p>В подобной ситуации одним из основных элементов государственного управления конверсией оборонного комплекса становится восстановление и развитие сотрудничества России со странами СНГ, Балтии и бывших членов СЭВ на основе дву- и многосторонних межправительственных соглашений, а также Соглашения об экономическом союзе СНГ. Экономический союзможет нормально функционировать только в условиях однородного экономического пространства при согласованности стратегии реформ, координации внутренней политики и национальных хозяйственных механизмов.
Основными направлениями его деятельности должны стать: выработка механизма реализации существующих соглашений;
согласование финансовой, денежно-кредитной и валютной политики; совершенствование системы взаимных расчетов и платежных отношений; совместная инвестиционная деятельность;
проведение согласованной антимонопольной политики;
взаимодействие в области охраны интеллектуальной собственности; защита окружающей среды в рамках общего техногенного и экологического пространства; совершенствование законодательной базы по всему комплексу вопросов, охватывающих промышленную сферу. В целях обеспечения государственных нужд в важнейших видах продукции и взаимовыгодности в торговле следует использовать механизм эквивалентных поставок на сбалансированной основе, расчет по которым должен осуществляться исходя из уровня цен мирового рынка. Координации и стабилизации технологических связей, реализации инвестиционных проектов будут способствовать транснациональные объединения, в том числе ФПГ. Базовым нормативно-правовым документом по их созданию является “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений”, подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994г. На основе этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания ФПГ Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря 1994г. ), Узбекистана (17 марта 1995г. ), Казахстана (28 марта 1994г. ), Беларуси (6 января 1995г. ). В соглашениях определены совместные сферы деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также цели их создания. Проведенные исследования /9, 23, 24 / показали, что реализация в ФПГ инвестиционных проектов может быть в основном направлена на создание и освоение конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения. Инвестиционная деятельность подобных организаций должна осуществляться в соответствии с законодательством того государства, в котором она проводится, в соответствии с договорами о сотрудничестве в области инвестиций и о взаимной защите капиталовложений, включая деятельность с привлечением капитала из третьих стран. Постепенная интеграция промышленного производства стран СНГ будет стимулировать согласованные совместные действия и создание общего рынка для свободного перемещения товаров, капиталов и услуг. Аналогичная политика может проводиться и по отношению к странам бывшего СЭВ, с учетом иного уровня кооперационных связей.
Интеграция России в мирохозяйственные связи
В сфере интеграции России в мирохозяйственные связи необходимо сосредоточить усилия на реализации конкурентных преимуществ оборонного комплекса страны, к которым относятся /61, 62 /: пониженная стоимость рабочей силы в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
низкая капиталоемкость сектора НИОКР;
долговременное присутствие российской продукции военного и гражданского назначения на ряде страновых рынков, главным образом в третьем мире; значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производств; высокая степень энергетической и ресурсной независимости страны; наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов оборонной промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки. К числу стратегических слабостей оборонного комплекса страны, во многом блокирующих реализацию конкурентных преимуществ, относятся: неразвитость финансовой, организационной и информационной инфраструктуры международного делового сотрудничества; усиление сырьевой направленности российского экспорта и потеря традиционных рынков сбыта продукции военного и гражданского назначения; сложности в преодолении протекционистской политики ряда западных стран; трудности адаптации к условиям массового производства и требованиям экономической эффективности конкурентных по своим характеристикам высоких технологий, сосредоточенных прежде всего в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокие удельные материальные затраты даже в передовых секторах оборонной промышленности. Анализ показал, что в рамках существующих ограничений может быть осуществлен ряд мер по реализации конкурентных преимуществ России и ее оборонного комплекса, а также интеграции ее в мирохозяйственные связи. 1. Стабилизация традиционного экспорта продукции военного и гражданского назначения. 2. Развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в приоритетных направлениях таких, как энергетика (в том числе атомная), космическая и авиационная промышленность, реконструкция, расширение и модернизация ранее построенных за рубежом предприятий. 3. Использование относительно низкой стоимости основных факторов производства, что предполагает: размещение в России на конверсируемых предприятиях производств машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом; диверсификация конверсируемых предприятий путем создания сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов; размещение в оборонном комплексе заказов на выполнение технологических разработок, прикладных научных исследований, создание либо отладку программного обеспечения, а также другие виды наукоемких услуг в областях, где Россия располагает высококвалифицированными кадрами специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню.
4. Использование уникальных высоких российских технологий.
Среди важнейших мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции оборонного комплекса должны быть следующие: кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения; пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов; динамическая и взаимно согласованная корректировка экспортных и импортных тарифов. Предоставление помощи экспортерам должно быть обусловлено направлением инвестиций в конкретные проекты технологической модернизации производства конверсионных предприятий. Кредиты должны предоставляться на основе тендера инвестиционных проектов, первоначальный отбор которых необходимо осуществлять с учетом выявленных потенциально конкурентоспособных участников. Важное значение, особенно в настоящее время, имеет конверсия принадлежащих России долговых обязательств развивающихся стран в реальные активы построенных при ее участии предприятий, в первую очередь тех из них, которые обладают значительным экспортным потенциалом. Одним из направлений инвестиционного сотрудничества может стать разработка предложений по видам, размерам и порядку предоставления экономических и других льгот конверсионным предприятиям оборонного комплекса - поставщикам продукции и услуг для сооружения объектов за рубежом. а также государственным гарантиям по указанным контрактам, обязательствам и порядку финансирования.
