проще подстроиться, выбрав тот темп работы, который в большей степени
соответствует клиенту.
Организация работы с супружеской парой
Если на прием пришли оба супруга и оба выражают готовность совместно
обсуждать семейные проблемы — не воспользоваться этим для консультанта
просто "грех". Но, выбирая совместную работу, необходимо отчетливо
представлять, что таким образом психолог берет на себя определенные
обязательства, которые прежде всего выражаются в том, что он не должен
вступать в коалицию ни с одним из них (как во время совместных приемов, так
и вне их), встречаться с одним супругом "по секрету" от другого, обсуждать
что-либо по телефону с одним из них без ведома партнера и т.д.
Необходимо отметить, что страх по поводу того, что консультант вступит в
коалицию с одним из партнеров, будет сочувствовать и поддерживать другого,
в конфликтных парах достаточно велик. Иногда кто-либо из супругов
специально спрашивает об этом консультанта или делится опасениями на
предмет предстоящей беседы (особенно часто это бывает, когда консультант
работает с супружеской парой один, без ко-терапевта противоположного пола).
Проследить какую-либо логику в этих опасениях сложно. Муж может бояться
того, что консультант-женщина будет "из женской солидарности" во всем
поддерживать жену, в то же время жена может считать, что женщины больше
симпатизируют мужчинам, чем друг другу, и также опасаться осуждения со
стороны женщины-консультанта. Сходные проблемы могут возникнуть и у
консультанта-мужчины.
Существует множество вариантов "серьезных" и обоснованных ответов на
вопросы и опасения клиентов, что консультант будет поддерживать только
одного из них, в которых можно сослаться на профессионализм, на
предшествующий опыт работы с супругами и т.д. Не отвергая их, приведем
здесь еще один из возможных вариантов реплик консультанта в такой ситуации,
который был предложен К. Роджерсом. В ответ на подобные опасения клиентов
он использовал следующую фразу: "У меня к вам большая просьба: как только
вы заметите, что я встал на сторону одного из вас в ущерб другому, сразу же
укажите мне на это. Мне это очень поможет в работе, и я буду вам искренне
благодарен". Такой ответ действует, как правило, особенно убедительно.
Бывает, что один из супругов "приводит" другого в консультацию, и,
соответственно, ориентация одного из них на психологическую помощь
значительно меньше, а часто ее и вовсе нет. В таких случаях
"незамотивированный" супруг нередко с самого начала выражает желание
поговорить с консультантом наедине, без партнера. Консультанту следует
проявить определенное упорство, стараясь убедить клиентов в возможностях и
преимуществах именно совместной супружеской терапии. Но если клиент активно
несговорчив, его все же стоит выслушать наедине, обязательно спросив
предварительно у его партнера о согласии на такую индивидуальную беседу.
То, что он/она сообщит, может оказаться "поворотным моментом" в работе с
данной парой. Так, например, он/она может рассказать, что у него/нее есть
другой человек, к которому он/она собирается уйти, но по каким-либо
причинам, например, для того чтобы смягчить удар для покидаемого супруга,
сообщение об этом откладывается. Естественно, что ни о какой супружеской
терапии в этом случае и речи быть не может, вместо этого работа может идти
по другим направлениям: можно начать работать индивидуально с тем из
супругов, кто был инициатором прихода в консультацию, можно помочь супругам
организовать откровенный разговор о будущем разводе, может быть оказана
психологическая помощь, направленная на смягчение негативных результатов
развода и пр.
Организация работы с одним супругом
Но чаще всего бывает, что супруг приходит в консультацию один, не желая,
а чаще всего не имея возможности привести с собой партнера. В такой
ситуации его необходимо Прежде всего поддержать, уверив, что работа с одним
членом пары ни в коем случае не является бессмысленной или безрезультатной.
Один из наиболее убедительных доводов звучит примерно так: "И вы, и ваш муж
(жена), и ваши дети — звенья одной цепи, и если вы в результате наших бесед
как-то изменитесь, примете для себя какие-то решения, они обязательно рано
или поздно почувствуют это и, соответственно, изменятся сами, хотя вам
какое-то время придется терпеливо ждать этого момента".
Ситуация работы с одним супругом, а не с двумя, "опасна" неравноправием,
поскольку пришедший на прием в каком-то смысле берет груз семейных проблем
на себя одного. Высказывая подобные сомнения в ситуации консультирования,
клиент в общем-то прав, поскольку основное условие конструктивной
психологической работы — принятие клиентом вины (или ответственности) за
то, что происходит в семье, хотя очевидно, что свой вклад в проблемы вносят
оба супруга. Естественно, что оказаться "виновным" неприятно. В качестве
успокоения клиенту можно предложить такое рассуждение: "Виноваты, конечно
же, вы оба. Но обсуждать здесь вину вашего партнера бессмысленно, поскольку
единственное, что я могу сделать в данной ситуации, это пожалеть вас, но
вряд ли это принесет вам хоть какое-нибудь облегчение. Понимание же того,
что именно ваши слова и поступки способствуют ухудшению и обострению
ситуации в семье, может привести к определенным изменениям в вашем
поведении, что скорее всего так или иначе будет полезно для семьи в целом".
Необходимо заметить, что этот аргумент легко принимается клиентами на
уровне логики, но в процессе консультирования к нему приходится
возвращаться снова и снова, когда клиент начинает рассказывать, как он
старается, чтобы все было хорошо, а партнер этого не ценит и не понимает.
