реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

реферат
p>Важнейшим инструментом экономического управления в современных условиях выступают налоги, являющиеся методом реализации общественных интересов экономической системы в целом. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц участвовать в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов консолидированного бюджета страны.

Основные черты налогов, позволяющие управлять экономикой предприятий, заключаются в следующем /7, 8, 22/ :

в налогах воплощаются общественные народнохозяйственные требования к конечным результатам работы предприятий и организаций;

рациональное построение налоговой системы, основанное на доступных, единых и обязательных для всех ставках налогов, является сильным рычагом воздействия на эффективность производства;

налоги устанавливаются законодательно, тем самым исключается волевое вмешательство в отношения "предприятие - бюджет";

налоги стимулируют увеличение дохода (прибыли), поскольку предприятия самостоятельно определяют перспективы своего развития и планируют на основе бизнес-планов размеры остающейся в их распоряжении прибыли. Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла быть совершенной. Сейчас имеются экономические и политические предпосылки внесения в действующую налоговую систему существенных изменений. Они, однако, не предполагают радикального преобразования: основные виды федеральных, региональных и местных налогов должны сохраниться, поскольку большинство применяемых налогов при улучшении порядка их исчисления и сбора, в целом, соответствуют условиям развития российской экономики. Основные направления налоговой реформы сформулированы в Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах":

снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет отмены неэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

расширение налоговой базы за счет отмены неоправдавших себя налоговых льгот, расширение круга плательщиков и состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип "налоговой справедливости";

постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

расширение комплекса мер, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

В результате проведения налоговой реформы, принятия Налогового кодекса Российской Федерации предполагается наряду с улучшением положения с формированием доходной базы бюджетов существенно снизить номинальное налоговое бремя на предприятия, что крайне важно учитывать при совершенствовании методов формировании и реализации налоговой политики в оборонном комплексе.

    3. 2. Предложения по совершенствованию налоговой политики
    в оборонном комплексе

Как уже отмечалось, милитаризованность советской экономики относится к одному из истоков переживаемого страной глубокого социально-экономического кризиса. По мнению многих аналитиков, наращивание военных расходов сужало возможности расширенного воспроизводства, порождало структурные диспропорции в экономике и создавало социальные антагонизмы.

На наш взгляд, это несколько упрощенное понимание влияния военных расходов на экономические процессы, без должной увязки их структуры с научно-производственным потенциалом промышленности и его ролью в индустриальном развитии экономики. Проблему эффективности этих расходов необходимо рассматривать с точки зрения минимизации затрат (материальных, трудовых, финансовых) при поддержании необходимого, определенного военной доктриной, уровня обороноспособности страны.

Согласование политических целей с имеющимися финансово-экономическими возможностями составляет основу механизма хозяйствования в сфере государственного регулирования военной экономики - специфической части национального хозяйства.

До недавних пор оборонная промышленность - основное производственное звено военной экономики определяла масштабы производства вооружения и военной техники. В современной экономической ситуации резко возросло влияние сферы распределения на военную экономику. Именно здесь предопределяется часть государственных ресурсов, направляемых на военные цели, следовательно, именно здесь устанавливаются конкретные границы загрузки оборонным заказом предприятий-производителей.

В общем механизме распределения важнейшее место занимает финансовая система и прежде всего ее центральное звено - федеральный бюджет. Военные финансы, являясь частью государственных финансов, представляют собой систему экономических отношений , складывающихся при формировании и использовании государственных фондов денежных средств в целях экономического обеспечения военных функций государства. До определенного этапа военный бюджет разрабатывался и исполнялся в значительной мере независимо от общего состояния в финансовой сфере. Практически обеспечивалась приоритетность бюджетного финансирования военных расходов.

Начало радикальной экономической реформы, протекавшее в исключительно неблагоприятных условиях, отмечено ограничением дефицита бюджета прежде всего на основе сокращения расходов государства, в том числе и военных. Этот фактор, а также активная антиинфляционная политика государства предопределили ограничительный характер методов государственного регулирования военной экономики, носящий административный характер. Так, были введены параметры цен на изделия военной техники: регламентирован фонд оплаты труда, включаемый в себестоимость военной продукции, установлен предельный уровень рентабельности военных изделий.

Однако развитие рыночных отношений в условиях набирающего силу процесса акционирования и приватизации объективно требует сужения сферы административного регулирования и расширения финансово-экономических и, в частности, налоговых методов регулирования экономики предприятий, включая оборонный сектор промышленности и науки.

Традиционный для капитализма метод "высокоприбыльных военных контрактов", основанный на теории благотворного влияния мер государственного регулирования военной экономики на социально-экономическое развитие страны как средства борьбы с экономическим кризисом, безработицей и падением промышленного производства, оказывается неприемлемым для нашей экономики не по каким-либо политико-теоретическим обоснованиям, а прежде всего из-за ограниченности бюджетных ресурсов для реализации высоких прибылей военных заказов. Регулирование деятельности предприятий с использованием налоговых инструментов обеспечивает баланс целей, интересов и возможностей государства по координируемому использованию в оборонном секторе экономики как государственных средств, так и средств других инвесторов.

Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительственной концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает и всю экономику в целом во всем многообразии ее форм, и отдельные отрасли и сферы влияния.

Как известно, в ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.

В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений;

    замена одних способов или форм обложения другими;
    дифференциация ставок налога;
    изменение налоговых льгот и скидок;

их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

    изменение сфер распространения налогов.

Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода налоги оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антициклического развития экономики. Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду.

Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. В ситуации депрессивного производства необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию. Этот вывод, широко распространенный среди ученых экономистов, крайне тяжело пробивает себе дорогу в практических решениях. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство должно создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Именно к таким отраслям и относится оборонная промышленность.

Основным инструментом налогового регулирования выступают налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы можно рассматривать с широкой и узкой точек зрения. Они могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных групп. В узком смысле, из всего перечня налоговых льгот обычно выделяют самостоятельные группы - налоговые скидки и налоговые кредиты. Налоговые скидкипредставляют собой установленный в абсолютной сумме или в процентах вычет из облагаемого дохода или прибыли. Наиболее распространенные - инвестиционные. Так, с 1 января 1993 года (а для конверсионных предприятий на полгода раньше) законодательством введена льгота по прибыли (в виде исключения из облагаемой суммы), направляемой на производственное и непроизводственное строительство. Однако практика показала, что в условиях высоких инфляционных ожиданий эта льгота не дала практических результатов и не оживила инвестиционную активность предприятий.

В отличие от обычных скидок, налоговый кредитпредставляет собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из налогооблагаемой прибыли. Это более выгодная для плательщиков налоговая льгота, так как инвестиционный налоговый кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства, и сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития этих производств.

Положительный опыт использования инвестиционного налогового кредита в целях конверсии военных производств накоплен в Нижегородской области. Специфика этого региона заключается в преимущественной ориентации промышленных предприятий на выпуск продукции оборонного назначения. Поэтому все кризисные явления оборонной промышленности проявились здесь с очевидной остротой. Для преодоления этих негативных явлений и финансовой поддержки предприятий оборонного комплекса на правительственном уровне были приняты решения о предоставлении предприятиям оборонных отраслей промышленности области начиная с 1993 года инвестиционного налогового кредита и направлении этих средств на осуществление конверсионных программ предприятий в дополнение к льготным централизованным кредитам. Финансирование конверсионных программ велось за счет этого источника в объемах, определенных налоговыми кредитными соглашениями, заключенными предприятиями и организациями с государственными налоговыми инспекциями, в пределах общей суммы, определенной Минфином России.

Создание инвестиционно-финансового механизма с использованием налогового кредита показало высокую эффективность данного вида налогового регулирования для конверсионных целей. По прогнозным оценкам (подтвержденным уже в отчетном периоде), завершение программ конверсии, осуществляемых за счет налогового кредита, даст следующие результаты:

рост численности персонала, занятого на выпуске продукции с 47 тыс. человек в 1994 году до 68 тыс. человек в 1996 году;

прибыль, полученная за счет реализации конверсионных программ, увеличится с 27, 3 млрд. рублей в 1994 году до 53, 7 млрд. рублей (в сопоставимых ценах) в 1996 году.

Таким образом, предоставление такого рода льгот полностью соответствует необходимости селективного подхода к государственной поддержке предприятий и решает одновременно ряд проблем:

наибольшую сумму налогового кредита получают высокоэффективные и прибыльные предприятия;

предприятия заинтересованы своевременно и в полном объеме исчислять налоги, так как они законным образом возвращаются предприятиям и идут на их техническое переоснащение;

оборонные предприятия получают стимул к качественной работе, так как увеличение прибыли за счет модернизации производства ведет в свою очередь к увеличению налогов, которые вновь возвращаются к ним в виде увеличенной суммы кредита. Увеличивая или уменьшая размер налоговых скидок и кредитов, государство регулирует масштабы и темпы накопления капитала, сообразуясь с реальными экономическими тенденциями в стране.

Своеобразной формой налоговой скидки, преследующей цели стимулирования роста инвестиций и ускорения процесса обновления активной части основных производственных фондов, выступаетускоренная амортизация.

Эта скрытая форма субсидирования предприятий формально допустима с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Однако она не получила широкого распространения в силу различных бюрократических и процедурных препонов. Проектом Налогового кодекса предусматривается иной подход к амортизации; будет разрешена нелинейная и более быстрая по сравнению с действующими правилами амортизация. Предполагается, что в течение первых лет можно будет списывать большую часть стоимости приобретенного оборудования, а это в известной мере нейтрализует действие инфляционных факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.