Выводы
1. Формирование структуры оборонного комплекса, соответствующей сложившимся экономическим условиям, связано с институциональными преобразованиями, охватывающими: перестройку системы государственного управления конверсией оборонного комплекса; реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов и др. ). Основной задачей государственного управления в оборонном комплексе является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям и заинтересованных в повышении эффективности производства. 2. В нынешней макроэкономической ситуации выживание конкурентоспособных производств требует вертикально, а нередко и горизонтальных высокоинтегрированных структур с максимально легким перетоком технологий, кадров и капитала. Организационным оформлением таких структур могли бы стать финансово-промышленные группы, акционерные общества, холдинговые компании и т. п. , которые: заинтересованы в поддержке существующих технологических цепочек и способны генерировать стимулы к их модернизации; гарантируют определенный приток инвестиций в том числе и иностранных в сферу производства;
обеспечивают экономию транснациональных издержек.
3. Государственная поддержка функционирования ФПГ в оборонном комплексе должна предусматривать: эффективное использование имеющихся в распоряжении государства невыкупленных пакетов акций для контроля за важными технологическими цепочками по выпуску конкурентоспособной продукции; реализацию государственных пакетов акций на конкурсной основе через инвестиционные торги консорциума финансовых структур и производителей; передачу госпакетов акций в траст специально создаваемым на основе существующих министерств и ведомств отраслевым инвестиционным фондам; законодательное и информационное обеспечение условий функционирования ФПГ; первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях получения иностранных и льготных кредитов, способствующих развитию научно-производственного потенциала оборонного комплекса; зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах для ФПГ - покупателя и др. 4. Важнейшей задачей государственного управления конверсией оборонного комплекса является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, способствующего поддержанию конкурентного тонуса в экономике и обладающего значительным инновационным потенциалом. Поддержка малого бизнеса в оборонном комплексе возможна по двум направлениям: интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных таранов (франчайзинги, лизинги и т. п. ); самостоятельное завоевание рыночных ниш предприятиями малого бизнеса. Инструментом государственной поддержки малого бизнеса может быть: создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков; установление агентских отношений с коммерческими банками, которые под гарантии государства будут осуществлять мониторинг конкурентоспособных предприятий малого бизнеса и кредитования их оборотного капитала и инвестиционных проектов; отладка гибких механизмов сертификации продукции малых предприятий и фирм и распространение информации о мировых стандартах на выпускаемую ими продукцию. 5. Государственное управление региональной конверсией базируется на основных направлениях государственной промышленной политики, включая структурную перестройку, инвестиционную политику, сохранение и развитие научно-технического потенциала. При этом государственным органам управления необходимо: обеспечить региональные структуры информацией о перспективах промышленного развития страны и региона, о реализуемой промышленной политике; оказать помощь регионам в формировании и реализации конверсионных проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ промышленного развития; содействовать привлечению инвестиций в региональную промышленность. 6. Среди важнейших мер государственной поддержки конверсионных предприятий оборонного комплекса должны быть следующие: кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения; пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов; динамическая и взаимосогласованная корректировка экспортных и импортных тарифов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние 8-10 лет российская экономика находилась в состоянии глубокого кризиса, проявляющегося прежде всего в технологическом торможении, снижении темпов экономического роста, нечувствительности экономической системы к инновациям и т. п. Становилась все более очевидной необходимость системных изменений в экономических отношениях в государстве. Возникли серьезные проблемы социально - экономического развития страны, которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно: резкое сокращение оборонных расходов и финансового обеспечения конверсионных процессов;
деградация основных фондов оборонного комплекса;
спад наукоемких отраслей промышленности, утечка умов и резкое снижение научно-технического потенциала;
распад сложившихся кооперационных связей;
нарушение функционирования крупных стратегически важных для России систем вооружения, потеря вооружения на территории ближнего и дальнего зарубежья; система перспективного планирования развития Вооруженных Сил РФ и обеспечения их вооружением и военной техникой практически перестала функционировать, многие нормативные акты и документы по вопросам функционирования оборонного комплекса не удовлетворяли изменившейся ситуации в стране и т. п. Таким образом, существующая система управления развитием оборонного комплекса, базирующаяся на сложившихся в государстве законодательных, экономических, организационных и других отношениях, практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям. Особенно остро обозначились финансово-кредитные проблемы управления. Возникли серьезные противоречия между объективными потребностями государства в военной и гражданской продукции и финансовой базой их удовлетворения. Это обусловило необходимость проведения глубоких исследований по определению комплекса рациональных действий и принятия соответствующих мер государством по совершенствованию финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса как для переходного периода экономики, так и для стабильного сбалансированного рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
|