реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

реферат
p>Оборонный комплекс России- это целостная организационно-экономическая система отраслей, промышленных и научных предприятий и организаций, предназначенная для выполнения исследований, разработок, производства и поставок ВВТ. Она представляет собой наиболее качественный компонент экономики народного хозяйства страны. Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал, дающий 40% всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры рабочих, инженеров и ученых.

Для России более рациональное в современных условиях использование такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного преодоления стоящих перед страной экономических и социальных проблем, с другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.

Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит повысить эффективность общественного производства.

Целью диссертации является решение научной проблемыразработки теоретических и методологических основ совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях рыночных преобразований.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: комплексный анализ состояния и проблем развития оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики;

анализ соответствия существующей системы управления конверсией оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям;

разработка методологических основ развития системы управления конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ; разработка концепции финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса с учетом специфических особенностей производства ВВТ; разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной политики в оборонном комплексе;

разработка предложений по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ;

разработка предложений по выбору внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России;

разработка концепции государственного управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации; разработка предложений по совершенствованию государственного управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и институциональных преобразований;

разработка предложений по повышению роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых предприятий. М е т о д ы и с с л е д о в а н и я.

Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на методологии военно-экономического и финансового анализа, включают системный анализ и синтез, методы исследования операций.

    Н а у ч н а я н о в и з н а р а б о т ы.
    В диссертации на основе системного подхода:

1. Предложено комплексное решение основных методологических, экономических, организационных и других проблем совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Выполнен комплексный анализ состояния существующей системы управления конверсией и ее соответствия новым экономическим и политическим условиям. 3. Сформулированы методологические основы совершенствования системы управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации.

4. Предложены критерии и показатели, разработан методический подход к оценке эффективности функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса.

5. Разработана и предложена концепция финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса, позволяющая в условиях проведения жесткой финансовой политики обеспечить:

сохранение научно-производственного и кадрового потенциала оборонного комплекса;

формирование состава и структуры научно-производственной базы военного производства, адекватной складывающимся рыночным условиям;

максимально эффективное использование научно-технического и производственного потенциала оборонных предприятий в интересах создания рыночной среды; повышение эффективности функционирования оборонных предприятий за счет создания сильного мотивационного механизма экономической деятельности; оценку влияния экономических методов государственного управления на процесс развития оборонного комплекса на макро- и микроуровне и их эффективного использования для стабилизации и дальнейшего роста российской экономики. 6. Разработаны предложения по совершенствованию налоговой и кредитной политики в оборонном комплексе, финансированию создания и закупок ВВТ, а также рекомендации по выбору внебюджетных источников финансирования конверсионных программ.

7. Разработана и предложена концепция государственного управления развитием оборонного комплекса, включающая предложения по совершенствованию организационных и институциональных преобразований в нем, а также повышению роли государства в региональной и внешнеэкономической деятельности конверсируемых предприятий.

    П р а к т и ч е с к а я ц е н н о с т ь.

На основе разработанных и предложенных автором концептуальных и методологических подходов под его руководством и при непосредственном участии создан методологический аппарат, который дает исследователям научно-методический инструмент для решения наиболее важных и актуальных проблем управления развитием оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики.

    Р е а л и з а ц и я р е з у л ь т а т о в.

Результаты исследований, выполненные под руководством и непосредственном участии автора, использовались при разработке:

Федерального закона РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

постановления Правительства Российской Федерации "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; Федерального закона РФ "О государственном оборонном заказе"; Федерального закона РФ "О финансово - промышленных группах"; проекта Федерального закона "О военных расходах";

Указа Президента РФ " О стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа" от 6 ноября 1993г. № 1850; Указа Президента РФ "О предоставлении Правительству Российской Федерации в 1994 году кредитов на конверсионные и инвестиционные программы" от 10 августа 1994г. № 1679;

Указа Президента РФ " Об открытии отдельных текущих счетов по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе для финансирования конверсионных и инвестиционных программ" от 7 сентября 1995г. № 902;

Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995г. № 1274;

при подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам конверсионных процессов в оборонном комплексе и финансового механизма их реализации, в частности, постановлений Правительства РФ:

"О мерах по стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонного комплекса" от 19 декабря 1994г. № 1399;

"О Федеральном фонде развития электронной техники" от 12 января 1995г. № 31; "О федеральных научно-производственных центрах" от 9 октября 1995г. № 983; “О государственном фонде конверсии” от 16 декабря 1995г. № 1239; распоряжений по предоставлению инвестиционного налогового кредита конверсируемым предприятиям Нижегородской области от 1 апреля 1994г. № 426-р, от 5 января 1995г. № 2, Свердловской области от 20 февраля 1995г. № 243-р; при разработке Положения о предоставлении кредитов предприятиям, осуществляющим конверсию военного производства, утвержденного Председателем Правительства РФ в 1993г. и успешно функционировавшем в течение 1993-1995гг.

    А п р о б а ц и я р а б о т ы.

Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях: Экспертного Совета при Правительстве РФ;

Межведомственной правительственной рабочей комиссии по рассмотрению конверсионных программ для предоставления целевых кредитов, в которой автор является заместителем Председателя;

Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию платежей и расчетов;

    Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам;

на 5 научно-технических конференциях, в том числе на 3 международных. П у б л и к а ц и и.

