p>В настоящее время предусматривается государственная поддержка создания и функционирования ФПГ, обеспечивающих эффективную структурную перестройку промышленности и реализацию новых механизмов инвестиционной деятельности, в том числе передача в их доверительное, трастовое управление части принадлежащих государству акций, предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов, зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах и т. д. В развитие Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993 года № 2096 подготовлен и принят ряд документов, регламентирующих процессы создания и функционирования ФПГ, в том числе: а) Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994г. № 508 установлен порядок рассмотрения, регистрации и экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп в Российской Федерации; б) Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994г. № 707 утверждено положение о порядке ведения регистра ФПГ Российской Федерации, определены требования к составу проектов ФПГ, Вопросы формирования ФПГ отражены в "Государственной Программе содействия формированию финансово-промышленных групп”, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995г. № 48. Программа направлена на реализацию основных положений государственной промышленной политики и устанавливает: основные (концептуальные) положения деятельности по созданию ФПГ; комплекс адресных мероприятий по организации ФПГ и обеспечению эффективности процессов становления групп в приоритетных направлениях развития промышленности. В процессе выполнения заданий Программы предстоит в течение 1995-1997гг. разработать более 20-ти нормативных и методических документов, направленных на упорядочение формирования и функционирования ФПГ. По состоянию на апрель 1995г. было рассмотрено и одобрено 11 проектов ФПГ, в том числе 4 в оборонном комплексе. Опыт работы по формированию первых ФПГ выявил наличие ряда серьезных трудностей и проблем. Основными из них являются следующие: создание ФПГ пока идет в русле регистрации традиционных акционерных обществ, не всегда способных обеспечить экономическую управляемость и ответственность предприятий внутри группы, в то время как решение о целесообразности той или иной формы интеграции капитала в промышленности должно приниматься отдельно в каждом конкретном случае; недостаточные (в силу сложившейся экономической ситуации) стимулы для переориентации банковских структур на инвестиционную деятельность. Следует отметить, что положения Указа Президента Российской Федерации "О доверительной собственности" от 24 декабря 1993 г. № 2296 не в полной мере учитывают приоритетность российских ФПГ для подъема промышленности, а именно: не позволяют передавать в траст головной финансово-промышленной компании акции предприятий-участников группы; не предусматривают механизма согласования решений заинтересованных ведомств по данному вопросу. Действующее временное Положение о холдингах (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992г. №1392) не предусматривает развитие соответствующего механизма для приватизированных предприятий и нуждается в существенной доработке с учетом специфики ФПГ. Целесообразно принять решение о том, что запрет на перекрестное владение акциями среди участников групп не распространяется на: формирование уставного капитала учреждаемого головного акционерного общества (финансово-промышленной компании) за счет консолидации пакетов акций предприятий, входящих в группу (путем покупки этих акций или внесения их в качестве взноса в уставный капитал учреждаемого акционерного общества); взаимный обмен акциями между предприятиями (организациями) - участниками группы (не являющимися головной финансово-промышленной компанией) в случае, если в перекрестном владении находится не более 10% акций соответствующих предприятий; передачу пакетов акций предприятий (организаций) - учредителей создаваемого акционерного общества (финансово-промышленной компании) в доверительное управление данному акционерному обществу; приобретение головной финансово-промышленной компанией (учрежденным акционерным обществом) акций предприятий-участников группы на инвестиционных конкурсах; долевое участие одних предприятий группы в уставных капиталах других ее участников, если последние по своему статусу не относятся к акционерным обществам. Комплексно разрешать вопросы системы государственной поддержки и регулирования процесса создания и функционирования ФПГ позволит Закон "О финансово-промышленных группах", который принят в настоящее время Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В законе “О ФПГ” рассматриваются следующие основные цели:
создание системы эффективных стимулов для объединения производственного, торгового и финансового капиталов; установление четких и устойчивых правил формирования и прекращения деятельности ФПГ; государственное регулирование деятельности ФПГ таким образом, чтобы не допустить нового витка монополизации экономики на другой основе и в то же время не создать неоправданных ограничений свободы их хозяйственной деятельности. Однако закон не может заменить собой весь комплекс нормативных актов, регулирующих деятельность этих промышленных образований, поэтому в нем наряду с нормами прямого действия достаточно широко используются отсылочные нормы на действующее законодательство .
