даже в том случае, если этот вариант недоступен — нет удобной мебели и
специального помещения, — консультацию можно успешно провести, специально
организовав какую-то часть пространства, лучше всего в углу, где можно было
бы посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения и, таким
образом, максимально сосредоточив его на консультанте.
Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и
чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо
собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без
особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и
у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно
встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится
что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при
необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и
восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.
Время беседы
Время является очень важной характеристикой консультативной беседы.
Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у
консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую
голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет
консультативное воздействие.
Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у
которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на
стене — это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий
клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать
активно и динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу
времени. Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была
действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком
поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее
часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной
отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во
время приема, а следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но,
возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического
воздействия.
2. ПРОЦЕСС БЕСЕДЫ
Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где
есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, развязка, кульминация и эпилог.
Иначе говоря, беседа консультанта с клиентом далеко не случайный процесс,
она организована по определенным правилам, следование которым делает ее
эффективной и целенаправленной. В чем же заключаются основные правила
ведения беседы в психологическом консультировании?
Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре
этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента,
формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное
воздействие; 4) завершение беседы. Длительность приема, во время которого
собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от
целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно
проводится, а также теоретических ориентаций консультанта. Но все же в
большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за
рубежом). Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным выше
этапам беседы следующим образом:
1) начало беседы —5—10 минут; 2) расспрос клиента —25—35 минут; 3)
коррекционное воздействие —10—15 минут; 4) завершение беседы —5—10 минут.
Остановимся подробнее на том, что представляет собой каждый из этих этапов,
каких целей достичь и какие задачи должен успеть решить консультант в
отведенное для этого время, каковы простейшие приемы организации процесса
беседы.
Начало беседы
Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема — это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|