реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

реферат

считать, что другие варианты поведения в данной ситуации заслуживают

негативного отношения; реплика типа "Почему вы так о себе говорите?" может

быть понята как выражение крайнего осуждения и т.д.

Случается, что такое ложное представление о позиции консультанта,

возникшее у клиента во время беседы, накладывает на нее серьезный

отпечаток. Обратившийся за помощью человек чувствует себя непонятым, не

нашедшим поддержки. Подобные переживания могут стать основой для

конфронтации; клиент может вдруг вспомнить в конце беседы: "Вы сказали, что

..., но мне кажется, что вы все же не правы". Выяснение того, что именно и

кто сказал или хотел сказать — бесперспективное занятие, которое к тому же

может отнять уйму времени. Поэтому если психолог не знает, что именно или

как следует спросить или сказать, лучше промолчать или стараться говорить

максимально просто и кратко.

Конечно, молчание — не панацея от ошибок, к тому же не раскрывая рта,

невозможно оказать воздействие на клиента, подвести его к изменению своей

позиции и отношения с окружающими. Как же на практике выглядят такие

особенности речи психолога, как краткость и немногословность? Прежде всего,

если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его

не перебивать, с пониманием и уважением относиться к тем паузам и

остановкам, которые встречаются в рассказе. Паузы, не превышающие 1—2

минуты (а это в беседе воспринимается как очень большой отрезок времени),

вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает

свою жизнь. Но когда все же приходит черед говорить консультанту, как ему

лучше всего это делать? Остановимся на некоторых основных принципах,

которым нужно следовать.

Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента

Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное,

она должна быть максимально встроена в рассказ клиента, то есть то, что

говорит консультант, должно быть приближено к особенностям речи клиента.

Первым шагом на пути реализации этого требования является освобождение

речи профессионала от слов и выражений, которые могут быть неправильно

поняты или истолкованы собеседником во время приема. Усложненность речи

консультанта часто приводит к тому, что клиент замыкается, эмоционально

дистанцируется, перестает понимать и интересоваться тем, что происходит.

Как это ни странно, но требование говорить просто и ясно, без использования

каких-либо специальных терминов, вызывает затруднения у психологов-

профессионалов. В языке психологов существует целый ряд слов, являющихся

терминами, которые, тем не менее, употребляются в кругу коллег столь часто,

что их терминологические корни теряются и они становятся частью

разговорной, обыденной речи. Достаточно привести в качества примера такие

слова, как адекватный и паттерн, которые употребляются буквально на каждом

шагу, но при этом остаются непонятными и пугающими для непосвященных.

Следующим шагом в приближении языка консультанта к языку клиента является

максимальное использование консультантом тех слов и выражений, которые

содержатся в речи клиента. Даже если с точки зрения здравого смысла они не

совсем точны и удачны, консультанту следует придерживаться словарного

запаса клиента, чтобы добиться лучшего понимания и избежать возможного

сопротивления клиента. Неумение точно услышать и использовать во время

приема то, что говорит собеседник, может привести к возникновению таких

неконструктивных диалогов, как, например, следующий:

Клиентка: Я так за него волнуюсь, когда он уезжает.

Консультант: То есть, когда его нет, вы за него переживаете.

Клиентка: Да нет, я бы не сказала, что особенно переживаю, просто

волнуюсь, и все.

Консультант: Я именно о том и говорю, как вы реагируете на его

отсутствие.

Клиентка: Но вы считаете, что я переживаю, я бы так не сказала, слегка

волнуюсь, вот и все.

Вслед за таким вступлением можно представить целую дискуссию о том, чем

отличаются "волнуюсь" и "переживаю". Наверняка большинство людей сочтут эти

слова в данном контексте синонимами. Но если клиент видит в каком-либо

слове особый смысл, консультанту не следует настаивать на своем, в

противном случае межличностный контакт может быть значительно осложнен уже

в первые минуты приема.

Краткость и точность высказывания консультанта

Данное требование означает не просто то, что профессионал во время приема

не должен говорить о чем-то, не относящемся к делу. Даже необходимые в ходе

работы вопросы и замечания должны быть максимально подогнаны к тому, что

говорит клиент. Так, консультанту не следует говорить излишне витиевато,

красиво или, наоборот, слишком грубо; с осторожностью он должен подходить и

к использованию метафор и сравнений. Сформулируем несколько общих

рекомендаций, которые могут помочь психологу вести диалог:

1. Не следует пускаться в излишние объяснения, почему и как задается

данный вопрос или обсуждается данная тема в ходе беседы. Если с клиентом

установлен контакт, многие вещи воспринимаются буквально с полуслова. К

примеру, явно неудачным будет следующее обращение: "В начале беседы вы

говорили о том, что ваша жена, с вашей точки зрения, излишне много времени

тратит на посещения различных косметичек и массажисток и обсуждение своего

внешнего вида с подругами. Можно ли сказать, что вам эта черта в ее

поведении не нравится?"

Длинное вступление с объяснением того, что и по какому поводу говорил

клиент, здесь абсолютно излишне. Достаточно было бы спросить: "А вам не

нравится, что ваша жена столько времени и внимания уделяет тому, как она

выглядит?" Стремление консультанта уточнять провоцирует аналогичные

тенденции у клиента, и в результате эти взаимные уточнения начинают

выступать как сопротивление дальнейшему углублению диалога.

