реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

реферат
p>К началу 1995 года каждое пятое предприятие комплекса имело неудовлетворительный баланс и по действующей методологии могло быть отнесено к банкротам.

    Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность оборонного комплекса Российской Федерации закономерно считалась важным элементом военно-политической и хозяйственной деятельности государства.

В современных условиях в основу этого вида деятельности оборонного комплекса должен быть положен принцип разумного сочетания экономической выгоды и обеспечения национальной безопасности вместо доминировавшей ранее политической и идеологической направленности.

В экономическом плане сотрудничество России с зарубежными странами в военно-технической области наряду с экспортом энергоносителей, сырья и промышленных товаров является одним из основных источников поступления валюты. Экспортная политика, осуществляемая с учетом национальных интересов и на сбалансированной основе, может сыграть важную роль в стабилизации экономики и последующем ее подъеме. Военно-техническое сотрудничество позволяет сгладить негативное воздействие милитаризованной экономики, сократить дефицит федерального бюджета, повысить платежеспособность страны.

В настоящее время военно-техническое сотрудничество России нельзя рассматривать как стабильную и эффективную деятельность. До 1989г. экспорт военной продукции давал ежегодно государству в среднем 15 млрд. долл. (в эквивалентном пересчете).

Начиная с 1989г. , объем экспорта вооружения резко сокращается. С 1992 года экспорт вооружения и военной техники ежегодно варьировал около 2, 0 млн. долларов США, львиная доля которого составляла продукция авиационной промышленности. Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса в 1990 1993гг. приведены в табл. 1. 10 и рис. 1. 3 / 70 /.

Рассматриваемый период характеризовался также заметным сужением географии сотрудничества. В 1987-1990гг. СССР поставлял ВВТ в 31 страну мира, а в 1991-1994 годах только в 15 стран.

Основными причинами спада экспорта военной продукции в 1990-1994гг. являлись: изменение внешнеполитических ориентиров, кризисная ситуация в экономике, неприспособленность ранее сложившейся системы торговли оружием к новым условиям, отстраненность производителей ВВТ от их потребителей за рубежом. Кроме вооружения и военной техники оборонный комплекс экспортирует и гражданскую продукцию. Однако объемы продаж невелики: около 600 млн. долларов США, причем более половины также приходится на продукцию авиационной промышленности.

Одним из перспективных направлений развития внешнеэкономической деятельности является совместное предпринимательство конверсируемых предприятий оборонного комплекса с иностранными партнерами.

На 1 января 1995г. в оборонном комплексе насчитывалось около 250 совместных предприятий (СП), на которых работало более 15 тыс. чел. Эти СП произвели продукции и услуг на сумму более 14, 3 млрд. руб. , что составляет более 3% от объема произведенной продукции всеми российскими СП. В создании и деятельности этих СП принимали участие более 250 фирм крупнейших стран. В основном экспортировалась фото и телевизионная аппаратура / 62 /.

В целом анализ внешнеэкономической деятельности ОК свидетельствует, что объем экспорта его продукции в зарубежные страны не вполне соответствует реальным возможностям.

    Таблица 1. 10

Показатели внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса России ( млрд. долл. , цены 1990 года ), по данным СИПРИ

    Показатели
    1990г.
    1991г.
    1992г.
    1993г.
    Внешнеторговый оборот
    16, 6
    8, 7
    4, 0
    4, 3
    Экспорт
    14, 1
    6, 4
    2, 6
    2, 8
    в том числе:
    ВП
    9, 7
    4, 4
    2, 0
    2, 3
    ГП
    4, 4
    2, 0
    0, 6
    0, 5
    Импорт
    2, 5
    2, 3
    1, 4
    1, 5
    Удельный вес экспорта ВВТ в мировой торговле, в %
    32, 4
    18, 2
    11, 1
    14, 2

Рис. 1. 3. Сравнительные показатели внешнеэкономической деятельности

Для его увеличения есть объективные условия: спрос на рынке оружия; высокие боевые характеристики ряда образцов нашей военной техники; низкие (по мировым стандартам) цены; наличие в стране излишков ВВТ; возможность создания на предприятиях ОК конкурентоспособной гражданской продукции.

Однако отсутствие протекционистской политики государства в отношении предприятий оборонного комплекса и признанных на государственном уровне приоритетов не создает благоприятного финансового и таможенного режима. Поэтому сегодня, несмотря на богатейший экспортный потенциал оборонного комплекса, внешнеэкономическая деятельность не является определяющей в ситуации его предприятий и отраслей.

    Научные организации

Критическая ситуация в оборонном комплексе еще более определяется по состоянию научных организаций. Все трудности, присущие промышленности в научном секторе, были усугублены следующим фактором.

Резкое сокращение ассигнований на закупку вооружений и военной техники, предпринятое в 1992 году, объективно требовало перераспределения военного бюджета в пользу НИОКР с тем, чтобы компенсировать количество старого вооружения качественно новым. Однако ассигнования на военные НИОКР также были значительно сокращены как в абсолютной величине, так и в структуре военного бюджета.

Кроме того, научная база оборонного комплекса, обладающая большим потенциалом, созданным за многие годы, наряду с разработкой новых видов вооружений еще до начала конверсии активно занималась и гражданской тематикой. Однако ухудшение общей экономической ситуации в стране резко снизило и спрос на научные разработки со стороны промышленности, не имеющей в условиях падения производства средств для внедрения дорогих высоких технологий. Замедлилось внедрение в производство и завершенных научно-исследовательских работ (почти треть разработок не внедрено), по отдельным разработкам сроки внедрения затягиваются и составляют 3-4 года.

