реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

реферат
p>Антимонопольная политика в сфере промышленного производства, реализуемая на базе "Государственной программы демонополизации экономики Российской Федерации" должна учитывать естественный монополизм в оборонном комплексе и наличие сложившихся уникальных комплексов с высокой степенью кооперации, разделение которых экономически неоправданно. Кроме того, меры по демонополизации должны быть увязаны с процессами интеграции конверсируемых предприятий в финансово-промышленные компании и группы, создание которых является необходимым условием повышения конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке.

Следует предпринять меры по укреплению финансовой дисциплины, исключающие возможность неучтенного обналичивания оборонными предприятиями денежных средств, в том числе и в рамках подоходного налога с физических лиц. Для этого необходимо в максимальной степени затруднить пересечение финансовых потоков безналичного оборота предприятий и слабо контролируемого наличного оборота торговых структур, осуществляемого в настоящее время с помощью фиктивных договоров между ними.

Решение проблемы использования бюджетных ассигнований не по назначению требует принятия нормативных актов и ряда практических мер, позволяющих отраслевым министерствам и комитетам осуществлять контроль за доведением до оборонных предприятий дотаций, льготных кредитов и их целевым использованием, поскольку расчеты на выполнение таких функций коммерческими банками и Центробанком России не оправдались.

В дальнейшем следует отказаться от механизма льготного кредитованиякак неэффективного, заменяя его в случае крайней необходимости дотациями. Государство в лице органов всех ветвей власти должно отказаться от принятия решений и раздачи обещаний, не подкрепленных реальными финансовыми возможностями и остающихся не выполненными.

Одной из проблем, парализующих деятельность предприятий оборонного комплекса, являетсяпроблема взаимных неплатежей, для решения которой требуется применение таких первоочередных средств: развитие вексельного обращения в форме казначейских обязательств и обязательств коммерческих банков; погашение задолженности государства (при этом средства должны перечисляться на особые счета предприятий, платежи с которых могут направляться только на погашение задолженности перед государством и поставщиками); неинфляционные механизмы взаиморасчетов на уровне отраслей и регионов. Принципиально важно не допустить эмиссионный путь решения этой проблемы.

Решению проблем неплатежей может содействовать реорганизация системы межбанковских расчетов. Необходимо / 8/:

повысить роль Центрального банка в организации системы платежей, а также ответственность коммерческих банков за соблюдение сроков и порядка осуществления расчетов;

ввести единую систему календарной очередности платежей со счетов предприятий; перейти к составлению и исполнению финансовых планов и балансов, калькуляции затрат, подсчету поступлений и платежей в двух оценках - текущих и неизменных ценах.

    4. 2. Организационные и институциональные преобразования
    в оборонном комплексе

Анализ итогов научно-производственной деятельности оборонного комплекса объективно требует дополнения ее характеристикой изменения "институционального состояния" предприятий и организаций. В соответствии с “Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” приватизации государственной собственности отводилась не последняя роль в усилении хозяйственных мотиваций, повышении материальной заинтересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов.

В настоящее время в процессе приватизации и структурных изменений в оборонной промышленности сформировалось три примерно равных по объему производства сектора: государственный (36, 7%), акционерный с участием государства (34%), акционерный без участия государства (29, 1%). В научной сфере в государственном секторе сосредоточено 71, 3% объема научно-технической продукции, в акционерных обществах с участием государства - 15, 4% и без участия государства - 13, 3%. Следует отметить, что организационно акционерные общества без участия государства функционируют в рамках оборонного комплекса на основе соглашений. Из 1773 предприятий оборонного комплекса 1347 преобразованы в акционерные общества. По условиям приватизации предприятия распределились следующим образом: 583 - с "Золотой акцией", 331 - с контрольным пакетом акций у государства, 433 - акционированы без ограничений / 9, 12 /. Однако результаты научно-производственной деятельности оборонного комплекса за 1992-1995 годы, приведенные выше, свидетельствуют о том, что формирование нового слоя собственников и их воздействие на рост масштабов и эффективность производства не оказали позитивного влияния на ситуацию в комплексе, не создали условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии оборонных предприятий.

Государственная политика в области приватизации, предусматривающая досрочную продажу акций, закрепленных в федеральной собственности, вызывает необходимость индивидуальных подходов к предприятиям, производящим продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Безоглядная приватизация и "массовые" подходы к ее завершающему этапу представляют не только угрозу потери для народнохозяйственной экономики высокотехнологичных производств и научных кадров (о чем свидетельствуют реальные факты, имевшие место в 1992-1995 годах), но и обороноспособности и безопасности государства.

Окончание процесса проведения ваучерных аукционов летом 1994 года стало началом радикальных изменений целей и механизмов приватизации. Сегодня денежный этап стал основным, играющим важнейшую роль в становлении приватизированных предприятий оборонного комплекса и в жизни общества.

Как отмечается в “Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года” для эффективной реализации институциональной политики в оборонном комплексе"постваучерная" приватизация должна строиться на следующих принципах: повышение эффективности деятельности конверсируемых предприятий на основе реконструкции и послеприватизационной поддержки, снижения дефицита федерального бюджета;

акции конверсированных приватизированных предприятий реализуются всем потенциальным покупателям только на конкурсной основе;

все граждане России имеют равные права на приобретение акций конверсированных приватизируемых предприятий, запрещается предоставление каких-либо льгот отдельным категориям граждан в зависимости от места жительства или места работы.

Конкурсная основа приобретения контрольных пакетов акций подразумевает предложение не только наивысшей цены, но и наиболее эффективного инвестиционного плана.

Следует расширить практику передачи управления приватизированными предприятиями оборонного комплекса потенциальным инвесторам с последующей продажей им контрольных пакетов акций по результатам их деятельности.

