p>К переходу от традиционных контрактных, к долгосрочным партнерским отношениям с поставщиками вынуждают новые экономические реалии американской экономики. Так, сложившиеся условия конкуренции на американском автомобильном рынке требуют, чтобы процесс разработки и перехода к выпуску новых моделей занимал не более трех лет. Этого не добиться, если отношения с поставщиками будут по прежнему строиться на заключении контрактов на 1 год по договорным ценам. Японские финансово-промышленные группы оказали большое влияние на развитие большинства новых индустриальных стран как примером становления мощной корпоративной структуры, так и непосредственным участием в их экономической жизни. Японскую модель использовала в своей экономике Республика Корея. Ее корпоративная структура при значительных заимствованиях имеет и собственную специфику. Так, типичными для Республики Корея остаются семейные группы. В частности, контролирующая доля акций групп "Самсунг", "Лаки Голдстар" принадлежит семейным холдингам. Наиболее крупными из южнокорейских ФПГ, известных как "чеболи", являются: "Самсунг", "Дэву", "Хёндэ", "Лаки Голдстар". В середине 80-х годов 11 ведущих южнокорейских корпораций владели примерно 40% уставного капитала пяти крупнейших банков страны. При этом наиболее крупные "чеболи", такие как "Хёндэ", "Дэву", "Самсунг", имели свои интересы почти во всех этих банках. Начиная с 1975 г. южнокорейское правительство на базе крупнейших финансово-промышленных групп, копируя японскую модель, создало 13 универсальных торговых компаний. Влияние их на экономическое развитие Южной Кореи, на динамику ее внешнеэкономических связей значительно возросло уже к середине 80-х годов. Эти компании стали крупнейшими экспортерами промышленной продукции и предпринимательского капитала. С 80-х годов наблюдается эволюция японских ФПГ, которая порой интерпретируется как процесс "размывания" традиционных японских групп. Возникло явление, именуемое в японской экономической литературе "отрывом корпораций от банков". Наиболее могущественные концерны, такие как "Хитачи Сэйсакусё", "Ниссан дзидося" и другие, уже в первой половине 70-х годов рассчитались по кредитам. В 1980-е годы наметилась тенденция к снижению роли долгосрочного банковского кредита в финансировании японских корпораций. С одной стороны, расширились возможности их самофинансирования, с другой, для привлечения средств чаще стало использоваться увеличение акционерного капитала. Другими словами, средства привлекаются через продажу эмитируемых акций. Эти тенденции свидетельствуют об эволюции банковского контроля над хозяйственной деятельностью крупных корпораций. Однако привлечение нового акционерного капитала происходит во многом через те же структуры, через которые корпорации получали заемный капитал. Финансовые институты, распределявшие сбережения домашних хозяйств между корпорациями-заемщиками, выполняют эту распределяющую функцию и при покупке ценных бумаг корпораций. Не лишены обоснований опасения, что неэкономичное использование избыточной наличности отделившимися фирмами в конечном итоге отрицательно скажется на их долгосрочной жизнеспособности. Хотя представленные тенденции сильны, преждевременно делать вывод о том, что системы контрактного регулирования, используемые в промышленных группах, распадутся и скоро приблизятся к системам регулирования, присущим англо-американским корпорациям. В действительности, наоборот многие американские и британские предприятия начинают перенимать практику долгосрочных отношений своих немецких и японских конкурентов.
Приложение 2 Показатели финансирования оборонного комплекса России Таблица 1 Государственная поддержка конверсии оборонной промышленности России в 1992 - 1995 годах в миллиардах рублей ( в ценах соответствующих лет ) 1992 год 1993 год 1994 год 1995 год 1. Дотации из федерального бюджета на конверсию всего 112, 8 254, 5 643, 8 850, 4 в том числе на: пополнение фонда потребления конверсионных предприятий 49, 6 143, 0 274, 0 452, 0 социальную инфраструктуру 52, 7 87, 5 305, 0 287, 4* содержание научных стендов и полигонов 10, 5 24, 0 64, 8 86, 0 списание НЗП и товарно- материальных ценностей 25, 0
2. Бюджетные средства на возвратной основе ( конверсионный кредит )
77, 0 300, 0 579, 1 750, 0 3. Бюджетные ссуды на структурную перестройку производства 55, 8 130, 3
*Кроме того, передано субъектам Федерации 65, 0 млрд. руб. на содержание объектов соцсферы, переданных с балансов оборонных предприятий в муниципальную собственность ( Удмуртии– 40, 0 млрд. руб. , Курганской области – 15, 0 млрд. руб. , Республики Мари Эл – 10 млрд. руб. ) .