Автором опубликовано более 20 научных работ, в том числе наиболее значимых по теме диссертации 16 и три монографии.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и двух приложений. Общий объем машинописного текста составляет 257 листов.

Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность научным консультантам Члену-корреспонденту РАН, дин проф. Кокошину А. А. и дэн Бандурину В. В. , Заслуженному деятелю науки РФ, дэн проф. Викулову С. Ф. , дэн проф. Куличкову Е. Н. , дэн проф. Павловой Л. П. , дэн проф. Артюхову В. И. , дэн проф. Королеву В. Д. , кэн Чистовой В. Е. , а также сотрудникам и коллегам, без участия которых трудно было бы получить и проверить многие теоретические, методологические и практические результаты.

    1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
    РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И
    ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Начиная с 1989г. , оборонный комплекс СССР, а затем и России находится в состоянии перманентной трансформации, начало которой положили известные решения о разоружении, сокращении армии, военных расходов и производства вооружения и военной техники.

Деформированная и монополизированная структура производства с крайне высокой степенью милитаризации относится к истокам глубокого экономического и социально-политического кризиса командной экономики СССР. По мнению многих аналитиков, многолетнее наращивание военных расходов, являющихся прямым неэффективным, равнозначным потерям для народного хозяйства, вычетом из национального дохода, сужало возможности расширенного воспроизводства, порождало структурные диспропорции в экономике и создавало социальные антагонизмы.

Однако такая односторонняя трактовка, поддерживаемая декларированным тезисом о всемерном сокращении военных расходов и антимилитаристском характере нашей экономики, в значительной степени обусловлена неразвитыми в теоретическом аспекте разработками проблем военной экономики, и в частности ее основного звена - сферы производства продукции военного назначения - оборонной промышленности.

Это диктует и соответствующие взгляды на конверсию военно-промышленного комплекса, как быстрый и радикальный процесс адекватной замены военного производства на гражданское и на базе этого осуществления структурной перестройки экономики в интересах всего народного хозяйства. Вместе с тем, мировая практика показывает, что широкомасштабная конверсия наиболее мощного и технически передового сектора экономики - весьма сложный, дорогостоящий и потенциально взрывоопасный в социально-экономическом плане процесс, требующий четкого определения целей и путей их реализации, четкой системы государственного управления, регулирования и контроля за его осуществлением.

Не подкрепленная научными проработками, законодательным и материально-финансовым обеспечением конверсия превращает высокопроизводительные отрасли в отстающие, а их предприятия в неплатежеспособные, лишенные прибылей проводимой политикой, но самое главное порождает угрозу не только обороноспособности страны, но и всему промышленному и техническому потенциалу. Конверсия оборонного комплекса России беспрецедентна и по масштабам, и по характеру проведения. Протекающая в условиях политических и экономических реформ, полной смены хозяйственного механизма и структурной перестройки всей экономики, она отразилась глубоким кризисом оборонного комплекса страны, породившим целый ряд проблем.

Необходим поиск путей не просто сохранения и выживаемости оборонного комплекса в условиях становления рыночных отношений, но и его дальнейшего качественного роста.

Для этого важно проанализировать и адекватно оценить экономическую ситуацию, сложившуюся в оборонном комплексе.

    1. 1. Анализ итогов научно-производственной деятельности
    оборонного комплекса в 1991-1995 годах
    Краткая характеристика оборонного комплекса России

Объективные исторические процессы сформировали новое экономическое пространство в области разработки и производства вооружения и военной техники. Оборонный комплекс СССР перестал существовать как единое целое.

На территории России осталось 67 % оборонных промышленных предприятий и 74 % научных организаций оборонного комплекса СССР. При этом годовой объем производства России от общего по СССР составлял по военной продукции 80 %, объем НИОКР по оборонной тематике - 90 %; стоимость основных фондов промышленных предприятий - 73 %, НИИ и КБ - 88 %; численность работающих на оборонных предприятиях - 72 %, в НИИ и КБ - 85 % / 4 /.

Таким образом, основная доля военно-промышленного потенциала СССР осталась в Российской Федерации.

Важна и структура оборонного комплекса России в отраслевом разрезе, поскольку отраслевой разрез во многом предопределяет потенциальные возможности и сроки возможной "конверсируемости" предприятий и организаций, входящих в комплекс. В Российской Федерации сосредоточено около 87% всего научно-производственного потенциала авиационной промышленности бывшего СССР и выпускалось около 82% отраслевой продукции. На ее территории расположено 124 промышленных предприятия, 103 разрабатывающих организации, на которых работало в 1991 году соответственно 990, 9 и 325, 8 тыс. человек. Среди них - ведущие авиастроительные заводы и опытно-конструкторские бюро, крупнейшие научно-исследовательские центры, выполняющие разработки в области авиационного материаловедения, двигателей, конструкций и оборудования. Из 18 самолетостроительных предприятий здесь находятся 14, из 6 предприятий, производящих вертолеты, - 5 / 21 /. Российские предприятия и объединения выпускали более 78% всей авиационной и ракетной техники бывшего СССР, в том числе 92, 3% самолетов истребительной авиации и 97, 5% тяжелых самолетов, почти 88% авиационных двигателей, 79% агрегатов, 91, 7% продукции авиационного приборостроения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.