реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

реферат

причины остались непонятными или незамеченными. И чтобы помочь клиенту

разобраться в том, что действительно с ним происходит, научиться по-другому

реагировать и контролировать себя, необходимо обратиться к плану

эмоциональных переживаний.

О чем бы ни рассказывал клиент, консультанту следует стараться как можно

больше узнать о том, что он переживал и чувствовал в соответствующие

моменты времени, задавая специальные вопросы. По сути своей эти вопросы

могут быть очень простыми: "А что вы почувствовали, когда...?", "А как вы

на самом деле относитесь к ...?". Понять, проанализировать свои переживания

нелегко. Часто люди затрудняются отвечать на такие вопросы, ссылаясь на

свою забывчивость, невозможность разобраться в себе и пр. И это не просто

отговорки. Многим действительно нужна помощь профессионала, для того чтобы

ответить на подобные вопросы, поскольку у таких клиентов нет привычки

анализировать себя, нет адекватного представления о том, что такое чувства

и какова их роль в определении поступков и отношений человека. Да и

консультанту не так просто работать на уровне чувств. Существует множество

специальных техник, использование которых в процессе беседы может помочь

ему справиться с этой задачей. Обсудим некоторые из них поподробнее.

Альтернативные формулировки

Нередко клиенту трудно представить себе, что можно чувствовать в той или

иной ситуации. Простейший способ помочь ему — предложить альтернативные

формулировки ответа. Альтернатив, предлагаемых клиенту для ответа на тот

или иной вопрос, не должно быть много — достаточно двух—трех, и, в

сущности, даже не важно, как именно они звучат. Цель формулирования

альтернатив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его,

демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать

собственные чувства.

Умение формулировать альтернативы — важный профессиональный навык. Они

должны буквально отскакивать от зубов в нужную минуту. Этот навык во многом

зависит от теоретических познаний консультанта в психотерапии и

консультировании, поскольку в каждой ориентации предлагаются свои варианты

глубинной детерминации причин поведения человека, основанной на чувствах и

переживаниях.

В качестве примера такой достаточно удобной и простой схемы, при помощи

которой можно с легкостью формулировать предлагаемые клиенту альтернативы

ответов буквально для любой ситуации, приведем детерминацию причин

поведения человека, предложенную в своих работах К. Хорни. С ее точки

зрения, любой поведенческий паттерн может быть отнесен к одной из трех

условных групп: от людей — уход от межличностных отношений и контактов; к

людям — ориентация на взаимодействие и межличностные отношения; против

людей — стремление к разрушению контактов и межличностных отношений (Homey

К., 1937, 1945). Как можно использовать эту схему?

Как вы видите, три предложенных К. Хорни варианта поведения и отношений

исчерпывают практически все возможные варианты. Например, мать ругает

ребенка за какой-то проступок. Что же он может сделать в ответ? Обидеться,

повернуться и убежать от нее — позиция от людей; почувствовать вину,

приласкаться к ней, попросить прощения, обещать больше не совершать таких

проступков — позиция к людям; наконец, разозлиться, начать скандалить,

грубить, обвинять в чем-то мать — позиция против людей.

Ребенок непосредствен, чаще он ведет себя так, как действительно

чувствует. Со взрослым человеком сложнее, его поведение и чувства часто

далеки друг от друга. Предлагая альтернативные объяснения, психолог

стимулирует человека к размышлениям, к пониманию собственных эмоций. Но

существуют ли в рассказе человека о своих проблемах какие-то следы, знаки

более глубоких эмоциональных переживаний, ориентируясь на которые

начинающему консультанту было бы легче разобраться в том, о каких именно

переживаниях может идти речь? Остановимся на этом подробнее.

Акцентирование эмоциональных переживаний

Эмоции всегда присутствуют в рассказе, причем как более поверхностные,

легко осознаваемые, так и более глубокие, скрытые от самого рассказчика.

Своеобразными знаками эмоций в речи являются прежде всего наречия и

прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также

качество действия. Поясним это на примерах. "Я услышал звонок и медленно

подошел к телефону". Эмоционально наиболее заряженным словом здесь является

слово "медленно". Все остальные слова описывают ситуацию, они конкретны и

просты, за ними трудно усмотреть какой-то двойной смысл. Но за "медленно"

стоит нечто большее — напряженность ожидания, возможно — страх услышать

неприятное известие или что-то еще. Акцентируя, уточняя это слово,

консультант может выйти на уровень отсутствующих в рассказе переживаний.

Достаточно спросить клиента: "Медленно..., почему?", используя технику

кратких вопросов, о которой уже говорилось выше.

Приведем другой пример: "Когда они между собой ругаются, я обычно молчу".

Услышав подобное заявление, соблазнительно начать спрашивать клиента о том,

как обычно проходят подобные ссоры, кто в них виноват и т.д. Но такая

дополнительная информация часто не приоткрывает завесы над внутренней

реальностью клиента, ключ к которой скрывается здесь за словом "молчу", за

которым стоят переживания клиента по поводу происходящей ссоры и его

отношение к участникам конфликта. Для того чтобы разобраться в этом,

клиента можно спросить: "Молчите ... отчего?".

Акцентирование эмоционально окрашенных слов — это всего лишь первый шаг к

пониманию переживаний. Чаще всего непосредственно следующий за вопросом

ответ не будет содержать в себе действительно глубинных и сокровенных

эмоций. Он всего лишь приоткроет занавес, но для того чтобы увидеть хотя бы

краешек сцены, следует двигаться дальше. В последовавшем ответе также

необходимо вычленить наиболее значимые слова и попытаться приблизиться к

глубоким переживаниям, стоящим за ними. Такое развитие диалога

характеризует одну из важнейших особенностей консультативной беседы — ее

нацеленность в глубину, ориентированность на понимание более глубинных,

личностно значимых переживаний.