Рис. 1. Виды и объемы государственной поддержки конверсии оборонной промышленности Таблица 2 Использование выделенных бюджетных средств на возвратной основе ( кредитов ) на финансирование программ конверсии оборонной промышленности ( млрд. руб. в ценах соответствующих лет )
Бюджетные средства на возвратной основе ( конверсионный кредит )
Ввод в действие мощностей по выпуску гражданской продукции Предусмо-трено бюджетом на соот-ветствую-щий год Фактичес-ки выдано + , – / % Предусмо-трено ут-вержден-ными Перечнями Фактичес-ки введено в действие + , – / % 1992 77 76, 70* -0, 3 233 103, 60 -129, 4 99, 6% 44, 5% 1993 450 300 -150 2549, 90 1251, 90 -1298 66, 7% 49, 1% 1994 1400 579, 10** -820, 9 6755 2484, 40 -4270, 6 41, 4% 36, 8% 1995 1400 750*** -650 8092 1472, 70 -6619, 3 53, 6% 18, 2% Всего за 3327 1705, 80 -1621, 2 17629, 90 5312, 60 -12317, 3 1992-1995 годы 51, 3% 30, 1%
*30 млрд. рублей перечислено Центральным банком России Минфину России 26 декабря 1992 года, т. е. освоение указанных средств осуществлялось в 1 квартале 1993 года. **Средства в сумме 100 млрд. рублей перечислены конверсируемым предприятиям 29-30 декабря 1994 года. В связи с этим процент выполнения заданий по вводу в действие мощностей ниже процента фактического освоения средств. ***В связи с необходимостью первоочередного финансирования защищенных статей текущих расходов федерального бюджета, а также не предусмотренных бюджетом расходов, по которым приняты решения законодательных органов, в т. ч. повышения заработной платы в бюджетной сфере и денежного довольствия военнослужащих, до конца текущего года предусматривается выделить только 750 млрд. рублей на пусковые программы 1995 года.
Таблица 3 Итоги реализации конверсионных программ оборонных предприятий в 1994 году ( млрд. рублей ) Ввод в действие мощностей гражданского назначения – всего в т. ч. по программам, полностью завершенным в 1994 году Задание по утвержденным Перечням Фактически введено ( полн. или частично ) Задание по утвержденным Перечням Фактически введено Кол-во прогр. ГП Количество ГП Количество ГП Количество ГП Всего 545 6755 431 2484, 4 449 5863, 9 107 739, 9 в том числе по конверсируемым предприятиям, финансирующимся через: Промстрой-банк 330 4158, 6 275 1437, 6 287 3975, 8 61 430, 7 Авиабанк 87 747, 6 68 327, 1 58 303, 6 31 76, 9 Промрадтехбанк 91 1264 58 451, 9 75 1131, 1 9 90, 6 Автобанк 3 41, 9 3 26, 6 2 20, 4 2 20, 4 Конверс-банк 26 473, 5 22 221 25 399, 8 4 121, 3 Нижегород-ский банкирский дом 1 7, 8 1 8 Банк “Мир” 3 40, 4 1 7 1 20, 1 Банк “Элек-троника” 4 21, 2 3 5, 2 1 13, 1 Таблица 4 Размеры государственной финансовой поддержки предприятий оборонного комплекса для реализации конверсионных программ в 1992-1995 годах ( в разрезе финансирующих банков ) млрд. рублей 1992 год 1993 год 1994 год 1995 год (оценка)
Кредитные ресурсы ( бюджетные средства на возвратной основе ) на финансирование программ конверсии
Всего 76, 70 300, 00 579, 10 750, 0 в том числе выделяемые через: Промстройбанк России 46, 55 174, 45 331, 92 310, 7 Авиабанк 13, 87 57, 00 80, 49 125, 3 Промрадтехбанк 7, 50 41, 13 91, 15 240, 0 Конверсбанк 8, 68 26, 13 35, 46 25, 0 Нижегородский Банкирский Дом 0, 45 2, 24 3, 7 Автобанк 0, 10 0, 84 5, 59 9, 2 Банк “Мир” 9, 13 23, 3 Банк “Электроника” 23, 12 12, 8 Рис. 2. Доля финансирования конверсии различными банками. Таблица 5 Финансирование конверсионных программ предприятий
в 1992-1995 годах ( в разрезе ведомственного управления ) млрд. руб.
В том числе Всего Госкомоборонпром Минатом России Роском-маш Прочие 1992 -1993 годы: лимит – 377 млрд. Рублей Сумма фактически выданного кредита 376, 7 307 34, 80 23, 30 11, 60
Ввод мощностей по выпуску гражданской продукции ( по отчетам банков ) 1355, 51
1129, 20 31, 22 96, 77 98, 32 1994 год: лимит – 1400 млрд. Рублей Фактически выдано кредитов 579, 10 481, 86 35, 45 37, 63 24, 16
Ввод мощностей по выпуску гражданской продукции за 1994 год ( по отчетам банков )
2484, 40 1880, 50 221 274 108, 90 Всего за 1992-1994 годы: лимит – 1776, 7 млрд. Рублей Фактически выдано кредитов 955, 80 788, 86 70, 25 60, 93 35, 76 Ввод в действие мощностей гражданского назначения 3839, 91 3009, 70 252, 22 370, 77 207, 22
Эффективность: прирост мощности по выпуску ГП на 1 рубль конверсионного кредита ( в руб. ) 1992-1994 годы
4, 0 3, 8 3, 6 6, 1 5, 7 1995 год: лимит – 1400 млрд. Рублей Фактически профинансировано 177, 72 143, 22 5, 9 12, 4 16, 2 Ожидаемое выделение средств за 1995 год 750 619 25 48 58 Количество конверсируемых предприятий 1992 год 848 634 65 109 40 1993 год 734 563 46 91 34 1994 год 564 461 27 48 28 1995 год 160 135 5 13 7
Примечание: Тенденция снижения количества программ обусловлена недостатком выделения средств и неудовлетворительным финансированием. В течение 1993-1995 годов средства на финансирование вновь начинаемых программ практически не выделялись. 1. Полностью завершено конверсионных программ: всего 267, в т. ч. : в 1992 году – 38; в 1993 году – 122; в 1994 году – 107 программ; 1995 г. ожидаемое – 0. 2. Финансирование конверсионных программ в 1992 году открыта в июне, в 1993 году– 3 августа, в 1994 году – 16 марта, в 1995 году – 29 сентября.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|