Психологическое консультирование тесно связано, а во многом
непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией.
Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами.
Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы
послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их
делением. Определим психологическое консультирование как непосредственную
работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических
проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным
средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной
работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде
всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то
психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в
основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе
большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Отдельной темой обсуждения является различие терминов "психокоррекция" и
"психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии
разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с
укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут
заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это
ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку
психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологическое
воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является
международным и в большинстве стран мира однозначно используется по
отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами.
Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к
психологической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется
использовать его наряду с термином "психотерапия", который является
общепринятым в мировом сообществе.
Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма
условны, что не раз отмечалось различными авторами (Sorey G., 1977; Поляков
Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на
людей, не имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у
нас принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно
строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-
консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно,
поскольку только наличия психологического образования и понимания общих
принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно.
Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В
чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные
личностные, о котором уже упоминалось
выше?
То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными
личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в
специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-
консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении
собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную
психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит
собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние
состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта
будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена
ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще
говорят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень
вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко
мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и,
видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно
много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная
работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным
за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий
определенного мужества, — гарантия того, что он готов к более глубокому и
откровенному самопознанию.
Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму
работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы
помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со
стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые,
будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок
клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с
ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире
взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с
этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое
поведение.
Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые
играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они
углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не
только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое
(события далекого детства, юности), активно используются такие
специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная
черта психотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между человеком,
обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах
переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и
расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные
вопросы практически никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики
приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким
образом способствует решению личностных проблем (Урсано Р., Зонненберг С.,
Лазар С., 1992).
Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так,
если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко
превышает 5—6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо
дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.
Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-
консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого
человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной
обеспеченности, интеллектуального потенциала и т.д., тогда как круг людей,
чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы,
более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким
уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный
курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и
мотивацией. К чести психотерапии следует сказать, что сужение круга
клиентов и увеличение времени воздействия приводит к значительному
расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится
безграничным.
Естественно предположить, что при столь существенных отличиях двух этих
форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих
специалистов. Основные требования к психологу-консультанту, с нашей точки
зрения, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в
области теории и практики психологического консультирования (включающая
работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно
длительной. Требований к образованию специалистов по психотерапии
значительно больше, и они включают в себя, наряду с теоретической
психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также
длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного
супервизора. Не случайно психотерапия исторически тесно связана с
психиатрией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психологами
не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие
специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к
психотерапевту, по традиции называется не клиентом, а пациентом.
Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить
без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше
ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь
таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также
свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.
Различия психотерапии и консультирования — широкая и многогранная тема.
Конечно же, здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем
же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать
специальную литературу (Карвасарский Б.Д., 1985; Василюк Ф.Е., 1988).
"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей
стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в
принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в
какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не
соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это
нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то
полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с
этим часто первое, что приходится делать с клиентом, — это объяснять, в чем
он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения
психологическое консультирование, будучи более ориентированным на
достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто
служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой
психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек
впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и
начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или
даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что
он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может случиться не
скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в
принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь
консультирования и психотерапии — основа широких и многогранных
возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый
обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для
него в данный момент.
Принципы психологического консультирования
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация
которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира
существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность
профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех же, кто
непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти
нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают
они на психолога-практика, (Speciality Guidelines for the Delivery of
Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют
однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие
в психологической практике. Об этических принципах психологического
консультирования и психотерапии написаны целые тома, в которых подробно
обсуждаются сложные ситуации, в том числе, как следует вести себя
консультанту, если в ходе приема он узнает, что его клиент замышляет
асоциальный поступок, если он видит следы побоев и насилия на теле у
ребенка, если родители хотят узнать что-то о своем скрытном ребенке-
подростке и т.д. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в
некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог
лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных
услуг и т.д.
Конечно же, в нашей стране ожидать, что несоблюдение профессиональных
принципов и требований будет строго наказываться, пока не приходится: для
этого нет необходимых условий, таких, как организованное профессиональное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|