реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

реферат

сообщество, юридически узаконенные лицензии и разрешения на практику,

унифицированная система подготовки и т.д. Но следует помнить, что

существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что

следование им не только обеспечивает этичность профессиональной

деятельности, но и является залогом успешности психологического

воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях,

следование которым, с нашей точки зрения, является особенно важным (Бодалев

А.А., Столин В.В, 1987; Столин В.В., 1982).

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального

поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и

комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не

просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно

слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а

стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен

ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные

принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное

воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента,

критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший

на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а,

следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся

практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и

отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае,

если они являются препятствием на пути нормального функционирования

человека.

Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и

многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный

опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь

каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант

полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не

способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения

к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию "гуру",

что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо

активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется

пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи

в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет

авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в

происходящих с ним событиях.

Анонимность

Важнейшим условием психологического консультирования является его

анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом

психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные

или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам

или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент

всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих

странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию,

когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной

угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его

действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами

клиента.

Разграничение личных и профессиональных отношений

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые

попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь

оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам.

Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как

известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с

близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых

из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное

значение для работы с пациентами: а) "перенос", то есть склонность клиента

переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои

отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б)

"контрперенос", то есть склонность психотерапевта проецировать свои

отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на

отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3. Фрейдом, на

сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений

психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие

отношения и даже такие "специальные" отношения, складывающиеся в рамках

психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и

желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже

профессионал-психотерапевт часто оказывается "обезоружен" контрпереносом.

Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях

анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и

межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует

обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой

работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе

консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной

и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими

явлениями. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его

авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о

нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так

и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений

между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди,

начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и

консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию,

необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно

дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента

и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе

сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс

терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому

привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше

избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально

осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как

можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии (Dahlberg

С.С., 1973).

Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время

приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и

эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того

чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы

развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы

человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.

Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается,

можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и

анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой

теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В

этой ситуации не стоит "нагнетать атмосферу", настаивать, пытаться выяснить

все "до конца". Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом

разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента

к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического

воздействия.

Цели и задачи психологического консультирования

Бесспорно, основная цель психологического консультирования — это оказание

психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь

человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с

окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта

психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе,

человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было

"до того", и если он действительно почувствовал себя лучше, то это может

служить критерием того, что помощь была оказана. Но все далеко не так

просто. Случается, что после консультации клиенту кажется, что его не

поняли и не оценили, но проходит время, и тот же самый человек начинает

понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято

последним абсолютно верно и в результате помогло ему переоценить нечто в

себе самом. Так же и консультант, если встречи с клиентом продолжаются,

может вдруг заметить: то, что в его интерпретации вначале не было услышано

и принято пациентом, потом берется им на вооружение в различных ситуациях

при построении отношений с окружающими.

Из сказанного выше следует, что хотя удовлетворенность клиента и

считается важнейшим показателем эффективности психологического

консультирования, многое определяется характером проблем клиента. Так,

человек, переживающий горе или утрату, может и должен рассчитывать на то,

что после посещения консультации ему будет немного легче, и консультант

должен стараться облегчить его горе. В другой же ситуации облегчение

эмоционального состояния может не являться прямой целью консультанта: ведь

порой, даже чувствуя, что беседа с психологом была, несомненно, полезной,

клиент может начать переживать свои проблемы гораздо болезненнее и острее,

поскольку ощущение собственной вины и ответственности, пришедшее вместе с

пониманием происходящего, отнюдь не является легким или приятным.

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как

консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание клиента и

расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Действительной

проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то,

что им практически не с кем поговорить откровенно, рассказать не таясь,

все, что их тревожит и беспокоит. Уже то, что консультант может их

внимательно выслушать и понять, — необычайно важно, и это само по себе

приводит к определенным положительным изменениям. Кроме того, спокойный и

вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об

окружающих людях много нового, что также является ценным, поскольку служит

"пищей" для размышлений о себе и людях, способствует расширению

представлений об окружающей человека действительности. Для клиента,

обращающегося за помощью к психологу, такой результат может оказаться

важным не только с точки зрения повышения его психологической стабильности,

но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим

специалистам, если это кажется необходимым.

Существует и еще один результат, достижение которого в процессе

консультативной беседы представляется ничуть не менее важным. Это принятие

клиентом на себя ответственности за происходящее с ним.

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним

В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других

на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов

невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и

ответственность за происходящее, он будет действительно стараться

измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь

ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

Перевод локуса ответственности на самого клиента отнюдь не простая

задача. Бывает и так, что единственное, что за время приема успевает

сделать психолог — это показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти,

способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой

сложный и негативный характер. Но это совсем не значит, что прием прошел

неудачно. Напротив, в такой ситуации консультант добился самого важного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.