Необходимо предусмотреть возможность закрепления за государством контрольного пакета акций конверсируемых приватизированных предприятий или "Золотой акции" на определенный период. Это связано с необходимостью сохранения государственного контроля в следующих случаях:

А. Высокорентабельное конверсируемое предприятие, производящее экспортную продукцию. С учетом размеров внешнего долга России целесообразно сохранить за государством все 100% активов.

Б. Сохранение производства социально-значимой продукции. В этом случае целесообразно выпустить "Золотую акцию", уступив в частные руки практически весь пакет акций.

В. Конверсируемое предприятие представляет собой совокупность производств, неразрывно связанных единым технологическим процессом или неразделяемых территориально. При этом большая часть мощностей производит обычную гражданскую продукцию, а меньшая - оборонную продукцию, выпуск которой требует постоянного контроля со стороны государства по соображениям секретности, взрывоопасности, экологии и т. п. Здесь также целесообразно выпустить "Золотую акцию", сохранив за государством пакет акций в соответствии с долями видов производимой продукции.

Данные предложения требуют уточнения подходов к тактике акционирования предприятий оборонного комплекса и перехода от типовых массовых процедур приватизации к индивидуальным решениям, учитывающим специфику каждого достаточно крупного конверсируемого промышленного предприятия. В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. № 908 процесс придания государственным предприятиям статуса "казенных" заводов, либо преобразования их в акционерные общества займет достаточно длительное время, необходимо повысить управляемость ими со стороны органов федеральной исполнительной власти.

В настоящее время с целью повышения эффективности функционирования конверсионных предприятий в законодательном порядке необходимо закрепить следующие положения/9-11, 58/:

право полного хозяйственного ведения (владение, пользование, распоряжение имуществом) принадлежит собственнику имущества;

собственник единолично, самостоятельно или через своих уполномоченных, осуществляет управление деятельностью предприятия;

прибыль от хозяйственной деятельности принадлежит собственнику; участие трудового коллектива в управлении предприятием должно осуществляться только в той степени, в которой коллектив владеет пакетом голосующих акций. Проведенные исследования показали, что основные направления организационных преобразований в оборонном комплексе связаны с формированием финансово-промышленных групп и поддержкой предпринимательства и малого бизнеса /1, 9, 23, 24, 35/.

    4. 2. 1. Финансово-промышленные группы

В рамках концепции государственного управления конверсией оборонного комплекса создание финансово-промышленных групп (ФПГ) рассматривается как основной его структурообразующий элемент.

Анализ зарубежного опыта, приведенный в приложении 1, показал, что под ФПГ понимаютдостаточно широкий круг организационно - правовых форм интеграции промышленных, банковских, инвестиционных, страховых, научных, маркетинговых и иных структур, в том числе национальных и транснациональных корпораций (например, ИБМ, Самсунг), а также зачастую не имеющих четкой формы, но де-факто существующих (например, империя Рокфеллеров).

По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 35 тысяч крупных интегрированных финансово - промышленных структур, половина которых приходится на США, Японию, Германию и Швейцарию. Под их контролем находится от 30 до 50% промышленного производства, более половины внешней торговли, более 75% патентов и лицензий на высокие технологии и “ноу-хау”. Причем 100 наиболее крупных ФПГ контролировали в 1994 году около 20% мирового объема производительных активов / 9 /.

Практически процесс реального продвижения к формированию современных форм ФПГ в России проявился в 1991 - 1992 годах, когда стали действовать крупные коммерческие и холдинговые структуры, такие как Российское акционерное общество “Газпром”, Межгосударственная акционерная корпорация “Вымпел” и другие. Однако этот процесс нуждался в осуществлении целенаправленной долговременной государственной политики, адекватной современным внутренним и внешним экономическим и политическим условиям.

Поэтому, в соответствии с Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993г. № 2096, ФПГ стали формироваться с соблюдением антимонопольного законодательства в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а также отвечающих приоритетным направлениям государственной промышленной политики.

    Основными принципами создания ФПГ являются /9, 23, 24/:

1. Первоочередное создание групп на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках. 2. Использование холдинговых или трастовых (доверительных) отношений как основы для организационно - экономического взаимодействия участников группы с головной финансово-промышленной компанией.

3. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капиталов, что предполагает целенаправленное формирование ряда ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции.

4. Социально-экономическая обоснованность проектов создания групп, предполагающая использование при их формировании соответствующей экспертизы и системы количественных оценок потенциальной эффективности будущей совместной деятельности (оценки рынка продукции, экономической эффективности инвестиционных проектов, занятости, экологической безопасности создаваемых производств);

5. Добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав групп, предполагающая, как правило, собственную инициативу предприятий в разработке проекта ФПГ и подбор участников совместной деятельности с учетом экономических интересов всех сторон. Исключением могут быть случаи формирования ФПГ по решению Правительства.

6. Юридически взаимоотношения между ФПГ и государством должны регулироваться различными видами договоров, определяющих взаимные обязательства, гарантии и ответственность ФПГ, с одной стороны, и Правительства Российской Федерации или по его представлению федерального органа исполнительной власти, с другой. 7. Включение представителей органов государственного управления в структуру управления ФПГ.

Проведенные исследования показали, что в России возможно создание ФПГ трех видов: транснациональные с участием предприятий и организаций ближнего и дальнего зарубежья, межрегиональные и собственно региональныегруппы. По данным Госкомпрома России в течение 1995 -1996 годов прогнозируется создание 20 сверхмощных ФПГ и 100 -130 обычных. Как ожидается, они охватят все зоны экономики, более 40 подотраслей / 9 /.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.