4. 2. 2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка малого бизнеса
В соответствии с Федеральным Законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995г. № 88 - ФЗ, развитие предпринимательства и поддержка малого бизнеса является одним из основных направлений экономической реформы, повышения эффективности функционирования оборонного комплекса и связано с решением ряда социальных вопросов, в т. ч. созданием дополнительных рабочих мест, формированием широкого слоя предпринимателей, насыщением потребительского рынка товарами и услугами, а также способствует развитию конкуренции в оборонном комплексе. В целях обеспечения развития и государственной поддержки малого предпринимательства на этапе перехода к рыночным отношениям и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 05. 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" разработана Федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса. Главной целью Программы являетсясоздание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, что приведет к определенным качественным изменениям в структуре экономики и результатах ее развития. Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. В Программе учитывается тот факт, что деятельность предприятий малого бизнеса ориентирована главным образом на решение региональных проблем. Однакоприоритетными направлениями развития предприятий малого бизнеса в том числе определены: производство комплектующих для предприятий, выпускающих финальные образцы ВВТ; производство промышленной продукции военного и гражданского назначения; оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; инновационная деятельность. В условиях становления рыночного хозяйства и отказа от административного вмешательства в работу промышленных предприятий должна быть создана действенная система государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса. В своей основе она должна предусматривать: нормативно-правовое обеспечение, включая внесение дополнений и изменений в действующее налоговое законодательство; формирование финансовой инфраструктуры поддержки малого бизнеса, включая систему кредитных, финансовых, инвестиционных и страховых структур и совершенствование системы налогообложения; развертывание работы Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции по реализации целевых и региональных программ; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; создание сети информационных центров и консультационных организаций для обслуживания интересов малого предпринимательства, а также для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях в целях поддержки, стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий; поддержку в области внешнеэкономической деятельности, охватывающей тарифное регулирование, экспортно-импортные операции, валютный контроль и привлечение иностранных инвестиций; содействие в организации торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений, представляющих интересы предпринимателей и малого бизнеса; организацию системы обучения и переподготовки предпринимателей, включающую основы организации бизнеса и менеджмента. Кроме этого, поддержка малого бизнеса и предпринимательства возможна через интеграцию малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных таранов. Такими структурами могли бы стать ФПГ. Организационными формами такого подключения могут быть: франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты по поставкам комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Положительным моментом такого варианта промышленной организации являются гарантированные рынки сбыта для предприятий малого бизнеса. Проведенные исследования показали, что малый бизнес призван содействовать решению многих важнейших народнохозяйственных проблем, в том числе реализуемых с помощью федеральных целевых программ по трудоустройству демобилизуемых военнослужащих, беженцев, молодежи, инвалидов, улучшения экологической обстановки и др. Поэтому представляется целесообразным, чтобы во всех целевых программах обязательно предусматривались мероприятия по стимулированию развития малого предпринимательства.
Особенности структурной политики в оборонном комплексе
Структурная политика в оборонном комплексе включает в себя систему приоритетных направлений, целевых установок и механизмов их реализации. С учетом анализа его состояния, приведенного в разделе I, можно предположить, что его структурная перестройка займет по меньшей мере 10-15 лет и в процессе ее будут существенно меняться как приоритеты, так и механизмы реализации. Стратегическими целями структурных преобразований в оборонном секторе промышленности являются: восстановление инвестиционной активности предприятий и организаций; преодоление структурно-технологической несбалансированности; создание развитого потребительского рынка. На этапе стабилизации структурные преобразования должны быть направлены на поддержку позитивных сдвигов в оборонном комплексе и на стимулирование перспективных производств, динамика которых определяется: изменением структуры спроса на оборонную и гражданскую продукцию; платежеспособным спросом;
технологическими факторами;
возможностью перепрофилировать конверсируемые предприятия на выпуск других видов продукции с минимальными затратами. Целью структурной политики в оборонном комплексе на ближайшую перспективустановится поддержание необходимых масштабов производства и управление им в направлениях, обеспечивающих желательные структурные изменения на стадии экономического спада. Ориентирами структурной политики в оборонном комплексе должны стать: сохранение и оздоровление конкурентоспособных и социально-необходимых производств, сохранение и развитие инвестиционного потенциала, поэтапное сворачивание или перепрофилирование неэффективных производств /4, 6, 24, 50, 58/. На начальном этапе переходного периода в условиях дефицита бюджета должна быть повышена роль централизованных капитальных вложений в формировании инвестиционного процесса. Целесообразно основную долю государственных средств, предназначенных для поддержки конверсируемых предприятий, направить на поддержание их платежеспособного спроса путем закупок товаров и услуг в обеспечение федеральных нужд и капитальных вложений в развитие социальной сферы, как не имеющей альтернативных источников финансирования. В условиях экономического спада у предприятий отсутствуют мотивы нормальной инвестиционной деятельности, расширенного воспроизводства основных фондов. При формировании инвестиционной политики необходимо учитывать, что в рыночной экономике предприятия должны иметь значительные (20-30% от действующих) резервные производственные мощности. На начальном этапе переходного периода должна быть повышена роль централизованных капитальных вложений в формировании инвестиционного процесса. В настоящее время сфера их использования ограничивается реализацией экологических программ и непроизводственным строительством. Формированию нормального рыночного инвестиционного процесса может активно способствовать организация финансово-промышленных групп, которые позволят обеспечить формирование инвестиционных резервов и концентрацию инвестиций на наиболее эффективных направлениях экономической деятельности новых хозяйственных структур.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|