Использование парадоксальных вопросов

В качестве примера возьмем следующий диалог консультанта с клиентом:

Клиентка: Но я сама никогда не ругаюсь, не спорю со свекровью, она мне

все это говорит, а я молчу.

Консультант: Молчите... а почему?

Клиентка: А что, собственно, я могу ей сказать? Что она дура и все, что

она говорит, абсолютная ерунда?

Консультант: А почему бы вам все это действительно не сказать, раз вы так

думаете?

Клиентка: Ну, это грубо, а главное, она все равно ничего не поймет.

Консультант: А что бы вы хотели, чтобы она поняла?

Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая...

Остановимся на этом моменте в диалоге, а затем через несколько страниц

вернемся к нему. Давайте попробуем внимательно проанализировать различные

формы реплик консультанта. Вторая реплика является примером парадоксального

вопроса, цель которого — поставить под сомнение то, что клиент считает

абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Общепризнанные истины типа

"грубить нехорошо", "родители всегда лучше знают, что нужно ребенку" обычно

служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента.

Наиболее простой способ борьбы с такими высказываниями — поставить их под

сомнение, заставить клиента задуматься о том, что лично для него скрывается

за подобными сентенциями. Формулировка подобного вопроса обычно довольно

проста: "А почему бы и не...?" Многим людям требуется лишь небольшой толчок

для того, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.

В консультативном диалоге парадоксальные вопросы не редкость. Часто в

беседе возникает момент, когда (как в приведенном выше примере) у клиента

есть очевидный, с его точки зрения, ответ, отнюдь не способствующий

переосмыслению или конструктивному решению ситуации. Задача консультанта —

поставить этот тупиковый по сути своей ответ под сомнение, задав

парадоксальный вопрос. Конечно же, этот вопрос является парадоксальным лишь

на первый взгляд, найти ответ на него нетрудно, достаточно начать

сомневаться в том, что с позиции обыденного здравого смысла кажется

очевидным.

Уточняющие и углубляющие формулировки

Посмотрим, как дальше развивается приведенный выше диалог. Напомним, что

последняя реплика принадлежала клиентке и звучала так:

Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая... Консультант: То

есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она

оценила вас, наконец, по достоинству.

Клиентка: Ну да, только вряд ли это возможно. Проанализируем реплику

консультанта. Такие формулировки, в которых сказанное клиентом углубляется

и уточняется, часто встречаются в диалоге. В эту группу высказываний входят

и уточняющие вопросы типа "А как вы ощущали свою растерянность?", и

переформулирование сказанного: "Вы чувствовали себя растерянной, то есть у

вас возникло чувство, что вы не понимаете происходящего?", и реплики,

углубляющие высказываемые клиентом чувства: "Вы потеряли ощущение, что вы

кому-то нужны, что кто-то действительно заинтересован в вашем присутствии".

Использование подобных формулировок позволяет постепенно переводить рассказ

клиента с уровня более поверхностных к более глубоким переживаниям. Важно,

что осторожное, пошаговое использование подобных комментариев позволяет, не

вступая в конфронтацию с клиентом и не провоцируя сопротивление, более

точно охарактеризовать его состояние и переживания, расширить область

осознаваемого и понимаемого им и, таким образом, подготовить почву для

осуществления коррекционного воздействия.

Уточняя и переформулируя, психолог ни в коем случае не должен выходить за

пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из

предыдущего, как, например, в обсуждаемом нами диалоге формулировки "какая

вы хорошая" и "оценила по достоинству" непосредственно связаны друг с

другом, но при этом вторая из них несомненно является более сильной и

эмоционально заряженной по сравнению с первой. Цель уточнений обычно

состоит в более полном, более многогранном охвате происходящего с человеком

и связывание получаемых фактов с его отношениями с окружающими. Так, если в

формулировке "какая вы хорошая" свекровь полностью отсутствует, то "оценила

по достоинству" уже явно относится к ней, обозначает определенный характер

отношений клиентки, не называя при этом однозначно того, каковы эти

отношения, и благодаря этому не вызывая у последней преждевременного

сопротивления репликам консультанта. Таким образом, в определенном смысле

психолог как бы "заманивает" собеседника в "глубину его собственных

переживаний", помогает заглянуть в еще неизведанные уголки собственных

эмоций, подготавливая его к принятию интерпретации.

Использование интерпретации

Интерпретация — одна из базовых техник психотерапии (об этом мы уже

немного говорили в предшествующей главе), требующих подробного обсуждения.

В различных школах и направлениях психотерапии интерпретируется

определенный материал, продуцируемый пациентом; сны и ассоциации — в

психоанализе, жесты и движения — в телесно-ориентированной терапии,

семейное древо (схема родственных связей) — в системной семейной терапии и

т.д. Конечно, в каждом из теоретических подходов способы интерпретации и

видения причинно-следственных связей также различны. Для того чтобы

овладеть искусством интерпретации, необходимо близкое знакомство хотя бы с

некоторыми теоретическими направлениями современной психотерапии.

Значение интерпретации в процессе консультирования трудно переоценить.

Образно говоря, беседу можно представить как путь в лабиринте, в котором

для достижения цели необходимо двигаться не только в горизонтальной

плоскости, но и спускаться на все более глубокий уровень. Интерпретации же

при этом — прыжок в глубину, способ перевода диалога с одного уровня на

другой. В предыдущей главе мы уже говорили о том, что основным содержанием

психокоррекционного воздействия является интерпретация, в той или иной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.