2. Один из наиболее удобных типов вопросов в консультативном диалоге —

краткие вопросы, в которых по возможности опущены слова, которые так или

иначе могут быть поняты из общего контекста беседы. Такое сокращение

вопросов и высказываний приводит к тому, что соотношение времени говорения

увеличивается в пользу клиента. Краткие вопросы легче встраиваются в диалог

и в итоге начинают восприниматься пришедшим в консультацию как собственная

внутренняя речь. В примере, использованном в предыдущем абзаце,

консультанту достаточно было бы спросить: "А вам это не нравится?" Вопрос,

заданный в подобной форме, должен прозвучать точно в контексте, чтобы это

указание имело тот смысл, который в него вкладывает консультант.

3. Чаще всего целью вопросов и комментариев психолога является сбор

дополнительной информации. Но при этом он не детектив и не стремится

обнаружить какую-то конкретную деталь или цифру, а узнать как можно больше

о самом клиенте и окружающих его людях. Высказывания консультанта — это

поисковые шаги, направленные на прояснение общей картины, которую ему

необходимо хорошо представлять. Чем более проективными, повествовательными

и спонтанными будут ответы клиента, тем лучше. Какими правилами можно

руководствоваться, формулируя вопрос, провоцирующий такие ответы?

В наиболее простой форме такой вопрос может состоять всего из двух

частей: первая будет выполнять функцию указания на некоторое событие или

действие, требующее уточнения, а вторая — просто вопросительное слово.

Например: "Вы встретились с ней... и что?", "Он этого не знает... но

почему?" и т.д. Такие формулировки не содержат в себе ничего лишнего,

максимально конкретны и ясны, а следовательно, с легкостью могут быть

поняты клиентом. При этом констатирующая часть такого вопроса — идеальна,

поскольку представляет собой цитату, точное повторение того, что было

сказано клиентом, а консультант просто добавляет к уже прозвучавшей в

разговоре формулировке вопросительное слово.

В консультативном диалоге возможны и еще более краткие реплики психолога,

также успешно достигающие своей цели. В подобных формулировках от

высказывания остается только вопросительная часть: "И что?", "А почему?". В

контексте беседы такие формулировки должны обязательно прозвучать вовремя.

Тогда то, что консультант задал этот вопрос, может вообще остаться не

замеченным клиентом, у него может возникнуть ощущение, что все, что он

рассказывает о себе, возникает совершенно спонтанно, а, следовательно, и

говорить ему будет легче, и рассказ будет более откровенным и подробным.

Нередко начинающим консультантам хочется как можно больше украшать и

разнообразить свою речь, формулировки типа "и что?" кажутся скучными и

однообразными, наводят на мысль, что клиент будет негативно реагировать на

однообразное повторение одного и того же вопроса. Но опасаться этого не

следует; чаще всего такие сомнения бывают связаны с тем, что психолог не

умеет задавать подобные вопросы, плохо владеет тоном и интонациями

собственного голоса, за счет которых использование в диалоге одних и тех же

высказываний звучит по-разному, насыщено и ярко.

Анализ эмоциональных переживаний

Мы уже выяснили, что консультанту следует говорить максимально кратко,

акцентируя и уточняя то, что действительно является важным и представляет

интерес с психологической точки зрения. Но на основании чего консультант

решает, что является важным, а что нет?

Отвечая на этот вопрос, нельзя не вспомнить о значении теоретических

изысканий для психологического консультирования. Каждый из

психотерапевтических подходов по-своему структурирует реальность, по-

разному понимает то, что происходит или может произойти с клиентом. Так,

трансактный аналитик прежде всего ориентируется на сценарии, которые

человек неосознанно проигрывает в своей жизни (Берн Э., 1988), сторонник

гуманистической психологии больше склонен обсуждать проблемы смысла и

понимания окружающих (Rogers С., 1959), свои реальности постараются

выстроить психоаналитик, системный семейный терапевт (Фрейд 3., 1989, Satir

V., 1983) и т.д. Каждый из них по-своему прав, так как реальность

многогранна и столь же многогранны и многолики проблемы клиентов. Но

осознание факта теоретического "изобилия" вряд ли послужит надежной опорой

для начинающего консультанта, скорее он окажется в тупике от понимания

того, что существует множество правомерных интерпретаций, а ему за какие-то

50—60 минут беседы необходимо выбрать и красиво сформулировать для клиента

что-то одно.

О простейших алгоритмах работы с различными проблемами клиентов мы будем

говорить подробнее в следующих главах. В них мы постараемся показать,

какими могут быть наиболее простые и конструктивные подходы к

консультированию людей с определенными типами жалоб. Но даже отчетливое

представление о том, куда именно стоит двигаться в работе с клиентом, с чем

и как могут быть связаны его проблемы, не дает ответа на вопрос, как выйти

за пределы рационализации, за пределы того, что человеку давно известно о

себе и о других, и шагнуть несколько глубже, ближе к его сокровенным и

часто неосознанным желаниям и стремлениям.

В том, что рассказывает клиент о себе и о других, можно условно выделить

два плана. Первый — это оправдания, объяснения, логически выстроенные

детали рассказа. Независимо от того, будет клиент к этому стремиться или

нет, содержание данного плана направлено на то, чтобы доказать и

проиллюстрировать мысли и оценки, которые не раз уже приходили клиенту в

голову по поводу себя и окружающих людей. Обычно в подобных рассуждениях

содержится значительный элемент социальной желательности, стремления

поддержать свой авторитет и престиж в глазах консультанта, они меняются в

зависимости от настроения клиента, отношений со значимыми людьми, личности

собеседника и т.д.

С точки зрения задач консультирования, понимания и анализа более глубоких

мотивов поведения человека, гораздо больший интерес представляет второй

план — эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуацией и отношениями.

Объяснить, почему те или иные слова были сказаны в определенный момент,

можно по-разному, но пережитые при этом чувства останутся неизменными,

порожденными определенными факторами, пусть даже для самого человека их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.