Даже единичная удачная беседа с одним из супругов может привести к тому,
что в следующий раз на прием придут оба. Отказывающийся, не верящий в
возможность помощи партнер вдруг захочет "из любопытства" поговорить с
консультантом, или не желавший ни в коем случае говорить о своем визите в
консультацию клиент вдруг "расколется" и приведет с собой супруга. В этом
случае следует попробовать организовать с ними совместную работу. Один из
существенных моментов такой организации — это рассказ отсутствовавшему на
предыдущих приемах супругу (разумеется, с разрешения партнера) о том, что
происходило, о чем в основном беседовали клиент и консультант. Психолог в
этой ситуации должен выступить в роли тонкого политика, одновременно
подчеркивая важность уже сложившегося сотрудничества с одним из супругов и
всячески демонстрируя ценность прихода другого. Возможно и обратное, когда
совместные встречи по каким-то причинам прерываются, и консультант
продолжает работать только с одним из супругов. И в этой ситуации можно
многое сделать для семьи, не оставляя попыток вернуть в консультацию
"блудного" клиента.
Существует и еще одна возможность развития консультационного процесса,
которую ни в коем случае не стоит упускать из виду. Это ситуация, когда
консультант сам становится инициатором раздельных встреч с партнерами.
Обычно это случается, когда работа не двигается и возникшая преграда —
нежелание супругов обсуждать что-либо, явное упорство одного из них,
укрепляемое реакциями другого — становится серьезной помехой в процессе
консультирования. В качестве признаков такой ситуации может выступать,
например, возвращение клиентов к одним и тем же темам, которые приходится
проговаривать снова и снова, или же нежелание одного из супругов, а чаще и
обоих, выполнять домашние задания, ссылаясь на занятость, искусственность
рекомендуемых упражнений и т.п. Часто в этом случае клиенты сами с
удовольствием соглашаются на индивидуальную встречу с консультантом. То,
как будет аргументировано предложение о раздельной работе, во многом
определяется происходившим во время совместных приемов. Но важно, чтобы ни
у одного из них не возникало ощущение, что он/ она делает для развития
супружеских отношений больше, чем другой, или наоборот, что он/она виноват
в том, что помощь психолога не дает каких-либо существенных результатов
(хотя абсолютных правил, естественно, не существует, и даже "обвинение"
одного из партнеров может быть использовано опытным консультантом как
способ стимуляции работы). Идея равного участия и равной ответственности
должна сохраниться и в индивидуальных разговорах с клиентами, тем более,
что для них всегда должна оставаться открытой возможность вновь совместно
встретиться с консультантом. Произойдет это или нет после их "разделения" —
в каждом случае определяется обстоятельствами. Оказавшись же наедине с
женой/мужем, консультант вправе использовать те преимущества, которые дает
работа с одним клиентом, — разговор на более глубоком уровне, обсуждение
тем, анализ которых был труден в присутствии партнера, и т.д.
Причины прихода супругов в консультацию
Однозначной связи между тем, один или оба супруга приходят в
консультацию, и причиной прихода не существует. Однако некоторые поводы для
обращения чаще встречаются, когда в консультацию приходит только один из
партнеров. К числу таких "особых" причин можно отнести алкоголизм супруга и
проблемы, связанные с его/ее психическим или физическим заболеванием. В
обоих случаях вопрос для клиента часто заключается не столько в том, как
повлиять на партнера, чтобы он/она не пил/- а/, или меньше фиксировался /-
ась/ на своей болезни, сколько в том, что делать самому клиенту:
развестись, считая что ситуация безнадежна; терпеть и ждать какого-то
решения своей проблемы, надеясь, что партнер бросит пить, выздоровеет, и
т.д.
Приход в консультацию обоих супругов, пожалуй, несколько чаще связан с
внутрисемейными конфликтами по поводу распределения супружеских ролей и
обязанностей, с сексуальными трудностями, денежными проблемами, то есть с
чем-то, что так или иначе затрагивает интересы обоих и может быть
квалифицировано как общая проблема. Существует и определенная взаимосвязь
между формулируемыми жалобами и возрастом клиентов, их стажем совместной
жизни: молодых супругов чаще волнуют проблемы собственных взаимоотношений,
переживания, связанные с ревностью и изменой; пожилым больше свойственно
размышлять о своих отношениях со взрослыми детьми. Но, по-видимому, на этом
не стоит останавливаться подробнее, поскольку с чем бы ни обратились к
психологу супруги, работа с ними или с одним из них строится примерно
одинаково, особенно в начале беседы.
Длительность работы с супружеской парой
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о длительности работы с
супружескими парами. Консультирование индивидуального клиента по семейным
проблемам, так же как и во многих других случаях краткосрочного
консультирования, обычно длится две — четыре встречи, причем подавляющее
большинство стремится к тому, что работа с ними завершилась в ходе
единичного приема. В случае, когда супруги уже на первый прием пришли
вдвоем или второй присоединился к беседам на начальном этапе
консультирования, их встречи с психологом обычно длятся несколько дольше —
пять-шесть совместных бесед, проводимых в рамках краткосрочного
консультирования. Большая продолжительность работы с парой обусловлена хотя
бы тем, что во время супружеского приема увеличивается "время слушания",
поскольку на каждый вопрос должен ответить уже не один человек, а двое. Для
того чтобы у обоих супругов было больше возможности высказаться во время
встречи, некоторые консультанты увеличивают время совместного приема с
одного—полутора часов до двух—двух с половиной часов. Но этим "средством"
не стоит слишком злоупотреблять, даже если супруги явно "не успевают". Если
беседа продолжается дольше двух часов, то она начинает изобиловать
повторами и банальными сентенциями, которые консультант из-за накопившейся
усталости чаще всего оставляет без внимания.
Многие специалисты подчеркивают важность структуры, "запланированности"
хода приемов именно в случае супружеской терапии. Среди распространенных
рекомендаций по поводу совместной работы с супругами, есть, в частности, и
такая, что если в течение пяти—шести приемов в супружеских отношениях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36
|