В 1994 году в оборонном комплексе РФ было 686 НИИ и КБ различных форм собственности. Объем финансирования НИОКР в 1994г. был предусмотрен в сумме 2172, 4 млрд. руб. , а фактически выделено - 1364, 0 млрд. руб.

По сравнению с 1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился на 41%. , а к 1995 году - почти в 9 раз / 70 /.

При этом сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно-исследовательские работы в оборонном комплексе, в значительной мере отразилось на объеме фундаментальных исследований, для которых государство является единственным заказчиком. За последние три года доля этих исследований в общем объеме НИОКР в оборонных отраслях составляла всего лишь 2%.

Была проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с повышением качественных параметров оснащенности Вооруженных Сил. Практически был упущен момент комплексного использования национального научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем, определяющих национальную безопасность страны в широком понимании этого термина. Военно-ориентированная наука, еще более сложно адаптирующаяся к рыночной среде, нежели оборонная промышленность, из-за непродуманности принимаемых решений практически стала "жертвой" финансовых ограничений.

    На государственном уровне не были решены вопросы:

разработки перспективных планов, предусматривающих варианты двойного использования материально-технических, интеллектуальных, информационных и организационных ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного комплекса, на цели как связанные с созданием новейших образцов оружия, так и для народнохозяйственного потребления;

организации государственной сети трудоустройства кадров ученых, а также другого высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при сокращении военных НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения научного потенциала. В результате к сегодняшнему периоду значительная часть научного потенциала России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной продукции, замедляющим темпы создания научно-технического задела под перспективные разработки.

Кроме сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР отрицательным фактором являлось несвоевременное и неполное выделение средств на научные разработки из федерального бюджета в связи с трудностями его формирования. В определенной мере сказалось и отсутствие должной координации финансирования НИОКР и взаимоувязки между различными государственными структурами, особенно в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. В настоящее время финансированием этих исследований занимаются Академия наук, высшая школа, управления Госкомоборонпрома России, Министерство обороны РФ и Секция прикладных проблем при Президиуме АН. Как следствие возникает разрыв цикла исследование-производство, параллелизм и дублирование работ и, следовательно, снижение эффективности использования и без того незначительных средств. Появляются заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур, взаимоотношения с которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и в области разработок технологий двойного применения. Отсутствие законодательных актов в этой области приводит к потерям паритетов в научно-техническом заделе по разработке перспективных видов вооружений.

Анализ выделяемых объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям промышленности свидетельствует о недостаточной обоснованности распределения финансирования. На развитие электроники- базовой отрасли научно-технического прогресса страны выделяется 7-10%, а основным потребителям продукции электронной промышленности - радиопромышленности и промышленности средств связи - 25 % от общего объема финансирования.

Потеря высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и резкое сокращение набора молодых и талантливых приводит к необратимым последствиям как для науки оборонного комплекса, так и в целом научного потенциала России. Из изложенного следует: требуется принятие экстренных мер по сохранению научного потенциала оборонного комплекса России и изменению государственной политики по отношению к научно-техническому прогрессу.

    Ситуация в оборонном комплексе в 1995 году

Как известно, официальные прогнозные оценки социально-экономического положения России по данным за отчетный период 1995 года свидетельствуют об относительном улучшении основных макроэкономических показателей. Динамика выпуска промышленного производства в целом по России может свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада выпуска продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с 20% в сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г. ). Обследование деловой активности промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней загрузки производственных мощностей в промышленности, остановившись на уровне 45%. Ожидается значительное замедление темпов инфляционных процессов.

Таким образом, сбывается второй - оптимистический вариант прогноза правительственной программы реформирования экономики в 1995-1997 годах. Однако макроэкономические показатели вряд ли отражают всю остроту положения, которое сложилось в оборонных отраслях промышленности.

"Стабилизация" обеспечивается в основном за счет увеличения производства и экспорта нефти, газа, черных, цветных и редких металлов и некоторых других видов сырья и материалов, то есть отраслей сырьевых и добывающих. В обрабатывающих производствах, к которым относятся машиностроение, электроника, приборостроение и другие высокотехнологичные отрасли, признаков стабилизации нет. Иными словами, деградация промышленной структуры национальной экономики продолжается.

За 8 месяцев 1995 года спад производства в оборонных отраслях промышленности составил 22, 2% , причем снижение объемов производства отмечено во всех отраслях / 19/.

Кризисные явления продолжают иметь место как в гражданском секторе производства, так и в военном.

Производство военной продукции, снизившееся за 8 месяцев 1995 года на 22, 9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжает находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов:

установление объемов оборонного заказа ниже экономически и технически целесообразного уровня;

позднее принятие государственного оборонного заказа (на правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до предприятий и заключение договоров с государственными заказчиками по ряду позиций и предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года);

крайне неудовлетворительное финансирование соответствующих расходов из федерального бюджета;

отсутствие авансирования работ с длительным циклом изготовления; неопределенность ситуации на предприятиях с размерами мобилизационных мощностей;

отсутствие экономического стимулирования выполнения государственного оборонного заказа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.